Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Как оптимизировать регистрацию фирменных наименований?

Заведующий отделом интеллектуальной собственности Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН В.И.Крон и генеральный директор ООО «Патентно-лицензионная фирма «Прана» А.Г.Сафонов (г.Владивосток).

В условиях глубоких социально-экономических преобразований, связанных с формированием в Российской Федерации рыночных отношений, все большее значение приобретают фирменные наименования. Существующее законодательство неполно и неоднозначно регулирует правовой механизм их возникновения, использования и охраны.

Учитывая необходимость принятия специального закона о фирменных наименованиях, представляется целесообразным наряду с корректировкой уже существующего законодательства в этой области обозначить правильный выбор основных его направлений, что послужит залогом успешного осуществления проводимых социально-экономических преобразований.

Отсутствие четкой правовой регламентации и правоприменительной практики порождает проблемы, которые, на наш взгляд, должны обязательно разрешиться в будущем законе о фирменных наименованиях. Одной из них является проблема толкования круга субъектов прав на фирменное наименование, без решения которой невозможно уяснить само понятие «фирменное наименование».

К числу субъектов права на фирменное наименование законодатель однозначно относит юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование». Надо полагать, что наличие фирменного наименования у юридического лица – коммерческой организации носит обязательный характер. При этом закон не запрещает другим лицам также иметь фирменные наименования.

По смыслу п. 3 действующего Положения о фирме[1] юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, также в обязательном порядке должно иметь свое фирменное наименование. Критерием деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации служит основная цель деятельности юридического лица.

Юридические лица относят к коммерческим организациям, если основная цель их деятельности заключается в извлечении прибыли и, как следствие, в распределении ее между участниками юридического лица.

Юридические лица относят к некоммерческим организациям, если извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, и, как следствие, она не распределяется между участниками юридического лица, а используется для социальных и общественно полезных целей.

Согласно второму абзацу п. 1 ст. 49 ГК РФ большинство коммерческих организаций обладает общей правоспособностью, позволяющей им «…иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для любых видов деятельности, не запрещенных законом». Остальные юридические лица обладают специальной правоспособностью, позволяющей согласно первому абзацу п. 1 ст. 49 ГК РФ «…иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности».

Из изложенного следует, что юридические лица – некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом она должна быть направлена на достижение основной цели организации, и виды такой деятельности должны быть указаны в уставных документах.

Таким образом, выступая на рынке товаров и/или услуг, некоммерческая организация должна быть узнаваемой с целью привлечения и удержания потребителей, то есть иметь свое наименование и, как нам представляется, именно фирменное наименование.

В специальной литературе высказывается мнение о том, что некоммерческие организации, не имеющие своих зарегистрированных фирменных наименований, могут выступать в гражданском обороте под своим коммерческим обозначением и, ссылаясь на международное право, наполняют его смысловым содержанием: «…под коммерческим обозначением понимается наименование, принятое коммерческим предприятием (юридическим или физическим лицом) для обозначения себя на рынке и для отличия от других предприятий…»[2]. Такое мнение, как и само определение понятия «коммерческое обозначение», представляется спорным, поскольку соединение двух понятий «некоммерческая организация» и ее «коммерческое обозначение», на наш взгляд, несовместимо.

А.А.Осокин считает, что «коммерческое обозначение индивидуализирует внешнее проявление предприятия, как объекта права»[3], с чем в принципе с некоторыми оговорками можно согласиться. И.Рыкова, обращаясь к словарю С.И. Ожегова, делает вывод, что «…обозначение может быть не только словом, но и другим элементом, например, сочетанием букв или графическим обозначением»[4].

Представляется, что понятие «коммерческое обозначение» несколько шире существующего в специальной литературе. Оно, несомненно, выполняет индивидуализирующую функцию, позволяющую отличить друг от друга не только предприятия как объекты права, но и их продукцию (услуги). Например, парикмахерская «Людмила», ресторан «Львиное сердце», автомагазин «Вечный двигатель» и … «S-80Е» (коммерческое обозначение тяжелых транспортных вертолетов ВМС США: СН-53Е SUPER STALLION и МН-53SEA DRAKON), «Kolt Pocet model» (коммерческое обозначение правительственной модели пистолета «Kolt General Ofisip»), а также …«Рыбацид», «Мидлон» и «Эгацид» (коммерческие обозначения кислотных красителей чешского производства) и т.п.

Коммерческие обозначения – это отдельная тема исследования, выходящая за рамки настоящей статьи, но однозначно, что коммерческое обозначение и некоммерческие организации – понятия разные.

Видимо, следует согласиться с А.П. Сергеевым, который, касаясь некоммерческих организаций, пишет: «Их индивидуализация в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, которое должно содержать указание на их организационно-правовую форму и быть отражено в их учредительных документах»[5]. А это есть не что иное, как фирменное наименование некоммерческой организации.

