Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Государственные учреждения как обладатели прав на объекты интеллектуальной собственности

Канд. юрид. наук А.П.Бердашкевич - главный советник аппарата комитета Государственной Думы по образованию науке.

В 2007 г. было издано несколько постановлений Правительства Российской Федерации, уточняющих порядок преобразования типов учреждений из бюджетных в автономные и наоборот, а также порядок следования имущества при смене типа учреждения. Однако постановления не уточнили правила обращения с нематериальными активами, порядок передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. После преобразования бюджетного учреждения в автономное статус патентов, обладателем которых было бюджетное учреждение, неясен. Владельцем их числится юридическое лицо, которого уже нет. Но передать патент во владение автономному учреждению невозможно, так как автономное и бюджетное учреждение не существуют одновременно.

Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, которые установлены законом. Договор о передаче права на получение патента должен быть заключен в письменной форме. Но такого договора между автономным и бюджетным учреждениями быть не может, потому что они не существуют одновременно.

В федеральном законе «Об автономных учреждениях» автономные и бюджетные учреждения представлены как разные типы учреждений. Структурное выделение юридических лиц в организационно-правовые формы является приемом теоретической систематизации, не влекущим возникновение нормативных обязательств. Перечень организационно-правовых форм российских юридических лиц дан в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ), который разработан на основе Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов. После принятия закона «Об автономных учреждениях» ОКОПФ претерпел некоторые изменения: введены модификации и дополнения к объединяющему понятию «учреждение» (код 81), а именно: частные учреждения (код 71), бюджетные учреждения (код 72) и автономные учреждения (код 73). Представление автономных, бюджетных и частных учреждений в качестве отдельных организационно-правовых форм, а не типов учреждений можно рассматривать как формально удобный способ описания действительных обстоятельств. Поводом для указанной систематизации являются унифицированные требования к правам владения и распоряжения собственностью, порядку создания, статусу учредителя и др. По отношению к перечисленным субъектам деятельности в ОКОПФ даны следующие пояснения.

Учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Частными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности последних субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетными признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, ее субъектами (государственные учреждения) или муниципальными образованиями (муниципальные учреждения). Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. Субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

Автономными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта. Автономные учреждения отвечают по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

До вступления в силу закона «Об автономных учреждениях» все государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования существовали в форме бюджетных. В соответствии с правовым статусом собственником бюджетного учреждения и всех видов его имущества является учредитель. Для образовательных учреждений до недавнего времени существовало исключение. В прежней редакции ст. 39 закона Российской Федерации «Об образовании» существовало положение: «Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности».

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, а также право следования, право доступа и др. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации другой стороне (приобретателю). Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» предписывает Федеральной налоговой службе, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе государственной статистики, Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости и Федеральному агентству по культуре и кинематографии определить совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом порядок представления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре и содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц; в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов; в Государственном реестре изобретений Российской Федерации, Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации, Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации, Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации; в Едином государственном реестре земель и Едином государственном реестре объектов капитального строительства; в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Действующее законодательство допускает преобразование бюджетных учреждений в автономные. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения* должно включать: обоснование создания автономного учреждения; общие сведения о существующем государственном или муниципальном учреждении; сведения о целях и видах деятельности, об имуществе, о финансировании и доходах, а также о задолженности, включая кредиторскую; сведения об услугах (работах), оказываемых государственным или муниципальным учреждением**, о работниках государственного или муниципального учреждения и об уровне оплаты труда.

* Форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 325.
** Не представляются научными организациями.

Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения предусмотренной его уставом деятельности. Заметим, что учредитель автономного учреждения не вправе закрепить за ним право на обладание патентами, принадлежащими бюджетному учреждению.

Возможность преобразования бюджетного учреждения в автономное не исключает и обратного преобразования. Бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом: Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Автономные учреждения не вправе отчуждать переданное им особо ценное имущество. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

При определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в его состав: движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. руб.; иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет затруднено; а также имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда Российской Федерации. В перечне особо ценного имущества не обозначены нематериальные активы. Стоимость многих патентов или лицензионных договоров превышает 50 тыс. руб. Передача прав на патенты может быть осуществлена разными способами. Однако порядок их передачи и заключения лицензионных договоров не определен подзаконными актами для автономных учреждений.

Автономные и бюджетные учреждения ориентированы на исполнение государственных (муниципальных) заказов. Под таковыми понимается совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров между государственным (муниципальным) заказчиком и поставщиком. При исполнении заказов могут быть созданы объекты интеллектуальной собственности. Не существует правил, оговаривающих статус созданных объектов интеллектуальной деятельности как служебных или иных. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим контракт лицом, если таковым не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

Собственниками имущества, включая права на объекты интеллектуальной собственности, могут выступать граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение в отличие от бюджетного учреждения, которое функционирует в пределах сметы доходов и расходов. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности. Учредитель федеральных государственных учреждений должен финансировать деятельность учреждения из своего бюджета в форме субвенций и субсидий в соответствии с заданиями, в том числе из внебюджетных фондов или иных источников. Государство не может претендовать на доходы учреждения. Передача государственного имущества автономному учреждению формально не является ее приватизацией. Собственность в рыночной экономике необходима для того, чтобы получать доход от ее эксплуатации. Если доход и право на его использование гарантированы, то имущество, служащее его источником, может оставаться в государственной собственности. В экономическом отношении такое имущество не отличается от приватизированного. Расходы по содержанию имущества, равно как и по налогообложению, несет собственник имущества. При таком подходе передача государственного имущества получается фактической, бесплатной и более рентабельной. Все доходы от использования указанной собственности и деятельности остаются в распоряжении автономного учреждения, да к тому же еще гарантирована государственная финансовая поддержка.

На основании сказанного можно сделать следующие выводы.

В государственных образовательных учреждениях накопился массив результатов интеллектуальной деятельности, обладателями прав на которые являются бюджетные учреждения, а не органы государственной власти, утвердившие эти учреждения.

При ликвидации бюджетного учреждения – патентообладателя принадлежащие ему патенты могут стать бесхозными.

Учредитель бюджетного учреждения, являясь собственником имущества, тем не менее автоматически не становится обладателем прав на объекты интеллектуальной собственности.

При смене типа учреждения обладатель прав на объекты интеллектуальной собственности должен передать свои права уполномоченному органу государственной власти, который предоставит их учредителю вновь образуемого учреждения.

Следует подготовить соответствующую нормативно-правовую базу и разработать типовые образцы документов для реализации описанных выше процедур.

Необходимо предусмотреть возможность принудительной лицензии либо иные механизмы компенсации потерь, если изобретение, полезная модель или промышленный образец не используется либо используется не в полной мере, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке.