Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Право публикатора в проекте четвертой части гражданского кодекса

Кандидат юрид. наук В.О.Калятин.

Говоря об изменениях, предлагаемых в проекте четвертой части Гражданского кодекса, стоит выделить среди них несколько групп. Во-первых, это корректировка правовых режимов определенных объектов, в отношении которых в настоящее время есть специальное законодательство (об авторском праве и ряде смежных прав, объектах патентного права, товарных знаках и знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров, селекционных достижениях, топологиях интегральных микросхем). Во-вторых, это развитие законодательства об объектах, которые хотя и существовали в рамках российского законодательства, но без подробной их регламентации. Сюда можно отнести секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, коммерческие обозначения. Наконец, третья группа – это введение ряда новых правовых режимов. Здесь нужно упомянуть право публикатора, право изготовителя базы данных и право на доменные имена.

Рассмотрим причины появления в проекте права публикатора и некоторые особенности этого нового права.

Общепризнано, что продолжительность действия авторских прав в первую очередь определяется стремлением законодателя гарантировать возможность экономической эксплуатации произведения ближайшим родственникам автора. Именно в желании общества обеспечить возможность получения наследниками автора доходов от использования произведения после смерти автора заключается моральное обоснование продления срока действия авторских прав на достаточно длительный срок после смерти автора.

Но есть один особый случай: произведения, ставшие доступными обществу только после смерти автора. Поскольку до опубликования наследники автора не могли распространять экземпляры произведения (а также осуществлять и иные формы экономической эксплуатации произведения, если законодательство соответствующей страны не разделяет «опубликование» и «обнародование» произведения), соответственно, для них важно иметь определенный разумный срок охраны права после обнародования произведения. По этой причине в законах об авторском праве для случаев посмертного опубликования произведений часто предусматриваются особые правила расчета срока действия права на использование произведения. Есть подобная норма и в законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»: п. 5 ст. 27 предусматривает, что авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска.

По-видимому, здесь допущена ошибка, поскольку начало действия срока связывается с моментом опубликования (ведь по данному Закону выпуском в свет является именно опубликование), а не обнародование. То есть произведение может быть давно известно обществу (например, если оно публично исполнялось, передавалось в эфир, по кабелю и т.д. и, возможно, неоднократно), права на него истекли, но в силу того, что по каким-то причинам оно не было опубликовано (не стало доступным обществу в виде определенного количества экземпляров), закон разрешает вновь «возродить» права на такое произведение с момента его опубликования. Конечно, это крайний случай, но он иллюстрирует непродуманность данной формулировки, приводящей к ненужным сложностям в различных ситуациях. Скорее всего, при подготовке закона произошла небольшая путаница с понятием «выпуск в свет», возможно, было также упущено из виду, что в зарубежных законах, активно использующих понятие «опубликование», обычно оно понимается значительно шире.

Но здесь есть и другая проблема. Дело в том, что пока произведение лежит в рукописи, неопределенно долго сохраняется возможность продления срока действия права на использование произведения. При этом речь уже может и не идти об обеспечении детей или иных ближайших наследников автора, ведь с момента смерти автора могут пройти сотни лет. А вот обществу такое правило только мешает, поскольку по прошествии длительного времени достаточно трудно, а иногда и невозможно установить, есть ли наследники у автора. В этом случае какое-либо использование произведения будет небезопасно. Чтобы не рисковать, не лучше ли оставить рукопись лежать дальше?

Не стоит думать, что проблема необнародованных произведений касается лишь малоизвестных авторов, значение работ которых тем более утратилось по прошествии данного времени. Характерный пример: у столь известного композитора, как Н.Паганини, из пьес для гитары до сих пор опубликована лишь незначительная часть[1].

