Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Финансовый кризис в контексте прав интеллектуальной собственности

Сенников Николай Львович

Сенников Н.Л.- к.э.н., доцент по кафедре гражданского права (ВАК), профессор РАЕ, заведующий Правовым управлением Национальной библиотеки им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан.

Глобальные мировые экономические проблемы, вызванные кризисом финансовых систем лидирующих в экономических отношениях стран, определили проблемы, решение которых будет способствовать развитию инновационной экономики в России и обеспечит привлечение инвестиций в Hi-Tech производства различных секторов предпринимательской деятельности.

Для определения проблемных вопросов, не позволяющих в настоящее время обеспечить привлечение инвестиций в реальные сектора экономики России, прокомментируем статью президента группы «Онэксим» Прохорова М. «Русская инновационная головоломка[1]» в контексте права интеллектуальной промышленной собственности.

1) Трудности инновационного прорыва (реализации прав интеллектуальной промышленной собственности в гражданском обороте).

На современном этапе развития производственно-предпринимательских отношений в глобальном экономическом обороте товаров, оплачиваемых видов работ доля российской интеллектуальной собственности и человеческого капитала, основанного на объективных интеллектуальных творческих результатах, крайне незначительна[2], поэтому о суверенитете возможности реализации исключительных имущественных прав на объекты промышленной собственности говорить невозможно, т.к. защита прав должна предполагать прежде всего либерализацию процедуры регистрации прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, технические ноу-хау.

Процессы глобализации предпринимательских инициатив, конечно же, не знают границ[3], но предположить, что отсутствие возможности регистрировать исключительные имущественные права и далее невозможности создания условий, обеспечивающих их последующую охрану при использовании в гражданском обороте, ставят под сомнение обеспечение прав конкуренции на отечественных рынках. Поэтому реализация масштабных национальных проектов, связанных с инновациями, и решение системных задач, направленных на применение эффективных мер интенсификации производственно-предпринимательской деятельности на основе Hi-Tec, практически затруднены.

Это определяет невозможность реализации плановых решений, связанных с масштабным производством инновационной продукции, основанном на использовании исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности . Поэтому инновационные реформы, утверждающие абстрактную концепцию, эксплуатирующую конкурентные преимущества, основанные только на монополии естественных ресурсов, не могут привести к развитию наукоемких производств и созданию конкурентоспособной продукции[5].

Рекомендуемые юридические мероприятия в области гражданско-правового регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности.

- Необходимо протокольно упростить процедуру подачи, регистрации исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; уменьшить ставку патентных платежей для достижения цели привлечения максимального количества изобретателей, рационализаторов (все расходы на патентование должны финансироваться из соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов, призванных содействовать развитию изобретательского творчества).

- Следует дополнить §5 «Получение патента» главы 72 «Патентное право» Гражданского кодекса РФ положением, стандартизирующим процедуру подачи заявки на объект интеллектуальной промышленной собственности через Internet, что обеспечит дебюрократизацю процедуры оформления заявки на получение патента.

- Определить в п.п.2-3 §5 «Получение патента» главы 72 «Патентное право» Гражданского кодекса РФ ограничительное условие, предусматривающее предельный период проведения процедуры проверки критериев патентоспособности, в случае нарушения которого патент на объект интеллектуальной промышленной собственности должен быть выписан исполнительным органом государственной власти автоматически.

2) Факторы, обеспечивающие возможность эффективной коммерциализации интеллектуальной промышленной собственности.

Первым фактором, конечно же, следует признать экономико-географического-геологические преимущества России, которые обуславливают возможность интенсификации процессов добычи, первичной переработки и снижения негативных последствий техногенного характера промышленных процессов добычи, транспортировки природных ресурсов.

Следовательно, начиная с этого этапа, необходимо под контролем государства организовать тендеры на разработку НИОКР, результатами которых будут изобретения, полезные модели, промышленные образцы в этой области первичного производства естественных ресурсов[6].

Для этого необходимо проведение подробной инвентаризации основных производственных средств предприятий в этой области производственно-предпринимательской деятельности с целью установления приоритетов изобретательской инновационной деятельности.

Поскольку в России в соответствии с п.2 ст.8 Конституции РФ признается и законодательно защищается равным образом частная, государственная, муниципальная, смешанные формы собственности, а в п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ подтверждаются принципы равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обязанностей, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, то хозяйствующие субъекты, относящиеся к различным формам собственности, могут не согласиться с проведением подобных инвентаризаций.

Следовательно, проведение подобных инспекций должно согласовываться законом и претворять получение стимулов для развития производственной базы (основных, оборотных производственных средств) или сопровождаться соответствующими фискальными контрольными функциями исполнительных органов государственной власти, полномочно рассматривающих вопросы целевого финансирования программ развития производственной инфраструктуры хозяйствующего субъекта на основании его правоспособности и дееспособности[7].

Рекомендуемые юридические мероприятия в области гражданско-правового регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности.

_Необходимо изменить название ст.1225 Гражданского кодекса РФ следующим образом: «Охраняемые объективные результаты интеллектуальной творческой деятельности и средства индивидуализации»,- для подтверждения юридической конкретики права, предусматривающей в общем положении 4 части Гражданского кодекса РФ определения первой составляющей ОБЪЕКТА, а далее по тексту кодекса ...СУБЪЕКТОВ, СОДЕРЖАНИЯ права интеллектуальной собственности.

