Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Практика формулирования наименований товаров и услуг

Как показывает практика, большинство вопросов в той или иной степени касаются формулирования наименований товаров и услуг, включаемых в перечень, при подаче заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания.

Прежде чем приступить к практическим вопросам формулирования наименований товаров и услуг, определимся с самим понятием «перечень», его семиотическими и юридическими функциями.

Перечень товаров и услуг, для которого зарегистрирован товарный знак, – это не просто список, т.е. не их перечисление, а в первую очередь – область действия товарного знака. Вот почему так важна формулировка наименований соответствующих товаров и услуг. Для того, чтобы правильно сформулировать их (особенно услугу), необходимо четкое понимание семиотики формулируемого наименования. То есть наименование должно быть выражено в терминах, устанавливающих с терминами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) идентифицируемые закономерности и взаимосвязи.

Проиллюстрируем вышесказанное конкретными случаями, часто встречающимися в вопросах заявителей.

Прежде всего это так называемая «реализация товара».

Регистрация товарного знака на товары предполагает обязательное его проставление на товаре, поскольку знак должен использоваться. В свою очередь, товар должен реализовываться от производителя к непосредственному потребителю, иначе его производство не имеет смысла. Очевидно, что услуга, заключающаяся в реализации товара, заложена в самом товаре. В противном случае производителю пришлось бы регистрировать товарный знак не только на товар, но и на его реализацию, что предполагало бы необходимость реализации товара самим производителем. Это не только лишено здравого смысла, но и не соответствует действительности. Попытаемся разобраться в кажущихся противоречиях.

В многочисленных словарях и глоссариях понятию «реализация» дается различное определение. Общим для всех является действие, осуществление. При этом всегда добавляется: о реализации чего-либо или о действии с чем-либо. С другой стороны, существует понятие «продажа», также с многовариантными определениями, общим для которых является осуществление или совершение чего-либо за деньги. Есть и еще одно понятие – «реализация продаж».

Очевидно, что применительно к различным торговым площадкам, магазинам, заправочным станциям и т.п. слово «реализация» обычно используется в смысле: продажа товара, а соответствующая услуга формулируется заявителями как «реализация товара». Являясь актом продажи, данная услуга, тем не менее, не может быть отнесена ни к одному из классов, поскольку представляет собой взаимоотношения между конкретным продавцом и конкретным покупателем и не касается, например, магазина в целом.

С другой стороны, существует понятие «продвижение», подразумевающее любую форму сообщений, убеждений, напоминаний, в частности, о товаре, и т.д. Структура продвижения товаров – коммуникационная программа, состоящая из сочетания рекламы, сбыта и мероприятий по его стимулированию. Продвижение и реализация товара употребляются совместно только в тех случаях, когда речь идет о продаже товара. То есть реализация и продвижение товара – всегда рядом, поскольку продвижение товара – всегда реализация. Это – супермаркеты, магазины, торговые площадки и др. Однако, когда речь идет о реализации идей, планов, организации чего либо, понятие «продвижение», по существу, не употребляется.

Таким образом, продвижение товара – всегда реализация, но реализация – не всегда продажа. В таких случаях реализация – это осуществление. По этой причине неправомерно использовать понятие, предполагающее неоднозначность действия, для определения строго формализованного действия – продажи товара. Именно поэтому в 35-м классе в качестве услуги, предполагающей чисто коммерческое действие, и используется понятие – продвижение товара, так как функция продвижения товара включает любую форму информации, убеждения, напоминания о товарах, идеях и т.д., создание образа престижности, определенных цен, инноваций, в том числе убеждения покупателей переходить к более дорогим товарам.

Торговые площадки и есть те места, где обеспечивается создание благоприятного общественного мнения о товарах, которое стимулирует их продажу. При этом совсем не важен статус торговой площадки: магазин ли это, палатка или прилавок. Это – своеобразные выставочные площадки. Недаром существуют понятия: «экспозиционная площадь магазина», подразумевающее суммарную площадь горизонтальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале, и «установочная площадь магазина» – часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Таким образом, очевидно, что торговая площадка многофункциональна, и уже в силу этого связанные с ней услуги не могут быть идентифицированы с понятием «реализация», но вполне укладываются в понятие «продвижение». Именно через данный термин и может быть защищена товарным знаком любая торговая площадка.

Другая услуга, проблемная для определения класса, – «услуга по обеспечению пищевыми продуктами и напитками». При этом указывается класс 43. Однако данная формулировка сама по себе является частью заголовка класса и без соответствующих пояснений не может быть идентифицирована ни с одним из определений услуг, указанных в этом классе.

Действительно, в классе 43 перечислены реализаторы услуги по снабжению ими же приготовленными пищевыми товарами: кафе, бары, столовые и т.д. Если конкретный реализатор не указан, то, по существу, услуга идентифицируется со «снабженческими услугами для третьих лиц» (класс 35), которыми в данном случае являются как раз реализаторы, перечисленные в классе 43. Существует даже понятие «снабженческо-сбытовые услуги». Следовательно, чтобы включить услугу в класс 43, ее необходимо сопроводить соответствующим реализатором из этого класса. В данном случае речь всегда идет об услугах, предоставляемых физическими лицами или учреждениями, цель которых – приготовление пищевых продуктов и напитков для употребления (см.: 8-ю редакцию МКТУ, пояснения к классу 43). В противном случае услуга будет отнесена к классу 35.

В заключение необходимо отметить следующее.

Желая максимально расширить область действия товарного знака, многие заявители специально включают в перечень не конкретные товары и услуги, а заголовки классов, позволяющие лишь судить об области, к которой они могут относиться, не давая понятия о собственно товаре. Это приводит к неоправданному увеличению сроков рассмотрения заявки, поскольку требует дополнительной переписки с заявителем.

Некоторые заявители приводят весь перечень товаров и услуг по МКТУ, то есть весь классификатор (товары и услуги по всем 45 классам), ничего при этом не производя и не оказывая никаких услуг. В определенном смысле это нарушение антимонопольного законодательства, не говоря уже о недобросовестности. К сожалению, в большинстве своем это относится к отечественным заявителям.

Очевидно, что обеспечить защиту товарных знаков, предусмотренную законом и не вызывающую каких-либо столкновений интересов их владельцев, возможно лишь при грамотном формулировании наименований товаров и услуг. Поскольку в одной статье невозможно охватить все проблемы, касающиеся формулирования наименований, мы предполагаем продолжить их рассмотрение в следующих публикациях.