Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Охрана рационализаторских предложений в режиме ноу-хау

Затруднения в коммерческом использовании патентов на изобретения, на наш взгляд, вызваны двумя объективными причинами:

  • оформление прав на изобретение требует определенных финансовых затрат;
  • каждый договор о передаче прав на изобретение подлежит регистрации в патентном ведомстве, что также отнимает время и деньги.
Что же делать? Постараемся прикинуть, не пригодятся ли для нашей цели старые запасы в новом обличье?

Оказывается, что научно-техническая документация, которой так богаты предприятия, хорошо используется на отечественном рынке. В хозяйственный оборот она введена под названием ноу-хау. Его охрана и введение в хозяйственный оборот стали возможны с момента вступления в действие в 1995 г. ч. I Гражданского Кодекса РФ. У ноу-хау есть и другое название - коммерческая тайна.

Термин «ноу-хау» используют бухгалтеры и аудиторы в нормативных документах, когда речь идет о нематериальных активах. Юрист прибегает к термину «коммерчески ценная информация» или «коммерческая тайна». В новом ГК есть новая для российского законодательства ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна». Ее правовой анализ позволяет сделать вывод, что термин «коммерческая тайна» полностью включает в себя понятие ноу-хау.

Под ноу-хау сегодня понимают самые разнообразные коммерчески ценные сведения, связанные с производством, управлением, финансами и т.д. Например, это могут быть знания технического характера: научные отчеты, конструкторские чертежи, методики проведения эксперимента, методики расчета, спецификации, рецептура, протоколы испытаний. В качестве ноу-хау охраняются и экономические, управленческие сведения, такие как картотеки клиентов и поставщиков, схемы финансовых операций, бизнес-планы, аналитические справки.

Предусмотрена ответственность лиц, нарушающих права обладателей ноу-хау или коммерческой тайны. Так, в соответствии с п. 2 ст. 139 ГК РФ «Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

О серьезных намерениях законодателя по охране коммерческой тайны свидетельствует также УК РФ. Ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну» предписывает: «Собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет».

За те же действия, причинившие крупный ущерб, в п.2 названной статьи предусмотрен штраф до 500 МРОТ и лишение свободы сроком до трех лет.

Таким образом, подтверждается, что ноу-хау, включающее и научно-техническую документацию, как товар используется очень активно.

Как это происходит? Реально извлекать прибыль из ноу-хау сегодня можно двумя способами:

  • продать, заключив договор о продаже ноу-хау, форма и основные положения которого уже давно разработаны и апробированы;
  • внести в уставный капитал вновь создаваемых предприятий и фирм, т.е. передать права на его использование, заключив специальный договор.
Как нам представляется, активное использование ноу-хау в коммерческом обороте объясняется просто:
  • для охраны ноу-хау не требуется получения специального охранного документа;
  • договор о передаче ноу-хау не подлежит никакой регистрации.
Необходимым условием признания объекта, охраняемого в качестве ноу-хау, является сохранение его в тайне. Иными словами, охраняемая информация должна отвечать требованиям, за-конодательно установленным для коммерческой тайны. А именно:
  • информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • к ней не должно быть свободного доступа на законном основании;
  • обладатель должен принять меры к охране конфиденциальности информации.
Коммерческая тайна, конечно, не должна включать сведения, относящиеся к государственной тайне. Их перечень приведен в законе РФ «О государственной тайне».

Теперь что касается рационализаторских предложений. Согласно Положению об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 г. рационализаторское предложение - это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, в котором оно подано.

Введение в действие Ч. I и II нового ГК РФ, а также Патентного закона РФ формально не коснулось законодательства о рационализаторских предложениях. В их отношении остаются в силе Гражданский кодекс РСФСР, действующий с 1 октября 1964 г., ст. 150 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, действующих с 1 января 1992 г., а также раздел 4 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, действующего с 1 января 1974 г. «Рационализаторские предложения».

В постановлении Совета Министров РСФСР 1991 г. «О мерах по развитию изобретательства и рационализаторской деятельности в РСФСР», в частности, говорилось, что предприятия самостоятельно определяют порядок рассмотрения заявлений на рационализаторские предложения, их внедрения, выплаты авторского вознаграждения. Указывалось, что рационализаторскими могут признаваться предложения не только технического характе-ра, но и организационного, управленческого характера, если они представляют коммерческую ценность для предприятия.

В 1996 г. были опубликованы Методические рекомендации по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации, в п. 1 которых указано, что организации и предприятия проводят рационализаторскую работу на основе разработанного ими Положения о рационализаторских предложениях. То есть они вправе самостоятельно определять порядок признания предложения рационализаторским, внедрения, размер и порядок выплаты вознаграждения авторам.

Таким образом, рационализаторское предложение остается особым объектом интеллектуальной собственности, который:

  • содержит техническое, организационное либо управленческое предложение;
  • обладает новизной в пределах того предприятия, которому оно подано;
  • является полезным (дает экономический или иной положительный эффект), т.е. коммерчески ценным для предприятия;
  • представляет собой результат личного творчества заявителя.
Для признания предложения рационализаторским не требуется никакой официальной процедуры, за которую нужно платить обязательные пошлины. Договор о передаче прав на рационализаторское предложение не подлежит обязательной регистрации.

Как видим, анализ признаков рационализаторского предложения и коммерческой тайны подтверждает их большое сходство.

Понятию коммерчески ценной для предприятия информации полностью соответствуют все названные нами признаки рационализаторского предложения.

Нетрудно установить, что для полного совпадения рационализаторских предложений и коммерческой тайны необходимо соблюдение двух условий:

  • информация о рационализаторских предложениях не должна появляться в открытой печати;
  • предприятия должны принимать меры по охране конфиденциальности информации, содержащейся в рационализаторских предложениях.
Выполнить эти условия несложно. Каждое предприятие, считающее целесообразным использовать рационализаторские предложения в коммерческом обороте, должно:
  • не допускать открытых публикаций о содержании указанных предложений, закрыть доступ к ним на законном основании;
  • обеспечить режим сохранности коммерческой тайны, например, разработать на предприятии специальное положение.
При этом необходимо учитывать постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Так, коммерческую тайну предприятия не могут составлять:

  • учредительные документы и устав;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в госбюджет;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, наличии свободных рабочих мест;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
При введении в действие на предприятии грамотно разработанного режима сохранения коммерческой тайны правовой режим рационализаторских предложений ничем не будет от него отличаться. Значит, вышеназванные способы коммерческого использования ноу-хау можно в полной мере применить к рационализаторским предложениям. То есть актив ноу-хау можно дополнить пока невос-требованными предложениями изобретателей и рационализаторов.

Мы наметили правовой путь введения рационализаторских предложений в коммерческий оборот. Разумеется, часть из них устарела и потеряла коммерческую ценность. Но давайте вспомним, что необходимо для получения богатого урожая. Сначала отбирают пригодные для посева семена, потом хорошо вспахивают землю, затем ухаживают за ростками и только осенью собирают урожай.

Так и в нашей ситуации. Во-первых, следует отобрать коммерчески перспективные рационализаторские предложения. Во-вторых, создать режим коммерческой тайны на предприятии, закрыв свободный доступ к информации. В-третьих, необходимо аккуратно и грамотно заключать договоры об использовании ноу-хау. И только после этого можно рассчитывать на прибыль.