Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Товарные знаки, включающие известные фамилии

Как правило, обозначения, воспроизводящие или включающие фамилии, обладают низкой охраноспособностью из-за отсутствия различительной способности. Иное дело – фамилии известных лиц. Отметим регистрацию таких словесных обозначений, как «Чингисхан», «Сократ», «ALEXANDER MAKEDONSKY», «Рюрик», «Демидов», «Емельян Пугачев», «Денис Давыдов», «адмирал Колчак», «пан Петлюра», «Степан Бандера», «Князь Лев Голицын». Зарегистрированы обозначения «Калашников», «Каспаров», «Павел Буре», «Алла Пугачева», «Филипп Киркоров», «Слава Зайцев», «Дизайн Славы Зайцева», «Valentin Yudushkin», «Эдита Пьеха». Псевдоним «ЛЕНИН» в отличие от псевдонима «ДЖУНА» не был признан охраноспособным.

Портрет и фамилия лидера ЛДПР В.В.Жириновского зарегистрированы с его разрешения в виде комбинированного товарного знака для алкогольных напитков. В практике экспертизы имел место случай регистрации в качестве товарного знака для обозначения ликеро-водочной продукции фамилии знаменитого летчика, героя Советского Союза М.В.Водопьянова, на основании того, что заявитель представил согласие однофамильца.

В рамках Мадридского соглашения о международной регистрации знаков в Роспатент поступили заявки на регистрацию знаков, совпадающих с фамилиями известных российских государственных и исторических деятелей, – «ALEXANDRE NEVSKI», «YOURI DOLGORUKI», «CZAR PETER», «Peter the Great», «Suvorov», «Kutuzov», «Romanov», «граф Витте», «Менделеев», «Popov», «Tolstoy», «LESKOV». Французская фирма заявила на регистрацию в России в качестве товарного знака в отношении водки изображение бутылки с портретом и фамилией выдающегося русского композитора П.И.Чайковского.

На наш взгляд, использование в товарных знаках фамилий таких личностей, как Пушкин, Чайковский, Шопен, внесших величайший вклад в мировую культуру, противоречит моральным нормам, уважению памяти предков, которые лишены возможности защитить свое доброе имя от его эксплуатации с коммерческой целью.

Оценка охраноспособности товарных знаков, состоящих из фамилии известного лица, связана с двумя проблемами:
   возможностью введения потребителей в заблуждение;
   нарушением прав третьих лиц*.

* Ведомство Греции приняло решение об отказе в регистрации заявленного в отношении косметических средств обозначения «LUCIANO PAVAROTTI». Оно мотивировано тем, что в случае регистрации будет нарушено право личности [известного итальянского певца Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)] ввиду отсутствия в материалах заявки его согласия на регистрацию своей фамилии в качестве товарного знака.

Представляется дискуссионной регистрация некоторых товарных знаков, семантическое содержание которых обусловлено фамилией, которая может ввести потребителей в заблуждение относительно местонахождения производителя. Например, товарный знак, содержащий наряду с изобразительным словесный элемент «КАЛИТА», зарегистрирован на имя изготовителя из г. Волгограда. Согласно данным Советского энциклопедического словаря, можно предположить, что слово «КАЛИТА» в составе данного знака может ввести в заблуждение относительно изготовителя тех потребителей, в памяти которых сохранились сведения из школьного курса истории о том, что московский князь Иван I, вошедший в российскую историю как Калита, первый начал собирать русские земли вокруг Москвы.

Включающие словесные элементы «Мономахъ» и «Мономах» комбинированные знаки, которые зарегистрированы соответственно на имя изготовителей из Владимира и Москвы, также могут вводить в заблуждение. Ведь Мономашичи (Мономаховичи) – потомки великого князя киевского Владимира Мономаха).

Ранее, до принятия в 2002 г. новой редакции Закона о товарных знаках, вопросы предотвращения нарушения прав третьих лиц регламентировались положениями п. 2 ст. 7 Закона о товарных знаках 1992 г.: «не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие: …фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Верховного Совета Российской Федерации, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации».

Важно отметить, что на основании п. 1 ст. 12 Закона о товарных знаках эксперты патентного ведомства освобождены от необходимости решать вопрос: не подпадают ли заявленные обозначения под условия неохраноспособности знаков, изложенные в п. 2 ст. 7 (старой редакции) и в п. 3 ст. 7 (новой редакции).

Правовая неоднозначность оценки охраноспособности в качестве товарных знаков фамилий известных лиц, обусловленная положениями п. 1 ст. 12, позволяла иностранным фирмам путем подачи заявки по процедуре Мадридского соглашения приобретать в странах происхождения (в случае «пренебрежения» национальными ведомствами стран происхождения требованиями ст.119 (п. f) Руководства по международной регистрации знаков*) права на товарные знаки, состоящие или включающие известные фамилии русских государственных и военных деятелей, писателей и т.д., и беспрепятственно расширять действие произведенных международных регистраций на Россию.

* В соответствии со ст. 119 (п. f) не предоставляется правовая охрана знакам, содержащим звания, имена, портреты, наименования фирм, подписи, если владелец знака не может подтвердить право на их использование.