К числу субъектов права на фирменное наименование, на наш взгляд, относятся также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Мнение некоторых авторов, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем очевидно. Однако обсуждаемый вопрос касается не просто гражданина, а гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, который заинтересован в своей индивидуализации на рынке товаров и услуг. К тому же необходимо отметить, что согласно п. 5 Положения о фирме индивидуальный предприниматель относится к числу субъектов права на фирменное наименование. Право индивидуального предпринимателя на собственное фирменное наименование подтверждает п. 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому «к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения». Как уже отмечалось, коммерческие организации не только могут, но и должны иметь свое фирменное наименование. Следовательно, свое фирменное наименование должен иметь и индивидуальный предприниматель.

С введением в действие с 1 марта 1996 г. части второй ГК РФ право индивидуального предпринимателя на собственное фирменное наименование было закреплено п. 3 ст. 1027, согласно которому «сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей». В соответствии с указанной нормой в таком договоре индивидуальные предприниматели могут выступать и в качестве правообладателей, и в качестве пользователей права на фирменное наименование.

Таким образом, субъектами права на фирменное наименование могут быть:
   юридические лица, являющиеся коммерческими организациями;
   юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями;
   граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Выявив субъектов прав на фирменное наименование, понятие «фирменное наименование», на наш взгляд, можно определить следующим образом. Фирменное наименование – это наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, служащее для индивидуализации их в гражданском обороте.

Другой правовой проблемой является структура фирменного наименования.

Представляется, что она, как правило, состоит из:
   указания на организационно-правовую форму субъекта права на фирменное наименование;
   указания на характер деятельности субъекта права на фирменное наименование;
   наименования юридического лица или имени индивидуального предпринимателя.

Примеры фирменных наименований представлены в таблице:

Фирменные наименования

Части фирменного наименования, указывающие на

организационно-правовую форму субъекта права на фирменное наименование

характер деятельности
субъекта права на фирменное наименование

наименование юридического лица или имя индивидуального предпринимателя

общество с ограниченной ответственностью

строительная компания

«Аркада-М»

открытое акционерное общество

торговый дом

«Игнат»

закрытое акционерное общество

центр юридической информации

«Консультант»

полное товарищество

юридическая фирма

«Иванов Игорь Константинович и компания»

полное товарищество

предприятие общественного питания

«Общество с ограниченной ответственностью «Аркада-М» и Петров Дмитрий Иванович»

товарищество на вере
(или командитное товарищество)

зубопротезное предприятие

«Михайлов Игорь Александрович и компания»

производственный кооператив
(или артель)

предприятие по переработке сои

«Ленок»

федеральное государственное унитарное предприятие

издательско-полиграфический комплекс

«Дальпресс»

федеральное казенное унитарное предприятие

центр интеллектуальной собственности

«Востокпатент»

открытое акционерное общество

торговый дом

«Голубиная падь»

государственный фонд

медицинского страхования

«Россия»

муниципальный фонд

помощи детям-сиротам

«Доброе дело»

частный фонд

помощи инвалидам

«Надежда»

ассоциация (или союз)

рыбодобытчиков

«Народное дело»

общество с ограниченной ответственностью

центр языковых переводов

«Райтекс»

индивидуальный предприниматель (или предприниматель без образования юридического лица)

Северцев Юрий Иванович

закрытое акционерное общество

казино

«Доберман»

общество с ограниченной ответственностью

компания дизайнеров

«Ваш дом»

Организационно-правовая форма как часть фирменного наименования – наименее изменяемая его часть. Перечень организационно-правовых норм ограничен и исчерпывается Общероссийским классификатором организационно-правовых форм, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97.

Часть фирменного наименования, указывающая на характер деятельности субъекта права на фирменное наименование, изменяется по сравнению с его организационно-правовой формой более широко. Однако наиболее изменяемой частью фирменного наименования является само наименование юридического лица или имя индивидуального предпринимателя. Именно эта его отличительная часть несет в себе основную индивидуализирующую функцию. Видимо, не случайным стало постановление Верховного Совета Российской Федерации «О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий», согласно которому фирменные наименования таких государственных предприятий сохранялись за предприятиями после их акционирования. В то же время те юридические лица, которые на данный момент имели идентичные фирменные наименования, обязаны были изменить и перерегистрировать их[6]. Постановление подтверждает, что истинно индивидуализирующей частью фирменного наименования является его отличительная часть, указывающая на имя или наименование владельца.

Как уже отмечалось, согласно ст. 1027 ГК РФ стала возможной передача от правообладателя пользователю комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, в том числе и права на фирменное наименование. При этом закон не дает разъяснений, каким образом можно передать исключительное право на фирменное наименование в случае, если правообладатель и пользователь имеют различные организационно-правовые формы. Как представляется, норма ст. 1027 противоречит нормам ст. 69, 82, 87, 95, 96, 97 и 113 Кодекса. Однако указанная норма еще раз подтверждает, что часть фирменного наименования, указывающая на имя или наименование его правообладателя, является его основной отличительной частью, индивидуализирующей субъект права в гражданском обороте. Поэтому, на наш взгляд, при возникновении споров было бы неправильным устанавливать отличие двух сходных фирменных наименований по организационно-правовым формам правообладателей и даже по характеру их деятельности. Основное различие должно базироваться на именах или наименованиях их правообладателей.

