Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Экономическая ценность и защита прав на товарный знак

Кандидат юрид. наук С.А.Горленко - помощник директора ФИПС,
А.М.Вахнин - аспирант РГИИС.

Товарный знак – неотъемлемый элемент развитой экономики. Он широко применяется товаропроизводителями различных форм собственности, помогая им идентифицировать свою продукцию.

Подтверждением постоянно растущего интереса к товарным знакам в России является статистика поступления заявок на их регистрацию. Так, если в СССР до 1992 г. подавалось от 5 – 7 тыс. заявок в год, то в Российской Федерации с первых же лет наметилась тенденция к росту этого показателя. Например, в 2003 г. по сравнению с 1998 г. поступление заявок на регистрацию товарных знаков от российских заявителей возросло на 32%, а число товарных знаков, которым предоставлена правовая охрана, – более чем на 40%.

При этом товарные знаки используются не только правообладателями, но и товаропроизводителями, которым такое право было предоставлено на основе лицензионных договоров. В 2003 г. число лицензий на товарные знаки, предоставленных отечественными правообладателями, возросло по сравнению с 1998 г. почти в 2,5 раза.

Сколько стоит товарный знак?

В товарном знаке заинтересованы не только изготовители товаров, но и потребители, поскольку товарный знак привлекает их внимание, информирует об изготовителе и товаре. Данное маркировочное средство представляет большую экономическую ценность для товаропроизводителей, является важным компонентом нематериальных активов, составляющих существенную долю рыночной стоимости фирмы.

Это подтверждается данными, ежегодно публикуемыми компанией «Интербренд» (см. табл.). При этом речь идет только о тех знаках, стоимость которых превышает 1 млрд. долл. При отборе действуют и другие жесткие правила. В рейтинги попадают только самые «честные и чистые» знаки. Не дай бог, у компании нет открытой финансовой отчетности или возникают малейшие сомнения в правильности оценки финансовых прибылей, продаж на мировом рынке. Такому товарному знаку не попасть в рейтинг компании «Интербренд».

Таблица

Стоимость наиболее известных товарных знаков, млрд. долл.

Компания 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
«Кока-кола», США 72,537 68,945 69,64 70,45 67,394
«Майкрософт», США 70,197 65,068 64,09 65,17 61,37
«Ай Би Эм», США 53,184 52,752 51,19 51,77 53,7
«Дженерал электрик», США 38,128 42,396 41,31 42,34 44,11
«Интел», США 39,049 34,665 30,86 31,11 33,49
«Дисней», США 33,553 32,591 29,26 28,04 27,113
«Макдоналдс», США 27,859 25,289 26,38 24,70
«Нокиа», Финляндия 38,528 35,035 29,97 29,44
«Тойота», Япония 20,78 22,67
«Марлборо», США 22,111 22,053 24,15 22,18
«Мерседес», Германия 21,105 21,728 21,01 21,37 21,33

Существуют ограничения и по географии продаж. Например, продукция должна продаваться во всем мире, а не только у себя на родине. По совокупности названных критериев в рейтинг не попали такие известные обозначения, как «VISA», «Wal-Mart», «Mars», «BBC» и «CNN».

На первом месте в рейтинге уже который год держится компания «Кока-кола», стоимость знака которой приближается сейчас к 70 млрд. долл. На втором месте – компания «Майкрософт», оценочная стоимость товарного знака которой возрастает год от года и составляет около 60 млрд. долл. Третье место занимает компания «Ай Би Эм». Стоимость ее товарного знака – 53,7 млрд. долл.

Интересно отметить, что, по оценкам компании «Интербренд», рыночная стоимость таких фирм, как «Кока-Кола», «Жилет», «Хонда», приблизительно наполовину состоит из стоимости принадлежащих им товарных знаков. Подобные предположения подтверждают и громкие истории, связанные с продажей международных компаний, владеющих известными товарными знаками. Так, состоявшаяся недавно покупка компанией «Проктер энд Гэмбл» другого монстра – «Жилет» стала одной из крупнейших в истории. Компания «Жилет» куплена за 57 млрд. долл., и теперь такие популярные товарные знаки, как «Gillette», «Duracell», «Oral B», «Tide», «Pampers», «Braun» и «Pantene», переходят в собственность компании «Проктер энд Гэмбл». Известно, что только товарные знаки «Gillette» и «Duracell» оценивались в 2004 г. соответственно в 16,7 млрд. долл. и 3,36 млрд. долл. Поэтому лишь по приблизительной оценке стоимость знаков, перешедших к «Проктер энд Гэмбл», составляет более 20 млрд. долл. Это – более трети от стоимости компании «Жилет» со всеми ее заводами, активами, имуществом и счетами в банках.

