Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Кому и зачем нужен закон о патентных поверенных?

«Попав в новую страну, вы, прежде всего,
должны основать бюро патентов…».

/Марк Твен «Янки из Коннектикута при
дворе короля Артура»/

Патентный поверенный В.Н.Севастьянов - директор ООО «Патентно-правовая фирма «СБС», (Санкт-Петербург).

Нет особой необходимости доказывать, что единственный путь, который может вывести Россию на уровень высокоразвитых индустриальных мировых держав и обеспечить достойный уровень жизни ее гражданам, связан с развитием собственного конкурентоспособного производства. Однако, чтобы это произошло, необходимо создание соответствующих условий. Одно из них заключается в том, чтобы деятельность российских хозяйствующих субъектов основывалась на использовании в производстве новых охраноспособных технологий и технических средств. Другое условие требует обеспечения конституционных гарантий равенства прав для всех субъектов при предоставлении им государством правовой охраны на объекты промышленной собственности.

Важнейшая роль здесь принадлежит Роспатенту. Ведь только патентному ведомству дано право квалифицировать заявленные в качестве объектов промышленной собственности технические решения, признавая их изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами или отказывая в этом, а также право регистрировать отечественные товарные знаки (знаки обслуживания) и договоры о передаче исключительных прав. В свою очередь, наличие действующих патентов на объекты промышленной собственности и свидетельств на товарные знаки позволяет их обладателям монополизировать рынки сбыта товаров и услуг, извлекая материальную выгоду и в определенных случаях говорить о конкурентоспособности этих товаров или услуг на мировых рынках.

Такова мера ответственности Роспатента за соблюдение законных прав каждого из субъектов при подаче ими заявок на объекты промышленной собственности, предупреждение фактов нарушения законных прав, обеспечение их защиты и восстановление при нарушении. Соблюдение этих прав должно обеспечиваться компетентностью, добросовестностью, профессиональной честностью сотрудников ведомства при выполнении ими служебных обязанностей по реализации Роспатентом и его подразделениями возложенных на них функций.

Получив властные и исключительно важные для государства полномочия и превратившись в монополиста по их реализации, Роспатент, разумеется, не может оставаться вне зоны пристального внимания и гражданского контроля со стороны общества в целом и профессионального сообщества, в частности. Взаимодействовать с Роспатентом и заявлять о тех или иных существующих проблемах уместнее именно тем, кто обладает специальными знаниями, по крайней мере, в объеме знаний патентного поверенного, имеет практический опыт по оказанию патентных услуг, знает специфику деятельности патентного ведомства, понимает важность этих проблем и сложность их решения. Кроме того, независимые патентные поверенные кровно заинтересованы в том, чтобы деятельность Роспатента была предсказуема и осуществлялась только в рамках закона.

Однако при этом между Роспатентом и независимыми от власти патентными поверенными всегда лежит находящийся в рамках правового поля конфликт. Но не разрушительный, а конструктивный, обогащающий профессионализм каждой из сторон.

К настоящему времени сообщество патентных поверенных еще не преодолело ряд организационно-правовых, финансовых, психологических и других проблем, решение которых позволило бы говорить о не зависимой от власти, профессиональной и единой по духу организации с обязательным и престижным членством в ней. К примеру, такие организации уже создали наши коллеги – патентные поверенные в большинстве стран мира, отечественные адвокаты и представители других профессий. Отсутствие организационной структуры и юридического статуса у патентного сообщества лишает возможности видеть в нем надлежащего партнера, заявлять о его правах и обязанностях перед государством и обществом. Теряет всякий смысл в этом случае постановка вопроса о применении единых норм нравственно-корпоративного поведения патентных поверенных, которые должны быть понимаемы, разделяемы и применяемы всеми представителями сообщества.

Сложившаяся ситуация ставит Роспатент, отечественных патентных поверенных и потребителей патентных услуг вне конструктивного диалога при решении общей задачи улучшения организации и управления правовой охраной объектов интеллектуальной собственности. Положение усугубляется тем, что соответствующие органы Российской Федерации не уделяют должного внимания осуществлению надзорных функций за деятельностью Роспатента и его подразделений по соблюдению действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Все это не способствует выполнению Роспатентом и его подразделениями необходимого в его деятельности принципа равной удаленности от любого физического или юридического лица, подавшего заявку на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак.

Особенно страдают от этого заявители, подавшие заявки на регистрацию товарных знаков, и стороны процесса при рассмотрении в апелляционной инстанции Роспатента (Палате по патентным спорам) соответствующих возражений. Это наиболее слабое звено в отечественной системе организации и управления правовой охраны промышленной собственности.