Следующей проблемой является вопрос о содержании права на фирменное наименование. Абзацем вторым п. 4 ст. 54 ГК РФ предусмотрено, что «юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования». При этом абзацем четвертым этого же пункта этой же статьи разъясняется, что «порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом». Однако такого закона, равно как и иных правовых актов, пока не принято. Следовательно, не определен порядок регистрации и использования фирменных наименований. Если же фирменное наименование не зарегистрировано в установленном порядке, то не обеспечено право на его исключительное использование и, как следствие, право запрещать использование зарегистрированного фирменного наименования другим лицам. Лишены также смысла нормы права, содержащиеся в третьем абзаце п. 4 ст. 54 ГК РФ, обязывающие лиц, неправомерно использующих чужое зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование, прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Нельзя считать установленным порядком регистрации, а тем более установленным порядком использования фирменных наименований закон Российской Федерации «О регистрации юридических лиц»[7]. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы и ведении Единого государственного реестра юридических лиц. Порядка регистрации фирменных наименований названный Закон не устанавливает, о реестре фирменных наименований умалчивает и лишь в п. 1 ст. 5 упоминает, что среди множества сведений о юридическим лице «в государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
   а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке…».

А как быть с фирменными наименованиями других субъектов? Как быть с фирменными наименованиями даже коммерческих организаций, но не на русском языке? Вопросов можно задавать много, однако ответов на них Закон не дает.

Вызывают вопросы и сами сведения, и документы о юридическом лице. Например, подпункт а) п. 1 ст. 5 Закона предусматривает в качестве таких сведений фирменное наименование, которое согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ содержит указание на организационно-правовую форму субъекта права на фирменное наименование. В этой связи возникает вопрос: какой смысл преследовал законодатель, заложивший в подпункт б) п. 1 ст. 5 данного Закона сведения, касающиеся организационно-правовой формы предприятия? И чем вообще отличается наименование предприятия от его фирменного наименования?

По смыслу п. 1 ст. 54, с одной стороны, и смыслу п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107 и п. 3 ст. 113 ГК РФ, с другой стороны, однозначен вывод, что понятия «наименование предприятия» и «фирменное наименование предприятия» юридически тождественны и, следовательно, в соответствии с нормами права п. 1 ст. 54 можно еще раз сделать вывод, что любые юридические лица имеют право на свое фирменное наименование.

В связи с отсутствием в настоящее время установленного порядка регистрации и использования фирменных наименований считаем целесообразным предложить для будущего закона о фирменных наименованиях следующие концептуальные положения.

Право подачи заявки на регистрацию фирменного наименования должно принадлежать юридическому или физическому лицу.

Заявка должна подаваться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Поданная заявка должна обязательно проходить формальную экспертизу и экспертизу заявленного фирменного наименования, включающую обязательную проверку его на тождество и сходство.

Тождество и сходство до степени смешения заявленного фирменного наименования с известными фирменными наименованиями и товарными знаками (знаками обслуживания) должно служить основанием для отказа в его регистрации. Основанием для отказа в регистрации должно являться также тождество или сходство до степени смешения отличительной части фирменного наименования, т.е. самого наименования юридического лица или имени индивидуального предпринимателя.

Приоритет фирменного наименования устанавливается по дате поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Правообладателем зарегистрированного фирменного наименования должно быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в качестве таковых в законном порядке.

Зарегистрированные в установленном порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляют в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документы, подтверждающие факт создания юридического лица или индивидуального предпринимателя. После этого прошедшее экспертизу фирменное наименование вносится в государственный реестр фирменных наименований.

Исключительное право использования зарегистрированного фирменного наименования наступает с даты подачи заявки на его регистрацию в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Высказанные предложения не являются категоричными и связаны прежде всего с желанием оптимизировать регистрацию фирменных наименований. Авторы предполагают, что экспертиза фирменного наименования на тождество и сходство должна предшествовать регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, чтобы исключить возможность отказа в регистрации фирменного наименования уже зарегистрированному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, что, в свою очередь, потребует их перерегистрации.


[1] Положение о фирме (в редакции Постановления ЦИК СССР и СНК СССР от 17 августа 1927 г.)//Собрание законодательства Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1927. № 40. Ст. 394, 395.
[2] Старженецкий В. Защита коммерческих обозначений в арбитражных судах Российской Федерации//ИС. 2002. № 11.
[3] Осокин А.А. Правовое содержание коммерческого обозначения// Патенты и лицензии. 2000. № 12. С. 33.
[4] Рыкова И. Коммерческая концессия в гражданском обороте//Бизенс-адвокат. 2002. № 8.
[5] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
[6] Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4814-1 «О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 614.
[7] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3431.