Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Административные правонарушения

Е.В.Скиданова - старший научный сотрудник отдела экономики промышленной собственности ФИПС.

В соответствии с Конституцией РФ интеллектуальная собственность охраняется государством. В частности, п.1 ст. 44 гласит: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Российское законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения прав на результаты творческой деятельности. Это гражданская, уголовная и административная ответственность. Введение новых редакций Гражданского, Уголовного и Административного кодексов обновило в них нормы, касающиеся защиты интеллектуальной собственности.

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) также предусматривает ответственность за подобные нарушения. От схожих преступлений административные правонарушения отличаются меньшей степенью опасности и вредных последствий.

Ст. 7.12 и 14.10 касаются нарушений авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав. В первой части ст. 7.12 перечислены нарушения авторских и смежных прав, совершаемые в целях извлечения дохода: ввоз, продажа, сдача в прокат. Причем их список не исчерпывающий. Сам факт одного из этих противоправных действий достаточен для рассмотрения его как административного правонарушения.

Предметом второй части ст. 7.12 является окончательный список из трех видов правонарушений в области промышленной собственности: присвоение авторства или принуждение к соавторству; разглашение до официального опубликования без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца и их незаконное использование. Достаточно совершения одного из перечисленных действий для квалификации его как административного правонарушения.

Относительно редакции в этом пункте правонарушения, касающегося «разглашения без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца», необходимо заметить, что по многим заявкам на выдачу патента на перечисленные виды объектов промышленной собственности патентообладатель(и) и заявитель(и) или автор(ы) могут быть разными лицами. То есть можно получить разрешение на разглашение от одного из авторов или заявителей, оставив остальных в неведении. Оспорить такое разрешение в суде невозможно, поскольку оно не противоречит закону. Если внести в указанную формулировку уточнение о получении разрешения о разглашении от всех заинтересованных лиц (авторов, заявителей, патентообладателей), тогда все имеющие права на патент лица будут знать о разглашении.

Используемое во второй части ст. 7.12 КоАП словосочетание «сущность изобретения», на наш взгляд, нуждается в уточнении. Как известно из Патентного закона РФ, сущность таких объектов промышленной собственности, как изобретение или полезная модель, определяется их формулой (п. 4 ст. 3, ст. 16 и 17). Поэтому, согласно Кодексу, разглашение названия объекта и/или наименования заявителя, патентообладателя, состава авторов, описания, реферата (или их части), части существенных признаков или формулы не будет считаться разглашением сущности. Следовательно, не нарушая закон, даже неспециалист сможет узнать всю интересующую его информацию об изобретении, полезной модели и промышленном образце. Представляется, что словосочетание «разглашение сущности» следует заменить на «разглашение сведений» об объекте промышленной собственности.

Ст. 14.10, касающаяся незаконного использования товарного знака, содержит окончательный список правонарушений: незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Любого из этих правонарушений достаточно для квалификации его как административно наказуемого деяния.

Субъектами административной ответственности за нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности могут быть граждане, должностные и юридические лица. Кодекс приравнивает к должностным лицам, кроме лиц, занимающих определенную должность и наделенных организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Административная ответственность точно так же распространяется на иностранных граждан и юридические лица, лица без гражданства.

Ответственность можно нести только за виновно совершенные правонарушения. Лицо считается невиновным, если не доказана его вина. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Физическое лицо признается виновным при совершении противоправного деяния с умыслом или по неосторожности. Должностное лицо может быть признано виновным только за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Юридическое лицо признается виновным, если установлено, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, оно не приняло необходимые меры по их соблюдению. Если одному из лиц (например, юридическому) уже вынесено наказание, другое лицо от ответственности не освобождается.

Размер санкции зависит от квалификации субъекта. Максимальный штраф (от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда) накладывается на юридических лиц. Для должностных лиц его величина на порядок ниже (от 30 до 40 МРОТ), но в два раза больше, чем для физических лиц (от 15 до 20 МРОТ).

Наряду с административным штрафом предусматривается конфискация контрафактной продукции. Эта санкция может применяться как дополнительно к штрафу, так и самостоятельно. Конфискованные предметы подлежат уничтожению или передаче обладателю авторских и смежных прав по его просьбе.

Нельзя не сказать о ст. 7.28, устанавливающей ответственность за нарушение порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах. Для граждан установлен штраф от 10 до 20 МРОТ, для юридических лиц – от 500 до 800 МРОТ. В Кодексе впервые установлен размер штрафа за связанное с государственной безопасностью правонарушение, результатом которого может быть разглашение государственной тайны. Ст. 35 Патентного закона обязывает начинать патентование изобретения или полезной модели в иностранном государстве только по истечении шести месяцев после обязательной подачи заявки в российское патентное ведомство, если в этот срок в ней не обнаружится сведений, содержащих государственную тайну. Усиленная возникновением административной ответственности, ст. 35 Патентного закона перестала носить декларативный характер.

Срок привлечения к ответственности за административное правонарушение равняется двум месяцам со дня его совершения. При длящемся правонарушении срок исчисляется со дня его обнаружения, при отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении – со дня принятия соответствующего решения.

По факту административного правонарушения составляется протокол должностными уполномоченными лицами различных органов (внутренних дел, таможенных, а также Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) в пределах их компетенции. Протокол с момента обнаружения административного правонарушения составляется немедленно (при выяснении дополнительных обстоятельств – в течение двух суток). Протокол направляется по подведомственности в течение суток в суд общей юрисдикции (мировым судьям или в районный суд) или арбитражный суд.