Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Знак, противоречащий морали?

М.Я.Подоксик - начальник патентного сектора ОАО «Компрессор» (Санкт-Петербург).

Хочу привлечь внимание читателей к проблеме, представляющей, с моей точки зрения, общественный интерес и имеющей прямое отношение к нашей профессиональной деятельности. Речь идет о товарном знаке
    «PEPSI – БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЕ
    ASK FOR MORE».

Этот товарный знак зарегистрирован в Российской Федерации в 2001 г. Регистрация № 198406. Владелец – корпорация «ПепсиКо, инк.» (штат Северная Каролина, США). Знак зарегистрирован для товаров 32 класса – минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков.

По моему мнению, основной элемент данного товарного знака – «БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЕ» является лозунгом, обращенным главным образом к молодому поколению, сменяющему материнское молоко на сладкие газированные напитки и вместе с ними впитывающему в себя указанный лозунг, повсеместно сопровождающий рекламу этих напитков.

В ст. 6 российского Закона о товарных знаках перечислены основания для отказа в регистрации. Одно из них сформулировано следующим образом: не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. К таковым, в частности, относятся обозначения, представляющие собой или включающие в свой состав слова, выражения (лозунги), которые как сами по себе, так и в случае их использования в качестве товарных знаков могут вызвать неприятие членов общества на основе общепринятых норм морали.

Выражение «БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЕ» призывает к вседозволенности, что, несомненно, приводит к нравственному и моральному растлению подрастающего поколения, развивает у молодежи качества, противоречащие основополагающим моральным принципам, в том числе христианской морали.

Указанный элемент товарного знака очень хорошо раскручен по всем телевизионным каналам. При этом зрительное изображение лозунга усиливается звуковым сопровождением (по-видимому, для тех, кто еще не научился читать).

Несмотря на то, что в законе «О рекламе» также говорится о пресечении ненадлежащей рекламы, «посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали», претензии к рекламораспространителю в данном случае трудно предъявить, поскольку в этой рекламе используется часть официально зарегистрированного государственным органом товарного знака («PEPSI – БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЕ»).

Известно множество зарегистрированных словесных товарных знаков, использующих слово «жизнь» в различных смысловых вариантах, но не вступающих в противоречие с общественными интересами, принципами гуманности и морали. Например, товарные знаки № 250500 «Обустрой жизнь к лучшему», № 251555 «Нестле – качество продуктов, качество жизни», № 243073 «Брук Бонд. Задай жизни темп», № 275847 «Жизнь – хорошая штука, как не крути!», № 268957 «Чтобы жизнь была в радость!».

В практике регистрации словесных товарных знаков также встречаются знаки, содержащие надписи одновременно на двух языках. При этом обе надписи несут одинаковую смысловую нагрузку.

В рассматриваемом товарном знаке № 198406 надписи на английском и русском языках имеют различный смысл. И если надпись на английском может относиться непосредственно к товарам, для которых товарный знак зарегистрирован, и информировать потребителя о каких-то качественных характеристиках приобретаемого продукта (мол, продукт очень хороший, проси (требуй) еще, больше, опять), то лозунг на русском языке не соотносится ни с английским текстом, ни с характеристикой сопровождаемого этим лозунгом товара.

Маловероятно, чтобы товарный знак с подобным лозунгом мог быть зарегистрирован еще в какой-либо цивилизованной стране. Так, в США компания «ПепсиКо» пыталась зарегистрировать товарный знак с подобным лозунгом «HEY, IT’S YOUR LIFE, DO EVERYTHING» («Эй, это твоя жизнь, делай все») для напитков 32 класса (заявка № 75615735, дата подачи – 5 января 1999 г.), но патентное ведомство США отказало заявителю в регистрации.

Полагаю, что регистрация товарного знака № 198406 была произведена ошибочно, без учета требований закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Хотелось бы предложить читателям, являющимся профессионалами в области интеллектуальной собственности, высказать свое мнение по поводу вышеизложенного.