По результатам исследований американского журнала «Файнэншл уорлд», проведенным еще в 1994 г., такие известные товарные знаки, как «Марлборо», «Нескафе» и «Кодак», оценивались соответственно в 33, 12 и 10 млрд. долл[1].

Не менее интересными выглядят и исследования крупнейших рекламодателей на российском телевидении. Многомиллионные бюджеты в долларовом эквиваленте закладываются на рекламу компаний «Проктер энд Гэмбл», «Данон», «Униливер», «Нестле», «Марс», «Кока-кола». Причем часто на первом месте по затратам на рекламу стоят компании, известность которых намного ниже других, что заставляет их вкладывать огромные деньги в так называемую «раскрутку» своего товарного знака.

Заинтересованность в товарном знаке все больше проявляют и российские изготовители. Существуют ли в России отечественные предприятия, товарные знаки которых имели бы достаточно высокую стоимость, сравнимую с названными иностранными компаниями?

Самая приблизительная оценка отечественных товарных знаков, о которой идет речь в журнале «Компания», а также на сайте компании «Интербренд», показывает, что стоимость товарных знаков наиболее известных российских производителей редко превышает несколько десятков миллионов долларов. Так, «Балтика» оценивается приблизительно в 191 млн. долл., поисковая система «Рамблер» – в 50 – 60 млн. долл., соки «J7» – в 35 млн. долл., «Дарья» и «Черный жемчуг» перешли отметку в 30 млн. долл. По данным интернет-сайта Знаки.Ru, в десятку известных российских товарных знаков должны входить некоторые знаки из области винно-водочного производства, принадлежащие, к примеру, заводу «Кристалл». Очень высоко оцениваются знаки российских спортивных клубов, а такое обозначение, как «Спартак», также может войти в число самых дорогих в России. Однако финансовая отчетность и информация о деятельности компаний в нашей стране далеко не всегда отражают реальную ситуацию. Возможно, поэтому в России пока не составлен список подобный «Дзе уорлдз топ брендз».

Правовая база и правоприменительная практика

Товарный знак, являясь элементом рыночной экономики, работает на укрепление позиций товаропроизводителя в конкурентной борьбе не только на внутреннем рынке, но и при экспортных операциях. Если государство стремится к тому, чтобы иностранные производители работали на российском рынке, необходимо гарантировать не только крепкую законодательную базу, но и обеспечить эффективное действие системы, в том числе судебной, защищающей интересы правообладателей, в частности, их права на товарный знак.

В настоящее время в Российской Федерации имеется правовая база, позволяющая в целом решать поставленную задачу. Она включает в себя Закон о товарных знаках, гражданское, уголовное и административное законодательство, касающееся товарных знаков, а также международно-правовые акты, участницей которых является Российская Федерация.

В упомянутых законодательных документах нет положений, обязывающих регистрировать товарные знаки. Это право юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Вместе с тем совершенно очевидно, что применение в качестве товарного знака обозначения, не имеющего правовой охраны, может привести к негативным последствиям. Например, незаконному использованию товаропроизводителем чужого товарного знака.

Подобная ситуация сложилась с обозначением «Масленица», которое использовалось компанией «Талосто» (Санкт-Петербург) для замороженных блинчиков. Своевременно не обеспечив охрану своего обозначения (в результате чего оно было зарегистрировано в качестве товарного знака на имя другой фирмы), компания была вынуждена от него отказаться[2]. Часто руководство организаций, топ-менеждеры и руководители рекламных отделов не осознают, что использование незарегистрированного обозначения опасно не только потому, что оно уже кому-то принадлежит, но и потому, что его может зарегистрировать на свое имя юридическое или физическое лицо с недобросовестными намерениями.

Иногда претензии могут быть настолько большими, что ставят под сомнение не только выпуск продукции, но и дальнейшее существование самого предприятия. Известная на протяжении 15 лет на территории Российской Федерации польская компания «Командор», изготавливающая шкафы-купе и поставляющая их в различные регионы России, более четырех лет боролась за свой товарный знак, который зарегистрировало на свое имя российское предприятие. Это повлекло не только значительные проблемы с дилерами, продававшими на территории РФ товар «Командора», но и существенные материальные расходы на юристов и адвокатов. Существует немало примеров, когда компании вынуждены были переименовываться и выплачивать крупные денежные суммы своим конкурентам только из-за того, что в свое время решили сэкономить на регистрации товарного знака или вообще не интересовались этим вопросом.

