Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Кому больше нужен патент: автору, работодателю, госзаказчику?

В статье заслуженного изобретателя РФ, начальника патентного бюро ОАО «НПП «Рубин» А.Д.Доли и ведущего инженера Л.Е.Ворониной (г. Пенза) рассмотрены вопросы правообладания интеллектуальной собственностью, полученной в результате выполнения государственного или муниципального заказа, и хозяйственного управления такой собственностью.

Проанализируем, какие права принадлежат автору, работодателю и генеральному (государственному) заказчику в соответствии с §4 главы 72 четвертой части ГК РФ «Изобретение, полезная модель и промышленный образец, созданные в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору».

В соответствии с ГК РФ возможно несколько схем взаимодействия при получении патента на изобретение:
1. Автор, он же патентообладатель (ст. 1357).
2. Служебное изобретение (ст. 1370):
   автор, работодатель (правообладатель);
   автор, работодатель и заказчик (правообладатель).
3. Изобретение, созданное при выполнении работ по государственному (муниципальному) заказу (ст. 1373):
   автор;
   предприятие, выполняющее государственный заказ;
   предприятие-исполнитель, государственный заказчик (правообладатель или правообладатели);
   предприятие-исполнитель, предприятие – промежуточный заказчик, заключивший государственный контракт, и государственный заказчик.

Общие положения, определяющие понятия «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности» (ст. 1225), «интеллектуальные права» (ст. 1226), «автор результата интеллектуальной деятельности» (ст. 1228), «патентные права» (ст. 1345), «право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец» (ст. 1357), достаточно подробно регламентируют права автора результата интеллектуальной деятельности в первом случае (автор, он же патентообладатель).

Во втором случае (создание служебного изобретения) алгоритм взаимодействия между автором и работодателем достаточно хорошо проработан в ст. 1370 «Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец» и определяется гражданско-правовым договором (так называемым авторским договором), заключаемым между автором и предприятием-работодателем.

Однако в последнее время в практике хозяйственных отношений получило распространение включение в хозяйственный договор между заказчиком и исполнителем (предприятием) раздела о результатах интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении договора, в котором заказчик оговаривает получение охранных документов на интеллектуальную собственность только на свое имя либо на имя заказчика и исполнителя (ст. 1371 и 1372 ГК).

Данная коллизия в ст. 1370 не рассмотрена и является теневым отражением варианта, предусмотренного ст. 1373 «Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту» (третий случай). При этом если головной исполнитель государственного контракта нанимает для выполнения госзаказа соисполнителя путем заключения договора (контракта), то в него включаются все требования, предусмотренные ст. 1373 ГК РФ и соответствующим разделом госконтракта.

В ст. 1373 ГК РФ идет речь о защите имущественных прав Российской Федерации, хотя также предусмотрено получение патента организацией, выполняющей государственный заказ. Однако типичной формулировкой в государственном контракте является отчуждение прав патентообладателя либо в пользу Российской Федерации в лице государственного заказчика (типичный случай), либо совместно Российской Федерации и организации, выполняющей государственный заказ (редчайший случай). Включение такой формулировки в текст государственного контракта представляет собой страховку для государственного заказчика – «дележ шкуры неубитого медведя», так как неизвестно, будет ли создана при выполнении государственного заказа интеллектуальная собственность. При этом автор исключается из схемы подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, созданное при выполнении государственного (муниципального) заказа.

Прямые контакты автора с генеральным заказчиком ст. 1373 не предусмотрены. В соответствии с п. 3 этой статьи такие функции возложены на исполнителя (работодателя): «…исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию». И если автор заинтересован в получении патента (его имя как автора в патенте указывается), то исполнитель при получении патента на имя Российской Федерации в лице госзаказчика практически не получает никаких выгод от него.

Итак, в процессе выполнения государственного заказа на предприятии создано предполагаемое изобретение, полезная модель или промышленный образец. Об этом знает автор, о чем письменно извещает работодателя (п. 4 ст. 1370 ГК РФ). Заключается авторский договор, о котором предприятие-изготовитель извещает государственного заказчика (п. 2 ст. 1373 ГК РФ).