_ Поскольку интеллектуальная собственность — это исключительные имущественные права и личные неимущественные права (см. ст.1226 ГКРФ), а не способ правовой охраны , как это утверждается в действующей редакции рассматриваемой статьи, то п.1 ст.1225 Гражданского Кодекса РФ необходимо представить так: «1. Объективными результатами интеллектуальной творческой деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, являются...» (далее по тексту статьи);

_Пункт 2 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ необходимо дополнить следующим образом: «Интеллектуальная собственность охраняется законом или договором», т.к. некоторые объекты интеллектуальной собственности могут охраняться в режиме коммерческой тайны и соответственно в данном случае защита интересов хозяйствующих субъектов будет достигаться договорными обязательствами.

3) Осуществление комплексных мероприятий государства и бизнеса для решения приоритетных национальных программ в области интенсификации производственно-предпринимательской деятельности на основе Hi-Tec[9].

Комплексные мероприятия государства и бизнеса в области реализации национальных проектов, связанных с инновациями и решением системных задач, направленных на применение эффективных мер интенсификации производственно-предпринимательской деятельности на основе Hi-Tec, включают систему технопарков, предполагающих концепцию функционирования самостоятельных, не связанных друг с другом инновационных проектов, основанных на цепочках отношений автор (идея) — правообладатель (НИОКР) — хозяйствующий субъект (правообладатель, коммерциализирующий объективный результат промышленной собственности).

Переход от действующих технопарков к научным системным интеграторам, действующим во всех информационно-индустриальных странах, определяет постановку задачи на основе отбора наиболее значимых, эффективных объективных результатов интеллектуальной промышленной собственности, контроль за применением которых до производства готового товара, оплачиваемых видов работ, осуществляет автор, правообладатель.

Государство с учетом сведений, полученных при инвентаризации производственных мощностей хозяйствующих субъектов (см. п.2 статьи) и в соответствии с национальными программами
   определяет приоритетные направления развития научно-технической деятельности;
   создает фонды бюджетного и внебюджетного финансирования для развития изобретательской деятельности;
   учреждает информационный банк интеллектуальной собственности, аккумулирующий сведения об объектах интеллектуальной промышленной собственности для дальнейшего эффективного использования в гражданском обороте[10];
   принимает соответствующие законы, обеспечивающие заинтересованность хозяйствующих субъектов в создании, коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау (законодательство о разделе продукции, обозначающее приоритеты государственной экономики, налоговые льготы, беспроцентные кредиты, иные стимулы[11], гарантирование государством рискованных договоров НИОКР, т.к. результат интеллектуальной творческой деятельности не определён).

Рекомендуемые юридические мероприятия в области гражданско-правового регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности.

_Необходимо отменить ст.1246 «Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности» Гражданского кодекса РФ. Государство в демократическом федеральном правовом государстве с республиканской формой правления (см. п.1 ст.1 Конституции РФ) не может регулировать отношения интеллектуальной собственности, оно может гарантировать права и свободы автора, правообладателя (см. ст.2 Конституции РФ), единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности (см. п.1 ст.8 Конституции РФ). Исполнительный орган государственной власти по интеллектуальной собственности является не субъектом отношений, а функциональным участником, осуществляющим регистрацию исключительных имущественных прав, их движение в гражданском обороте и поэтому, учитывая название и содержание ст.1246 Гражданского кодекса РФ, данную норму необходимо отменить, т.к. она нарушает основы конституционного строя (см. глава 1 Конституции РФ) и общих положений Гражданского кодекса РФ, поскольку по тексту статьи получается, что государство регулирует отношения интеллектуальной собственности, а не гражданско-правовое законодательство (п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ). Государство может быть участником отношений интеллектуальной собственности только в качестве хозяйствующего субъекта права, участниками отношений интеллектуальной промышленной собственности могут быть только граждане и законные правообладатели (граждане, юридические лица)[12].


[1] См. Прохоров М. «Русская инновационная головоломка»
[2] См. Михайлов Л. Патент в России меньше чем патент//Российская газета.-2007.-27 декабря.
[3] См. ст.7 «Гражданское законодательство и нормы международного права» ГКРФ.
[4] Невозможность возникновения гражданских прав и обязанностей, осуществления и защиты гражданских прав и обязанностей (см. гл.2 ГКРФ).
[5] Что предполагало бы законную способность определить правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления прав собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности и приравненные к ним индивидуализации (интеллектуальная собственность), регулирования договорных и иных обязательств, а также других имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономной воли и имущественной самостоятельности хозяйствующих субъектов (см. п.1 ст. 2 ГКРФ).
[6] Договорного выполнения научно-исследовательских работ обусловленных техническим заданием, что предполагает по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ разработку необходимого образца нового изделия, подготовку конструктивной документации на него или новой технологии промышленного применения в гражданском обороте (см. гл. 38 ГКРФ).
[7] См. ст.ст.49, 52, др. ГКРФ.
[8] Подобный способ защиты гражданских прав в ст.12 ГКРФ не упоминается.
[9] См. Послание Президента РФ Федеральному собранию отмечает первоочередность решения задач связанных с интеллектуальным капиталом и интеллектуальной собственностью.
[10] См. Сенников Н. Эффективная реализация исключительных прав в предпринимательском обороте интеллектуальной промышленной собственности.- 2008.-№8. - с.46-50.
[11] см. ст.1355 ГКРФ.
[12] См. п.1 ст.2 ГКРФ; ст.1347-1348 ГКРФ.