Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Переход международной заявки на национальную фазу

Г.П.Мус - патентный поверенный (Санкт-Петербург).

Договор о патентной кооперации (РСТ) обеспечивает изобретателям и заявителям правовую охрану патентов путем подачи одной международной заявки по процедуре РСТ. Одновременно с этим можно испрашивать охрану изобретения в каждой отдельной стране.

По состоянию на 31 декабря 2002 г. к Договору РСТ присоединились 118 государств. Заявители и патентные ведомства государств – участников РСТ получают преимущества благодаря единообразию формальных требований, централизованной системе международной публикации в рамках РСТ, использованию отчетов о международном поиске и заключений международной предварительной экспертизы.

До 1 января 2004 г. в заявлении к международной заявке необходимо было указывать те государства из числа участников Договора, в которых впоследствии заявитель намеревался перейти на национальную фазу (ст. 4 (1) (ii) Договора). Такие государства назывались указанными государствами, а их национальные патентные ведомства – указанными патентными ведомствами.

В соответствии со ст. 22 (1) Договора РСТ (глава 1 «Международная заявка и международный поиск») переход заявки на национальную фазу должен был осуществляться заявителем не позднее 20 месяцев с даты приоритета.

В соответствии с главой 2 «Международная предварительная экспертиза» для начала процедуры заявителю необходимо было подать требование о проведении международной предварительной экспертизы (ст. 31 Договора), оплатив соответствующие пошлины. Подача требования до истечения 19 месяцев с даты приоритета заявки обеспечивала заявителю продление срока перевода международной заявки на национальную фазу с 20 до 30 месяцев с даты приоритета.

С 1 января 2004 г. установлен единый срок перехода международной заявки на национальную фазу – 30 месяцев с даты приоритета. При этом за договаривающимися государствами сохраняется право увеличить срок такого перехода. Например, Европейская патентная организация, Евразийская патентная организация, Африканская региональная организация, государства, входившие ранее в СССР, Словакия, Чешская Республика, Вьетнам, Новая Зеландия, Сьерра-Леоне установили этот срок равным 31 месяцу. Кроме того, при фиксированном сроке перехода международной заявки на национальную фазу национальные законодательства некоторых государств также допускают его продление. Восстановление пропущенного срока при переходе на национальную фазу может осуществляться национальными патентными ведомствами на основании ст. 48(2) Договора РСТ.

Приведем пример восстановления пропущенного срока (1 месяц) при переходе международной заявки на национальную фазу в Венгрии и Польше.

В комплекте документов, поданных в патентное ведомство Венгрии, патентный поверенный Венгрии представил дополнительно ходатайство о восстановлении пропущенного срока ввиду форс-мажорных обстоятельств, произошедших не по вине заявителя. Ходатайство было удовлетворено. При этом пошлина за восстановление пропущенного срока составила 100 долл. (Для сравнения: пошлина и услуги поверенного за подачу заявки составили 600 долл.).

Аналогичное ходатайство о восстановлении срока представления документов при переходе заявки на национальную фазу было подано в патентное ведомство Польши. Для положительного решения о восстановления пропущенного срока в патентное ведомство Польши было представлено документальное подтверждение форс-мажорных обстоятельств, вследствие которых нарушение сроков представления материалов произошло не по вине заявителя и патентного поверенного РФ. (Форс-мажорные обстоятельства заключались в технических неполадках в системе электронной связи. Был представлен документ, подтверждающий потерю информации на дисках системы, в частности, на секторе информации электронной почты, что привело к несвоевременному получению патентным поверенным инструкций заявителя о необходимости перехода заявки на национальную фазу в Польше). Представленные объяснения специальная комиссия патентного ведомства Польши сочла убедительными и удовлетворила ходатайство. Стоимость подготовки и подачи ходатайства составила 415 долл. (Стоимость перехода международной заявки на национальную фазу – 580 долл.).

С 1 января 2004 г. из процедуры подачи международной заявки исключен выбор указанных государств. По новому положению все договаривающиеся государства считаются указанными. Результатом такого изменения стало введение единой пошлины за подачу международной заявки, заменившей действовавшие ранее пошлины за подачу и указание государств.