Квалифицированно оформить заявку на патент может автор, знающий содержание технического или художественно-конструкторского решения, патентная служба организации-исполнителя при участии автора, но не генеральный заказчик, не владеющий информацией о патентоспособности продукта интеллектуального труда. Поэтому при указании в заявке на выдачу патента РФ в качестве единственного правообладателя генерального (государственного) заказчика заинтересованность в получении патента организации-исполнителя сводится к минимуму. Патентные службы генерального (государственного) заказчика в настоящее время не способны проводить разработку и сопровождение рассмотрения заявок на выдачу патентов, так как не имеют трудовых и финансовых ресурсов даже для оплаты госпошлин. Поэтому реально подготовить и подать заявку на патент с включением в качестве второго правообладателя государственного заказчика способна только организация-исполнитель. Причем включение в число правообладателей генерального (государственного) заказчика целесообразно производить после получения решения о выдаче патента.

Ситуация усложняется, когда официальным исполнителем по государственному контракту является одна организация (например, концерн, холдинг) – де-юре, тогда как номинальным исполнителем является другая организация (юридическое лицо), де-факто выполняющая государственный заказ по отдельному договору (контракту) между этими двумя организациями.

В договоре обычно повторяются положения государственного контракта об интеллектуальной собственности, и исполнитель совершенно не заинтересован в получении охранных документов. При подаче организацией-исполнителем заявки на получение патента официальный исполнитель государственного заказа предпринимает любые способы (вплоть до рейдерских) для перевода на себя и гензаказчика права владения патентом.

Следует отметить, что в нашей практике ни в одном из случаев уведомления исполнителем о создании охраноспособного решения при выполнении государственного заказа ответа от генерального заказчика в регламентированный законом срок не последовало. Процедура прохождения письменного согласования патентообладателя с гензаказчиком громоздка и занимает длительное время. При этом из-за потери времени возможен «перехват» патентных прав с помощью аналогичных патентов другими конкурирующими фирмами.

Предлагаемая нами схема получения охранных документов свободна от отмеченных выше недостатков. Одновременно с уведомлением работодателя или генерального заказчика и принятием решения о патентовании необходимо подать заявку от имени автора или работодателя с последующей передачей правообладания в соответствии с законодательством и имеющимися хозяйственными договорами.

Итак, автор является участником всех предусмотренных ГК РФ схем получения патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Он наиболее осведомлен о сущности охраноспособного решения, а также наиболее заинтересован в получении патента и его внедрении. На наш взгляд, целесообразно утвердить на законодательном уровне следующую процедуру передачи прав патентообладателя: автор –› работодатель –› заказчик – ›генеральный (государственный) заказчик.

Автор разрабатывает и подает заявку от своего имени, указывая себя в качестве автора и правообладателя. Одновременно в случае служебного изобретения, полезной модели и промышленного образца автор извещает работодателя о создании охраноспособного решения (п. 4 ст. 1370 ГК РФ). Если работодатель в течение четырехмесячного срока принимает решение о заявлении себя в качестве правообладателя, то между автором и работодателем заключается договор об изменении правообладателя. Соответствующее заявление подается в ФГУ ФИПС. Автору возмещаются затраты на разработку и подачу заявки.

Аналогично при создании охраноспособных решений в работах по государственному заказу работодатель, выполнив действия по заключению договора с автором, извещает государственного заказчика о создании охраноспособного решения (п. 2 ст. 1373 ГК РФ). Если государственный заказчик в течение шести месяцев не сообщит свое решение, права остаются за исполнителем. В противном случае они могут быть переоформлены на госзаказчика либо на госзаказчика и исполнителя.

Авторские и имущественные права авторов не должны ущемляться, и авторский договор должен перезаключаться при каждой смене правообладателя. Достоинство предлагаемого алгоритма в том, что существенно сокращается время получения патента (на срок до 10 месяцев) и сохраняются права Российской Федерации на интеллектуальную собственность.