Это проблема хорошо известна и в других странах мира. После определенных колебаний в законодательство стали вноситься изменения, касающиеся охраны произведений, опубликованных после смерти автора. Подходы были различными. Так, в ходе пересмотра авторского законодательства в Великобритании в 1988 г. установлено, что произведения, не опубликованные на момент смерти автора и остающиеся в таком состоянии на 1 августа 1989 г., будут охраняться фиксированное время – 50 лет, начиная с 1 января 1990 г*. Удобство такого подхода очевидно (по крайней мере, устраняется угроза предъявления претензий неизвестными потомками), но заметны и недостатки. В частности, ослабляются экономические стимулы поиска ранее неопубликованных произведений.

* Учитывая продление общего срока охраны до 70 лет после смерти автора, данный срок также увеличился до 70 лет.

В Германии пошли по другому пути: было решено предоставлять авторские права не только автору, но и лицу, впервые опубликовавшему произведение за пределами общего срока действия прав на произведение. Согласно §71 закона об авторском праве и смежных правах право на использование произведения в течение 25 лет принадлежит лицу, впервые опубликовавшему произведение, если истекли 70 лет после смерти автора. Причем это аналогичное правило действует и в случаях, когда авторское право действовало, так и если произведение никогда не охранялось на территории действия закона.

Во Франции использован похожий вариант: права на использование произведения, опубликованного после смерти автора, предоставляются правопреемникам автора, если произведение опубликовано в течение 70 лет с момента его смерти, иначе они будут принадлежать лицу, опубликовавшему произведение. При этом срок охраны такого произведения в любом случае составит 25 лет, исчисляемых с 1 января календарного года, следующего за годом этой публикации.

Однако все же стоит различать права, принадлежащие правопреемнику автора и права лица, впервые обнародовавшего (опубликовавшего) произведение. Даже если по содержанию эти права совпадают, вторая категория прав все же является самостоятельной по своей природе по сравнению с авторскими правами. Действительность прав правопреемника автора зависит от действительности прав автора. Так, если будет установлено, что авторство на произведение в действительности принадлежат другому лицу, это будет означать прекращение прав правопреемника «ненастоящего» автора. Права лица, впервые обнародовавшего произведение, не зависят от прав автора (кроме случая, когда в результате признания авторства другого лица выяснится, что 70 лет с момента смерти этого автора еще не истекли). Более того, как указано в германском законе, такие права могут существовать даже на произведение, которое никогда ранее не охранялось.

Социальное назначение этих прав также различно. Введение авторских прав имеет целью поощрить творчество (автору гарантируется, что он и его наследники смогут эксплуатировать произведение), а введение прав лица, впервые обнародовавшего произведение, – поощрить поиски в архивах и т.д. Поэтому называть такие права авторскими – неточно.

Интересно, что предоставление (на срок в 25 лет) самостоятельных прав на произведение лицу, впервые сделавшему доступным произведение обществу после истечения действия авторских прав на произведение, предусмотрено и директивой Европейских Сообществ № 93/98/ЕЕС от 29 декабря 1993 г. «О гармонизации сроков охраны авторского права и некоторых смежных прав». Данная директива не определяет природу таких прав, указывая только, что охрана, даваемая такими правами, должна быть эквивалентна охране, предоставляемой имущественными правами автора.

В проекте четвертой части Гражданского кодекса авторские права на произведение, впервые обнародованное после смерти автора, действуют в течение 70 лет после обнародования произведения при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора (п. 3 ст. 1281). Таким образом, действие прав правопреемников может продлиться до истечения 140 лет после смерти автора, если произведение будет опубликовано в 70-й год после смерти автора. Однако такой срок не может длиться бесконечно (как это предусмотрено сейчас). В этом отношении предложенный вариант является определенным компромиссом. Конечно, можно было бы сократить срок действия прав в данном случае, но зато вариант проекта Кодекса гарантирует, что интересы наследников автора (если они сохранят права на произведение) в любом случае не пострадают.

А вот если срок действия авторского права истек, либо если произведение вообще не охранялось авторским правом, то право на использование произведения получит лицо, правомерно обнародовавшее его или организовавшее такое обнародование. Такое лицо названо в проекте публикатором.

