Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Общественные объединения и саморегулируемые организации патентных поверенных

О.В.НОВОСЕЛЬЦЕВ – канд. техн. и юрид. наук, вице-президент РОО «Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных»

В связи с принятием и введением в действие федерального закона «О патентных поверенных» возник ряд проблем, связанных с механизмами его реализации, – считает автор.

Одна из таких проблем заключается в фактическом отсутствии в настоящее время саморегулируемых организаций патентных поверенных и недостаточном числе общественных объединений (и, соответственно, недостаточном числе патентных поверенных – их членов), официально зарегистрированных в качестве юридических лиц и соответствующих всем установленным требованиям действующего законодательства.

Эта проблема обусловлена тем, что согласно ст. 6 и 9 закона «О патентных поверенных» Роспатентом должны быть созданы квалификационная и апелляционная комиссии, в состав которых должна входить 1/3 патентных поверенных от общего числа членов комиссий. Их кандидатуры представляются общественными объединениями и саморегулируемыми организациями патентных поверенных.

Вместе с тем для большинства российских патентных поверенных вопрос организации и/или вступления в члены общественных объединений и саморегулируемых организаций остается открытым. Поэтому представляется целесообразным детально рассмотреть наиболее общие и значимые для принятия решений вопросы их организации и деятельности в соответствии с нормами действующего законодательства.

Особенности саморегулируемых организаций

Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, их деятельностью, – взаимодействием саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления регулируются федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2 Закона).

Саморегулируемой организацией может признаваться некоммерческая организация патентных поверенных, созданная в соответствии с ГК РФ и федеральным законом «О некоммерческих организациях» только при условии ее соответствия всем установленным п. 3 ст. 2 закона «О саморегулируемых организациях» требованиям, а именно:

   объединение в ее составе в качестве ее членов не менее 100 патентных поверенных;
   наличие стандартов и правил профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
   обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов требования страхования (минимальная страховая сумма по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее, чем 30 тыс. руб. в год) и формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации (в размере не менее, чем 3 тыс. руб. в отношении каждого члена).

Согласно п. 1 ст. 6 Закона саморегулируемая организация:

разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в нее;

применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

анализирует деятельность своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, публикует информацию об этой деятельности в порядке, установленном законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

В соответствии со ст. 24 Закона саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, которые могут образовываться по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций. При этом согласно п. 13 ст. 20 Закона некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр саморегулируемых организаций, не вправе использовать в своих учредительных и иных документах, а также при осуществлении своей деятельности слова «саморегулируемая», «саморегулирование» и производные от слова «саморегулирование».

Таким образом, на практике некоммерческая организация патентных поверенных сначала должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица, а затем, после обязательного выполнения всех установленных требований и последующего ее внесения в установленном порядке в государственный реестр саморегулируемых организаций, она может приобрести статус и называться саморегулируемой организацией.

Необходимым и главным условием деятельности в качестве саморегулируемой организации является создание в некоммерческой организации специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами организации требований стандартов и правил профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении к ним мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных ее внутренними документами. Соответственно предметом саморегулирования будет являться профессиональная деятельность патентных поверенных, объединенных в саморегулируемые организации (п. 1 ст. 4 Закона).

Претендующая на статус саморегулируемой, некоммерческая организация патентных поверенных должна разработать и утвердить стандарты и правила профессиональной деятельности патентных поверенных. Они должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Могут устанавливаться и дополнительные требования к профессиональной деятельности (п. 2 и 3 ст. 4 Закона).

Необходимость наличия обязательных для всех членов саморегулируемой организации стандартов профессиональной деятельности, контроля за их соблюдением и принятия санкций в случае их нарушения, а также предусмотренные законом для саморегулируемых организаций и ее руководителей ограничения являются, по мнению автора, главными препятствиями развития саморегулирования профессиональной деятельности патентных поверенных.

Учитывая добровольность членства в саморегулируемой организации, наличие обязательных для исполнения стандартов и санкций за их неисполнение, вплоть до исключения из членов, разнородность официальной и фактической специализации, существенные различия в квалификации, деловых и моральных качествах, а также, главное, принципиально разные интересы частнопрактикующих и работающих по найму патентных поверенных, саморегулирование их профессиональной деятельности, особенно в общероссийском масштабе, представляется делом далекого будущего. Однако дорогу осилит идущий! Поэтому целесообразно рассмотреть основные организационно-правовые формы и особенности основанных на членстве некоммерческих организаций, которые в своем развитии имеют легальную возможность «дорасти» до статуса саморегулируемых.