При выходе товара на рынок (как на внутренний, так и внешний) следует обязательно проверить, не совпадает ли его название с уже зарегистрированными товарными знаками. Опытные специалисты помогут проверить название товара не только на тождество, но и на сходство, правильно оформить материалы заявки для регистрации в патентном ведомстве, получить свидетельство на товарный знак.

Основным документом, регулирующим отношения, возникающие в связи с товарными знаками, является закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Согласно ст. 2 Закона правовая охрана обозначению предоставляется на основании его государственной регистрации. Кроме того, охрана может предоставляться без регистрации, в силу международных договоров Российской Федерации. Имеются в виду так называемые общеизвестные товарные знаки, предусмотренные ст. 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, признание которых осуществляется в России на основе специальной процедуры. В Российской Федерации таковыми, к примеру, признаны обозначения «Ява», «Уралмаш», «Здоровье», «Соса-Соla», «Арарат».

Правовая охрана предоставляется без регистрации также международным знакам, зарегистрированным в Международном бюро ВОИС, в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к нему. Россия является участницей упомянутых выше международно-правовых актов.

Следует отметить, что Закон позволяет регистрировать товарные знаки на имя не только одного, но и нескольких юридических лиц. Такие знаки называются коллективными. Коллективные товарные знаки могут быть зарегистрированы на имя различных добровольных объединений, деятельность которых не противоречит законодательству стран (в том числе России), где они созданы. С помощью коллективных знаков появляется возможность влиять на качество обозначаемой всеми членами объединения продукции, снижать затраты на ее рекламу, приобретать стабильные рынки сбыта.

Механизм коллективного знака может представлять интерес для решения и других задач. В частности, для обеспечения правовой охраны обозначениям, которые в течение длительного времени использовались в СССР многими предприятиями. Регистрация таких обозначений в качестве коллективных знаков сохранила бы их от превращения в видовые обозначения. Кроме того, была бы устранена возможность приобретения права на такие обозначения одним лицом, которое запрещало бы всем остальным изготовителям продолжать их применение.

При использовании правового механизма коллективного знака могла бы не возникнуть известная ситуация с обозначением «Жигулевское пиво», которым в течение длительного времени обозначали свою продукцию многие предприятия СССР, а затем России. В 1992 г. Самарский пивзавод зарегистрировал его в качестве товарного знака на свое имя. Остальные производители оказались в положении нарушителей исключительных прав этого завода. В результате рассмотрения возникшей коллизии регистрация товарного знака была аннулирована.

Исходя из Закона о товарных знаках регистрация обозначения в качестве товарного знака становится возможной только в случае его соответствия требованиям, установленным ст. 6 и 7. В связи с этим жизненно необходимо, чтобы об этих требованиях знал будущий обладатель права на товарный знак.

Защита права

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о товарных знаках правообладатель имеет исключительное право пользоваться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Реализация правомочия на использование позволяет применять знак, в частности, на товарах и/или их упаковке, а также в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в России. Это способствует широкому распространению и пропаганде товарного знака и в конечном счете успешному сбыту товаров. Не вызывает сомнения, что каждодневная реклама по телевизору, к примеру, таких товарных знаков, как «Orbit» для жевательной резинки, «Dove» для мыла, «Россия – щедрая душа» для конфет и др., оказывает психологическое воздействие на покупателей, существенно влияя на принятие ими решения о покупке этих товаров.

Другая форма использования знака осуществляется через реализацию правомочия на распоряжение знаком. В частности, на передачу права на товарный знак (в форме уступки или предоставления лицензии на использование), что способствует освоению новых рынков сбыта, расширению территории распространения знака, получению правообладателем материальной выгоды.

Кроме того, обладатель права на товарный знак может запрещать его использование другим лицам. Совершенно очевидно: важно не только декларировать наличие исключительного права (что удостоверяется свидетельством на товарный знак), но и обеспечить его эффективную реализацию.

Закон стоит на защите интересов правообладателя. В соответствии со ст. 46 он вправе пресекать незаконное использование товарного знака (или обозначения, сходного с ним до степени смешения) в отношении однородных товаров, прибегая к мерам гражданской, административной, уголовной ответственности. Исходя из положений ст. 138 ГК РФ, устанавливающих, что средства индивидуализации, включающие товарный знак, являются объектом исключительных прав, лицо, право которого нарушено, может не только требовать прекращения незаконного использования принадлежащего ему знака, но и в соответствии со ст. 12 и 15 ГК РФ – возмещения причиненных ему убытков.

В последнее время в практике рассмотрения судами конфликтных ситуаций особое место занимают случаи незаконного использования товарных знаков в сети Интернет, в частности, в доменном имени или при других способах адресации.

