Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Защита от недобросовестной конкуренции антимонопольными органами

Доктор технических наук - Л.Е.Гукасян,
Д.И.Серегин - руководитель департамента интеллектуальной собственности ООО «Юридическая фирма «ЮСТ», канд. юрид. наук.

Дореволюционное российское законодательство вообще не уделяло внимания правовому регулированию защиты от недобросовестной конкуренции, на что обращали внимание многие правоведы того времени. Вполне естественно, что и после 1917 г. в отечественном законодательстве такой пробел не был устранен, поскольку советская экономическая система не предполагала как конкуренции вообще, так и недобросовестных методов ее ведения, в частности. Однако именно в советский период появилась правовая основа для защиты от недобросовестной конкуренции. Это связано с присоединением СССР в 1965 г. к Парижской конвенции, в соответствии со ст. 10 bis которой Советский Союз был обязан обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Осознанно к правовому регулированию отношений, связанных с защитой от недобросовестной конкуренции, отечественный законодатель подошел только в конце ХХ в., с переходом экономики к рынку и разработкой законодательства, объектом регулирования которого стали конкурентные отношения.

Рассматривая источники правового регулирования защиты от недобросовестной конкуренции, нельзя не упомянуть ст. 34 Конституции Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой, устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Кроме того, упомянутые отношения регулируются нормами ГК РФ и иными законодательными актами, среди которых особо выделяется закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон о конкуренции). Именно на нем и основывается правоприменительная практика в области защиты от недобросовестной конкуренции.

Нормы Закона о конкуренции, относящиеся к защите от недобросовестной конкуренции, условно можно разделить на две группы. Во-первых, это нормы материально-правового характера, которые указывают, какие именно действия запрещаются в качестве недобросовестной конкуренции. Во-вторых, нормы, регламентирующие полномочия антимонопольного органа по защите от недобросовестной конкуренции, и порядок применения таких полномочий. При этом несмотря на развитие правоприменительной практики в области защиты от недобросовестной конкуренции обе группы правовых норм требуют совершенствования.

В нашей предыдущей статье[1] на основе анализа норм действующего антимонопольного законодательства была показана необходимость существенного его реформирования в части, касающейся защиты от недобросовестной конкуренции, и предлагался проект соответствующего федерального закона. Однако ни статья, ни проект не содержали положений о полномочиях, правах и обязанностях органов исполнительной власти, в том числе антимонопольных органов, физических и юридических лиц по предотвращению, пресечению и устранению последствий недобросовестной конкуренции.

Анализ действующих в этой сфере норм законодательства показывает, что они также нуждаются в значительных изменениях и дополнениях, направленных на повышение эффективности защиты от недобросовестной конкуренции в административном порядке. Остановимся лишь на наиболее существенных пробелах действующих нормативно-правовых актов в данной области.

Полномочия антимонопольных органов по предотвращению недобросовестной конкуренции являются по преимуществу декларативными, поскольку действующее законодательство не содержит эффективных механизмов их реализации. Отметим, что подобная проблема при предотвращении монополистической деятельности не возникает.

Устанавливая обширный перечень прав антимонопольных органов по пресечению недобросовестной конкуренции, действующее законодательство четко не указывает их обязанности.

Основные процессуальные нормы защиты от недобросовестной конкуренции в антимонопольных органах приведены в Правилах рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Правила). Однако эти нормы, неразрывно связанные с нормами материального права, закрепленными в законе, в большинстве своем существенно затрагивают права и обязанности участников административного разбирательства. По этой причине их следует закрепить в нормативно-правовом акте более высокого уровня – федеральном законе.

В соответствии с действующими процессуальными нормами рассмотрение дела, возбужденного антимонопольным органом, может быть приостановлено и «возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление». Однако Правила умалчивают, кем должно возобновляться рассмотрение дела, если его приостановление вызвано ликвидацией или реорганизацией антимонопольного органа. Не регламентированы в Правилах также сроки возобновления рассмотрения дела. Кроме того, не регламентированы действия антимонопольного органа в случаях, когда устранение упомянутых в Правилах обстоятельств затянется на столь длительный срок, что дальнейшее рассмотрение дела теряет актуальность.

Наделяя антимонопольный орган правом контроля за исполнением своих решений и предписаний, действующее законодательство не регламентирует процедуру проведения такого контроля, процессуальные права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц.

Лицо, в отношении которого антимонопольным органом возбуждено дело, и лицо, чье заявление послужило основанием для его возбуждения, именуются в Правилах сторонами по делу. Такая формулировка вносит путаницу в понимание истинной сущности деятельности антимонопольных органов, позволяя рассматривать административное разбирательство, проводимое антимонопольным органом в целях защиты публичных интересов, как процедуру разрешения частного спора между упомянутыми лицами, что создает иллюзию некоего квазисудебного процесса, носящего частноправовой характер.

К сожалению, в обширном интервью главы Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьева газете «Известия» (№ 117 от 11 июля 2005 г.), вероятно, связанного с внесением Правительством России в Государственную Думу проекта закона «О защите конкуренции», проблемам эффективности работы антимонопольных органов в сфере защиты от недобросовестной конкуренции не уделено внимания. Это позволяет предположить, что и внесенный в Думу законопроект не устраняет большинство пробелов действующего законодательства в этой сфере.


[1] Гукасян Л.Е., Залесов А.В., Серегин Д.И. Законодательство о защите от недобросовестной конкуренции: пути совершенствования //Патенты и лицензии. 2004. № 5. С. 15.