Право публикатора в проекте помещено в раздел смежных прав, что представляется более точным, чем рассмотрение данных прав в качестве авторских.

В отношении объекта права публикатора проект устанавливает несколько важных требований:
   1) это должно быть произведение литературы, науки или искусства;
   2) это произведение, если не учитывать действительное время его создания, должно было бы признаваться объектом авторского права по действующему российскому законодательству;
   3) оно не должно быть ранее обнародовано;
   4) произведение не должно находиться в государственных и муниципальных архивах;
   5) произведение должно быть впервые обнародовано на территории Российской Федерации либо за ее пределами, но гражданином Российской Федерации.

В иных случаях охрана будет предоставляться, только если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (понятно, что пока договоров в отношении права публикатора нет), либо если законодательством соответствующего иностранного государства на территории этого государства признаются исключительные права публикатора на произведения, публикаторами которых являются граждане Российской Федерации.

Второе из перечисленных выше условий требует дополнительного пояснения. Не все произведения являются объектами авторского права. Поэтому предоставление публикатору права на использование любых, впервые обнародованных им произведений позволило бы ему получить контроль над объектами, которые специально были исключены из-под действия авторских прав (например, над произведениями народного творчества). Чтобы исключить возможность возникновения подобных ситуаций, и было введено это требование.

Публикатором, согласно проекту, может быть только физическое лицо. Соответственно, права публикатора будут принадлежать исследователю, работавшему в архиве, а не компании, нанявшей его для выполнения подобной работы.

Публикатору будут принадлежать исключительное право публикатора на обнародованное им произведение и право указать свое имя на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования (в том числе при переводе или другой переработке произведения). Исключительное право публикатора на произведение по своему содержанию совпадает с привычным нам правом автора на использование произведения, с изъятием только прав на перевод произведения, его переработку и практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Таким образом, публикатор произведения не сможет контролировать использование произведения в переводе или в переработанном виде.

Вне сферы контроля публикатора будет находиться и распространение оригинала или экземпляров произведения, правомерно введенных в гражданский оборот. Это хорошо известное правило об исчерпании прав.

Срок действия исключительного права публикатора предполагается сделать значительно короче, чем срок действия соответствующего права автора: право будет возникать в момент обнародования произведения и действовать лишь 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

Кроме того, этот срок может стать еще короче. Предусматривается, что суд может принять решение о досрочном прекращении права публикатора, если при использовании произведения он нарушит требования законодательства, относящиеся к охране авторства, имени автора и неприкосновенности произведения*. Такое жесткое правило должно предупредить искажения произведений при обнародовании, которые недобросовестный публикатор может допустить ради скорейшего обнародования произведения, привлечения внимания к нему и т.п. Введение права публикатора должно стимулировать исследователей, а не дать недобросовестным лицам новое средство наживы.

* В проекте четвертой части ГК право на защиту репутации предполагается заменить правом на неприкосновенность произведения.

Как и автор, публикатор может передать свое право по договору, заключить лицензионный договор и т.д. Особое правило предусматривается на случай отчуждения оригинала произведения (например, рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.). Если собственник такого оригинала произведения одновременно является и публикатором, то при продаже оригинала произведения вместе с правом собственности на него к приобретателю перейдет и право публикатора (если стороны не договорятся об ином). Но даже если такой приобретатель не получит право публикатора, ему будет предоставлена своего рода лицензия: он сможет без согласия обладателя права публикатора демонстрировать приобретенный оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать это произведение для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Право публикатора в предлагаемом варианте проекта сформулировано так, что не наносит сколь-нибудь значительного ущерба интересам автора и его правопреемников. Введение права публикатора также защитит интересы исследователей, позволит вознаградить их за длительные, зачастую многолетние поиски и будет способствовать открытию новых, не известных ранее творческих результатов.


[1] Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. Л.: Музыка, 1976. С. 110.