Такие конфликты имели место в связи с товарными знаками «Kodak» и «Соса-Соlа», принадлежащими фирмам США. Достаточно типичным является также случай с обозначением «Саsio». В ноябре 1998 г. РосНИИРОС зарегистрировал и делегировал в зоне RU домен второго уровня Casio.ru на имя физического лица из России. В течение шести лет оно не использовалось, регистрация ежегодно продлевалась, а владелец доменного имени делал попытки продать его или передать домен Casio.ru законному владельцу – японской компании «Касио компьютер К°, лтд.». Взамен такой передачи он требовал, чтобы ему поручили разработку и создание сайта «Саsio». Иностранная компания, посчитавшая подобные действия понуждением к заключению договора, не приняла это условие и решила добиваться справедливости в суде, подав исковое заявление в Тушинский районный суд СЗАО г. Москвы.

В течение полугода владелец доменного имени не являлся в суд, всячески оттягивая судебное разбирательство. На заседании суда, которое наконец состоялось, ответчик пытался доказать, что, зарегистрировав на себя доменное имя Casio.ru, он никоим образом не нарушил прав компании «Касио компьютер К°, лтд.», поскольку слово «Касио» в данном случае не имеет ничего общего с известным товарным знаком, а является псевдонимом самого ответчика (так его зовут друзья и знакомые).

Интересно отметить, что при подготовке к судебному процессу было установлено, что помимо доменного имени Casio.ru ответчик является владельцем 17 различных доменных имен второго уровня. Среди них menshealth.ru, включающее название известного журнала для мужчин «Menshealth» («Мужское здоровье») и toshiba.ru, включающее отличительную часть фирменного наименования и товарный знак известной японской компании «Тошиба». Эти доменные имена так же, как и Сasio.ru, ответчиком не использовались.

Очевидно, что ответчик относится к так называемым киберсквоттерам, которые захватывают доменные имена, совпадающие с товарными знаками других лиц и компаний, а затем пытаются продать их законным владельцам.

В результате судебного рассмотрения ответчику было запрещено использовать домен Casio.ru. При рассмотрении дела суд принял во внимание, что на дату регистрации ответчиком этого доменного имени фирменное наименование истца – «Касио компьютер К°, лтд.» и его товарный знак «Саsio» были хорошо известны на территории России и во всем мире. Около полувека истец производит и продает товары под товарным знаком «Саsio» во многих странах. Его дочерние компании расположены в Европе (Великобритании, Германии, Франции), Азии (Гонконге, Корее, Тайване, Сингапуре, Индии, Китае, Таиланде) и Северной Америке (США и Канаде). В России представительство компании аккредитовано с 1993 г.

При вынесении решения суд учел не только известность товарного знака японской компании, но и репутацию ответчика, зарегистрировавшего на свое имя не один домен, включающий названия известных товарных знаков, принадлежащих другим владельцам. Ответчик не согласился с решением суда и обжаловал его в Московский городской суд, который оставил решение районного суда в силе, подтвердив права компании «Касио компьютер К°, лтд.» на использование обозначения «Саsio.ru».

Хочется верить, что в будущем подобных решений, вынесенных в пользу законных обладателей исключительного права на товарные знаки, в практике российских судов станет больше.

Как известно, в соответствии с Законом защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака, помимо требования о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков, предусматривает для правообладателя возможность выбора других способов защиты. В частности, речь идет о таких мерах, как:
   публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
   удаление за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток и упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения;
   при невозможности такого удаления, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства, их передача правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или для последующего уничтожения.

Закон также дает право владельцу вместо взыскания причиненных убытков требовать от лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тыс. до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность может наступить в соответствии с законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в случае недобросовестной конкуренции в форме продажи, обмена или иного введения в оборот товара с незаконным использованием средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. В рамках предписаний антимонопольного органа на нарушителя антимонопольного законодательства может быть возложена обязанность устранить последствия нарушения; восстановить положение, существовавшее до нарушения; перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, и др.

Согласно ст. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Кроме того, невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наложение административного штрафа как на граждан, так и на юридических лиц.

В рамках уголовной ответственности, исходя из ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации, за незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров, если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, возможно наказание в виде штрафа либо в виде обязательных или исправительных работ. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, также возможно наказание в виде штрафа, но уже более значительного. В этом случае предусмотрено наказание в виде ареста и даже лишения свободы на срок до пяти лет.

Изложенное свидетельствует о том, что в условиях происходящих в России процессов повышается экономическая ценность товарного знака. Указанное обстоятельство способствует формированию системы мер и развитию практики, служащих повышению эффективности правовой охраны и защиты товарных знаков.


[1] Услуги и цены. 2001. № 12. С. 11.
[2] Услуги и деньги. 2002. № 1. С. 11.