Так, кажущаяся на первый взгляд, внутренней и сугубо отраслевой проблема одного ведомства, становится проблемой многоотраслевой и общегосударственной. Поэтому необходимо искать подходы к ее решению. «В нынешних, принципиально иных политических, экономических и правовых условиях, сложившихся в России, накопленный в дореформенный период опыт разрешения проблем в сфере интеллектуальной собственности по большей части не может быть применен, – утверждает генеральный директор Роспатента А.Д. Корчагин. – Необходимы новые подходы к формированию цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности, учитывая, что его участникам предоставлена должная защита прав на промышленную собственность, авторских и смежных прав, создан действенный механизм выявления и пресечения недобросовестной конкуренции»[1].

По нашему мнению, «прорывом» здесь может стать введение в действие федерального закона «О патентных поверенных Российской Федерации» и учреждение в соответствии с ним палаты патентных поверенных[2].

Известно, что обязательность членства в названой палате – проблемный вопрос для определенной части патентных поверенных. Однако он будет решен в рамках закона о саморегулируемых организациях (СРО), принятие которого планируется в недалеком будущем. Ведь можно предположить, что при учреждении палата патентных поверенных обязательно приобретет статус саморегулируемой организации со всеми правами и обязанностями участников СРО.

Сейчас все больше патентных поверенных начинают осознавать объективную необходимость учреждения в России не зависимой от власти профессиональной организации. Такая организация – палата патентных поверенных – должна защищать права всех поверенных вместе и каждого в отдельности перед теми, кто нарушает закон и корпоративную этику. Достигнув определенного положения в обществе и материального достатка, большинство патентных поверенных заинтересованы в стабильности своего нынешнего положения и улучшении его в будущем. Поэтому никто из них не захочет расставаться с приобретенными благами только из-за того, что кому-то в России удобнее и выгоднее жить не по закону, а по понятиям, в том числе в условиях недобросовестной конкуренции.

При этом было бы ошибочно полагать, что закон «О патентных поверенных Российской Федерации» необходим только им самим. Прежде всего он нужен государству. Ведь любой стране необходима среда, направленная на повышение ответственности при выполнении норм национального законодательства по правовой охране промышленной собственности. Это позволяет государству при определенных условиях извлекать из определенных правовых ситуаций соответствующие экономические и социальные выгоды для общества. Такой закон необходим и Роспатенту, поскольку он будет способствовать установлению между ним и патентным сообществом так называемой «обратной связи». Она заставит патентное ведомство и его подразделения конструктивно реагировать на критические замечания патентного сообщества, постоянно совершенствуя виды своей деятельности. Закон нужен Роспатенту и для того, чтобы иметь возможность через патентное сообщество формировать общественное мнение, нацеленное на поиск путей совершенствования отечественной системы правовой охраны промышленной собственности.

Наконец, закон «О патентных поверенных Российской Федерации» нужен потребителям патентных услуг, к которым относятся разработчики объектов промышленной собственности, хозяйствующие субъекты, а также адвокаты, юристы, маркетологи, рекламисты, брэнд-менеджеры и т.п. Введение закона поможет потребителям патентных услуг разработать механизм обсуждения оценки качества услуг, предоставляемых патентными поверенными, позволит им участвовать в формировании политики ценообразования на патентные услуги, заявлять о фактах возможных нарушений норм профессиональной этики. Закон также может быть полезен органам судебной власти, облегчая решение процедурных вопросов при рассмотрении споров, касающихся интеллектуальной собственности.

Бесспорно, путь принятия такого закона труден и долог. Считаю, что заботу о лоббировании его в Правительстве РФ и Государственной Думе должен взять на себя Роспатент. Опыт не только России, но и многих других государств, не имеющих устоявшихся демократических традиций, убеждает, что становление институтов полноценного гражданского общества «снизу» занимает многие десятилетия. Процесс идет гораздо быстрее, если он инициируется и поддерживается властью.

Желательно, чтобы одним из первых шагов будущей палаты (наряду с принятием кодекса профессиональной этики патентного поверенного) стало заключение на паритетной основе общественного договора о сотрудничестве с Роспатентом, поскольку обе организации имеют потребность в сильном, компетентном партнере в общем деле совершенствования отечественной системы правовой охраны объектов промышленной собственности. Необходимо закрепление такого партнерства, определение правил, регламентирующих принятие взаимных обязательств и их добросовестное исполнение.

Кроме того, было бы целесообразно, чтобы затем общественный договор расширился за счет еще двух участников. Во-первых, органа, представляющего интересы патентоведов – штатных работников патентных служб различных государственных предприятий, организаций и учреждений, а также тех корпораций, в которых собственником является государство. Конечно, перед этим патентоведы должны создать собственную общественную саморегулируемую организацию, которая заменит распространенную сейчас форму общения патентоведов, напоминающую клуб по интересам. А, во-вторых, форума организаций, представляющих потребителей патентных услуг.

Полагаю, что выполнение принятых условий и обязательств общественного договора обеспечит соблюдение прав и баланс интересов всех субъектов правоотношений, участвующих в правовой охране объектов промышленной собственности, включая государство.


[1] Патенты и лицензии. 2003. № 3. С. 3.
[2] Там же. 1999. № 2. С. 42.