Особенности некоммерческих организаций

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками, которая может создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 1, 2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 3 Закона).

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, частных учреждений, государственных корпораций, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3 ст. 2 Закона).

Для нас же важно, что общественными организациями (объединениями) признаются основанные на членстве добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. При этом участники (члены) общественных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы, и не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов (ст. 6 Закона).

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение уставных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов (ст. 8 Закона).

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Члены некоммерческого партнерства вправе получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства, а также получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ст. 8 Закона).

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Число учредителей не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15 Закона).

Главным отличием общественной организации от некоммерческого партнерства, кроме различий в целях уставной деятельности, по мнению автора, является сохранение права собственности на переданное членами имущество за общественной организацией при выходе или исключении членов из общественной организации, а также возможность использования оставшегося имущества при ее ликвидации только на осуществление уставной деятельности. В то же время в некоммерческом партнерстве при выходе участника ему может возвращаться внесенное им имущество, а оставшееся после его ликвидации имущество распределяется между участниками.

Ассоциации и союзы, также являющиеся некоммерческими организациями, представляют собой объединения юридических лиц, создающих коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (п. 1 ст. 11 Закона).

Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций, которые также являются некоммерческими организациями (п. 2 ст. 11 Закона). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и порядке, предусмотренных ее учредительными документами (п. 2 – 4 ст. 11 Закона).

Таким образом, согласно действующему законодательству ассоциации могут создаваться только для объединения коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а не для объединения осуществляющих профессиональную деятельность физических лиц. В связи с этим объединение патентных поверенных в саморегулируемых организациях возможно либо в организационно-правовой форме некоммерческих партнерств, либо общественных организаций, которые при выполнении определенных законом «О саморегулируемых организациях» обязательных условий и включения в государственный реестр саморегулируемых организаций могут приобрести статус саморегулируемых и объединяться в ассоциации и союзы.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 с. 5 закона «О патентных поверенных» патентные поверенные вправе создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации общественные объединения патентных поверенных и (или) быть их членами (участниками), а также создавать саморегулируемые организации патентных поверенных. Других организационно-правовых форм объединения патентных поверенных в законе «О патентных поверенных» нет.

Получается, что строго соответствовать нормам закона «О патентных поверенных» могут только общественные организации патентных поверенных, а другие организационно-правовые формы объединения патентных поверенных, в частности, некоммерческие партнерства, будут ему соответствовать только если «дорастут» до статуса саморегулируемых организаций.

Особенности общественных объединений

Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституционное право граждан на объединение включает право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 3 федерального закона «Об общественных объединениях»).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения (ст. 5 Закона).

Учредителями общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения. При этом учредители общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения согласно его уставу оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности (ст. 6 Закона).

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного порядка государственной регистрации общественных объединений (ст. 21 закона «Об общественных объединениях»).

Общественные объединения могут создаваться как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия (ст. 7 Закона).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 8 Закона).

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей (не менее трех физических лиц). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения (ст. 18 Закона).

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом «Об общественных объединениях».

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения (ст. 18 Закона).

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации (ст. 13 Закона).

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения (ст. 14 Закона). Соответственно общественное объединение патентных поверенных может именоваться:

   общероссийским, осуществляющим свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеющим там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства;
   межрегиональным, действующим на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеющим там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства;
   региональным, действующим в одном субъекте Российской Федерации;
   местным, действующим на территории органа местного самоуправления.

Выводы

Оптимальным решением проблемы формирования и начала деятельности квалификационной и апелляционной комиссий Роспатента с участием патентных поверенных представляется организация и деятельность в качестве юридических лиц общественных объединений патентных поверенных в организационно-правовой форме общественных организаций, а также некоммерческих партнерств, которые в своем развитии приобретут статус саморегулируемых организаций.

Ассоциации и союзы патентных поверенных могут образовываться путем объединения действующих в качестве юридических лиц общественных организаций и некоммерческих партнерств в статусе саморегулируемых организаций.

Формирование общероссийского общественного объединения возможно только после организации более чем в половине субъектов Российской Федерации общественных объединений патентных поверенных или начала работы более чем в половине субъектов Российской Федерации филиалов и представительств действующих общественных объединений патентных поверенных.

Создание общероссийской саморегулируемой организации патентных поверенных на данном этапе развития института патентных поверенных в России и соответствующего законодательства представляется в ближайшем будущем практически нереальным.