Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



У товарного знака должен быть автор

Полагаем, что в законодательстве в области интеллектуальной собственности существует пробел. Речь пойдет об объектах, создатели которых не могут использовать свое неимущественное авторское право, а именно: быть упомянутыми в качестве авторов своих произведений. Это товарные знаки и знаки обслуживания.

Авторы есть у изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технологических процессов, конструкторской документации, научных теорий, литературных и музыкальных произведений, фотографий и географических карт. Только свидетельства на товарные знаки почему-то публикуются без указания авторов.

Попробуем с позиций авторского права доказать, что разработчик товарного знака имеет право быть упомянутым в качестве его автора. В п. 4 ст. 6 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» отмечено, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Товарный знак к ним не относится. Анализ п. 1 и 2 этой же статьи Закона показывает, что для признания произведения объектом авторского права оно должно являться результатом творческой деятельности человека и существовать в какой-либо объективной форме. Таким образом, необходимо доказать наличие творческой составляющей в работе создателя товарного знака.

Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М.: Азъ, 1996) творчество – это создание новых культурных или литературных ценностей. В соответствии со ст. 7 Закона о товарных знаках не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц. Иными словами, каждый последующий товарный знак должен обладать новизной по отношению к уже существующим.

При разработке товарного знака следует учитывать патентно-правовые, рекламно-психологические и конструктивно-технологические требования. Знак должен обладать выразительностью, лаконичностью, эстетичностью, стабильностью, ассоциативностью. Кроме того, к каждому виду товарных знаков предъявляются свои специфические требования. Так, словесный товарный знак должен быть благозвучным, удобопроизносимым. Для изобразительного товарного знака особое значение приобретает цветовая гамма, так как она повышает оригинальность, привлекательность и различительную способность. Сильное впечатление производит стоимость самых известных в мире товарных знаков. К примеру, «Coka-Cola» оценивается в 71 млрд. долл., «Microsoft» – 65, «IBM» – 52, «General Electric» – 42, «Intel» – 31, «Nokia» – в 29 млрд. долл.

К тому же создание нового товарного знака – трудоемкий творческий процесс.

Ст. 7 Закона об авторском праве включает перечень объектов авторского права. Среди них товарного знака нет. Однако этот перечень не является исчерпывающим, так как заканчивается словами: «другие произведения». Ст. 8 Закона имеет ограничительный характер и содержит исчерпывающий перечень произведений, не являющихся объектом авторского права. В нем товарные знаки также не упомянуты, а значит, нормы данной статьи на них не распространяются.

Таким образом, анализируя товарный знак с позиций ст. 6, 7 и 8 Закона об авторском праве, можно сделать вывод: товарный знак по сути может являться объектом авторского права, но лишь в части неимущественных прав на него. Имущественное право на товарный знак принадлежит правообладателю, который в большинстве случаев автором не является. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно в свидетельстве указывать авторов, творческим трудом которых создан товарный знак.