Из сказанного выше следует, что после 1 января 2004 г. все государства – участники Договора РСТ автоматически оказываются указанными государствами, в которые в обязательном порядке направляется вся предусмотренная правилами Договора информация по международной заявке. На практике же может возникнуть ситуация, когда заявитель не заинтересован в указании определенного (определенных) государства. Более того, он может потребовать исключить определенное государство из числа указанных.

В соответствии с новыми правилами такие «изъятия» могут быть осуществлены направлением в получающее ведомство, международный орган предварительной экспертизы или непосредственно в Международное бюро ВОИС (PCT Rule 90 bis) либо дополнительного письма, либо формы PCT/IB/372 («notice of withdrawal»), опубликованной на сайте www.wipo.int/pct/en/forms/index.htm. Объем «изъятий» может быть различным: вся заявка, описание, реферат, формула, определенные пункты формулы и т.д.

Направляемое дополнительное письмо или указанная форма должны включать сведения о заявителе или агенте, номер международной заявки, фамилию первого указанного в заявлении заявителя, дату международной подачи и самую раннюю дату приоритета, объем «изъятий» и быть подписаны всеми заявителями, общим представителем или назначенным агентом. Если указанные документы подписаны агентом, а доверенность, подписанная всеми заявителями, еще не представлена, то «изъятия» будут осуществлены только после представления доверенности[1].

«Изъятия» могут быть сделаны в любое время до окончания 30 месяцев с даты приоритета (PCT Rule 90 bis.2(a)). Однако если «изъятия» касаются элементов международной публикации, то сведения о них Международное бюро ВОИС должно получить не менее чем за 15 дней до даты публикации. Напомним, что международная публикация заявки осуществляется к концу 19-го месяца с даты приоритета.

Некоторые особенности «изъятий» связаны с переходом международной заявки на национальную фазу в США. Известно, что в большинстве государств заявителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. По патентному закону США заявителем может быть только сам изобретатель или изобретатели, если их несколько. Несоблюдение этого требования ведет к отклонению международной заявки на национальной фазе. Таким образом, для того, чтобы исключить США из «указанных» стран, достаточно, чтобы международная заявка или доверенность не были подписаны изобретателями[2].

При переходе международной заявки на национальную фазу в большинстве стран достаточно представить в национальное патентное ведомство ее перевод на один из официальных языков. Некоторые ведомства дополнительно требуют подачи заверенных переводов приоритетных заявок, верификации перевода международной заявки.

Известно, что Договор РСТ не только не устанавливает общего охранного документа, но и не предписывает государствам-участникам единых критериев патентоспособности. Вместе с тем активно проводившаяся в последние годы работа по гармонизации национальных законодательств приносит свои плоды. Результаты международного поиска (форма PCT/ISR/210), критерии международной предварительной экспертизы и ее результаты (форма PCT/IPEA/409) в настоящее время воспринимаются большинством национальных патентных законодательств. Например, в соответствии с патентным законом Сингапура на национальной фазе по заявке РСТ, по которой получено заключение международной предварительной экспертизы, поиск и национальная экспертиза вообще не проводятся.

При переходе международной заявки на национальную фазу следует обратить внимание на варианты национальной экспертизы. В одних государствах экспертиза международной заявки проводится автоматически после ее перехода на национальную фазу. Поэтому подачи в патентное ведомство специального ходатайства не требуется. Патентные законы других стран (Японии, Бразилии, Польши, Украины) вводят отсроченную экспертизу заявки, устанавливая крайний срок подачи требования ходатайства о проведении экспертизы. До подачи такого требования никаких процедурных действий по поданной заявке не производится. Если же указанное ходатайство не подается в патентное ведомство в срок, заявка считается отозванной.

Различны требования национальных законодательств и в отношении уплаты годовых пошлин по поданной заявке. Например, по патентным законам Японии, Украины, Индонезии, Сингапура годовые пошлины уплачиваются только после публикации решения о выдаче патента. А в соответствии с патентным законом Бразилии годовые пошлины должны уплачиваться, начиная с перехода международной заявки на национальную фазу. Так, по международной заявке, поданной в Бразилии 9 мая 2000 г., ходатайство о проведении экспертизы подано 8 декабря 2000 г., и в настоящее время уплачены три годовые пошлины, хотя до сих пор дело не дошло даже до экспертизы. По идентичным заявкам уже получены национальные патенты США, Австралии, Евразийской патентной организации, Украины.


[1] Newsletter. 2004. № 2.
[2] Там же. 2004. № 3.