С одной стороны, в силу п. 1 ст. 12 Закона 1992 г. эксперты ведомства не могли вынести решение об отказе в регистрации обозначений, воспроизводящих фамилии известных лиц. Это создавало предпосылки для недобросовестной эксплуатации их фамилий иностранными фирмами. Причем притязания иностранных фирм на товарные знаки, воспроизводящие такие фамилии, как «ALEXANDRE NEVSKI», «Suworov», «Kutuzov», нельзя не расценить как умышленные действия, направленные на увеличение сбыта товаров за счет особой притягательности этих имен для русского человека.

С другой стороны, при поступлении в Апелляционную палату возражений против регистрации товарных знаков, воспроизводящих фамилии известных лиц (при отсутствии наследников), у экспертов возникали серьезные затруднения. Они обусловлены отсутствием в России компетентного органа, устанавливающего принадлежность к категории фамилий, являющихся достоянием отечественной истории и культуры.

Указанная правовая неоднозначность сохранилась и в действующей редакции Закона о товарных знаках в связи с тем, что положения п. 1 ст. 12 спустя 10 лет не изменились.

В новой редакции Закона о товарных знаках законодатель отказался от соотнесения фамилий известных лиц с категорией обозначений, являющихся достоянием истории и культуры, которое было регламентировано Законом 1992 г.

Несомненно, такие обозначения, как А.С.Пушкин, Федор Шаляпин, Альберт Эйнштейн, В.В.Путин, относятся к категории известных лиц. Э.П.Гаврилов[1] считает, что известность лица должна определяться ответами на два вопроса:
   окажет ли регистрация товарного знака отрицательное влияние на репутацию этого лица;
   окажет ли репутация этого лица положительное влияние на товарный знак.

Если хотя бы на один из этих вопросов дается положительный ответ, то норма четвертого абзаца п. 3 ст. 7 должна применяться. Представляется, что эти критерии наиболее четко и полно отвечают духу указанной нормы.

Вместе с тем следует отметить, что первый критерий, который может быть использован только в отношении здравствующих лиц, не применим в отношении выдающихся деятелей ушедших времен, фамилии которых наиболее часто встречаются в заявках на регистрацию товарных знаков.

По мнению А.Д.Корчагина, В.В.Орловой и С.А.Горленко[2], под словом «известные» следует понимать такие объекты, о которых знают все, и кто пользуется широкой известностью, славой. Основным показателем известности является, в частности, факт включения в энциклопедии и/или справочники, словари, широкое представление в периодических изданиях, радио- и телевизионных передачах. Отметим, что известность лица, устанавливаемая на основании публикаций в периодических изданиях, не должна, на наш взгляд, исчерпываться территорией одного города или области.

Неопровержимыми и не вызывающими сомнений доказательствами известности лиц, которых уже нет в живых, можно считать, на наш взгляд, признание ЮНЕСКО их заслуг перед человечеством (Андрей Рублев, Сергей Радонежский), учреждение музеев и установление памятников (Дмитрий Пожарский, А.С. Пушкин, П.И.Чайковский, Федор Шаляпин, Сергей Есенин, К.Э.Циолковский, В.П.Чкалов, Г.К.Жуков, Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава), наличие улиц и площадей, носящих их фамилии.

Наличие в государственном архивном фонде документов о жизни выдающихся людей, внесших крупный вклад в развитие мировой науки и культуры, также является неопровержимым доказательством их известности. С одной стороны, упоминание фамилий в различного рода энциклопедических справочниках может служить основанием для признания носивших эти фамилии людей известными лицами. С другой, следует учитывать, что степень известности в начале ХХI века фамилии Третьяков, увековеченной в названии государственной художественной галереи, превышает степень известности таких, например, фамилий, как Руднев (командир крейсера «Варяг» в русско-японской войне 1904 – 1905 гг.), Никитин (автор проекта Останкинской башни и главный конструктор монумента «Родина-мать» в г. Волгограде).

Об известности ныне здравствующих лиц также можно судить по различным энциклопедическим справочникам. Несомненно, можно признать известными лицами патриарха Алексия II, первого и последнего президента СССР М.С.Горбачева, балерину М.Плисецкую, певицу Л.Зыкину, которые учредителями премии «Олимп» были названы выдающимися личностями ушедшего ХХ века. Вместе с тем можно ли отнести к известным лицам, например, скульптора Э.Неизвестного и путешественника Федора Конюхова?

При оценке охраноспособности товарных знаков, воспроизводящих фамилию, необходимо учитывать, на наш взгляд, и моральный аспект. Нравственно ли регистрировать фамилии известных террористов (например, Бориса Савинкова), палачей (Берия), американских летчиков, сбросивших атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки? Как трактовать личность Веры Засулич (героиня или террористка?), не раз покушавшейся на жизнь санкт-петербургского градоначальника?

И, конечно, из этических соображений имя и фамилия исторического лица не должны регистрироваться в качестве товарного знака для маркировки товаров, которые могут рассматриваться как не приемлемые в отношении этой личности. Отметим, что на имя одной из некоммерческих организаций в отношении бутербродов зарегистрировано обозначение «Ай да Пушкин!».


[1] Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Комментарий к закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». М.: Экзамен, 2004.
[2] Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Комментарий к закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». М.: ФИПС, 2003.