Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Рационализаторским предложениям необходим правовой статус

А.Л. Зильберборд - руководитель научно-методического консультационного центра по проблемам интеллектуальной собственности Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской.

Важность рационализаторской деятельности, направленной на совершенствование различных отраслей хозяйства и отечественного производства в целом, очевидны.

В недалеком прошлом, по данным Госкомизобретений, на долю рационализаторских предложений приходилось почти 70% экономии, полученной от использования инноваций в народном хозяйстве. Рационализаторское движение было весьма мощным, серьезно влияло на совершенствование техники и технологии. Отсутствие законодательной базы компенсировалось различными нормативными актами, в полной мере регулировавшими не только саму рационализаторскую деятельность, но и ее важную составляющую – материальное стимулирование рационализаторов. Даже их простое перечисление говорит о большом внимании государства к рационализаторскому творчеству. В СССР действовали:

Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г. № 584);

Указания о порядке составления, подачи и рассмотрения заявления на рационализаторское предложение (утверждено Госкомизобретений 23 декабря 1982 г.);

Разъяснение по некоторым вопросам, касающимся признания рационализаторскими предложений инженерно-технических работников научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и аналогичных подразделений предприятий, а также порядка их подачи № 1 (утверждено Госкомизобретений 15 мая 1975 г.);

Разъяснение о порядке подачи заявления на рационализаторское предложение, относящееся к капитальному строительству (утверждено постановлением Госкомизобретений от 23 марта 1978 г.);

Постановление пленума Верховного суда СССР от 15 ноября 1984 г. № 22 «О применении судами законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями и промышленными образцами»;

Инструкция о порядке выплаты вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения (утверждена председателем Госкомизобретений 15 января 1974 г.);

Инструкция по определению размера вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, не создающие экономии (утверждена председателем Госкомизобретений 15 января 1974 г.);

Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (утверждена постановлением ГКНТ, Госпланом СССР, АН СССР и Госкомизобретений от 14 февраля 1977 г.);

Положение о премировании за содействие изобретательству и рационализации (утверждено постановлением Госкомтруда СССР от 23 июня 1983 г.);

Кодекс законов о труде, ст. 106, 115 (1972 г.).

Первое нормативное определение рационализаторского предложения, как известно, содержалось в п. 63 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. Постановление Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. № 351 «О мерах по развитию изобретательства и рационализаторской деятельности в РСФСР» относило к рационализаторским предложениям, носящие не только технический, но и организационный характер, управленческие и другие предложения, являющиеся новыми для предприятий и организаций и приносящие экономическую или иную пользу.

В то же время институт рационализаторских предложений был полностью передан предприятиям и организациям, которые получили право самостоятельно регулировать проблемы рационализации. Позже стало понятно, что такая передача привела к бесхозности рационализаторских предложений и дала основание большинству предприятий разных форм собственности практически отказаться от стимулирования этой деятельности.

Вышедшие в июне 1996 г. Методические рекомендации по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации закрепили режим подачи, рассмотрения и материального стимулирования рационализаторских предложений, упомянутый в Постановлении Совета Министров РСФСР № 351.

Закон «О собственности в РСФСР» (п. 4 ст. 1) относит рационализаторские предложения к объектам интеллектуальной собственности. В частности, там сказано, что имущественные и личные неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений гарантируются и защищаются законом. А отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства, изобретений и рационализаторских предложений, промышленных образцов, программных средств для электронно-вычислительной техники и других объектов интеллектуальной собственности регулируются авторским правом и иными актами гражданского законодательства. Отсюда напрашивается вывод: наиболее надежной формой защиты законных прав и интересов рационализаторов может быть только закон.

Почему же рационализаторские предложения выпали из орбиты законодательной защиты и переданы на откуп предприятиям и организациям, многие из которых сегодня едва сводят концы с концами? И кто должен дать обстоятельный ответ на этот вопрос?

В определенной степени по своим критериям рационализаторские предложения очень близки к такому объекту интеллектуальной собственности, как полезная модель, охраняемому в соответствии с Патентным законом РФ. И сегодня нет никаких препятствий к оформлению отдельных рационализаторских предложений в виде полезных моделей или даже изобретений, если новизна первых не локальная, а абсолютная, а само предложение отвечает и другому условию – «изобретательский уровень». Что же касается такого условия патентоспособности, как «промышленная применимость», то он присутствует практически в каждом рационализаторском предложении. Целесообразно ли пренебрегать такими рацпредложениями?

Практика показывает, что сегодня на большинстве предприятий Астраханской области не действуют положения о рационализаторской деятельности. Годами многие организации не отчитываются по установленной форме № 4-НТ по изобретательству и рационализации. А на письма департамента промышленности, транспорта, связи, науки и технологий администрации области (ныне министерство в правительстве Астраханской области) о данных по изобретательству и рационализации многие предприятия или не отвечают, или сообщают, что такая работа у них не ведется.

В современных условиях, когда предприятиям не хватает материальных ресурсов, нарушены межпроизводственные связи и морально устарели производственные фонды, рационализаторская деятельность приобретает все большую актуальность. Однако ее активизации препятствует отсутствие в ряде регионов России общественных структур – советов ВОИР, ранее оказывавших мощную поддержку рационализаторскому движению, отстаивавших интересы и законные права рационализаторов на коллективной основе.

Не содействует рационализаторскому творчеству и действующий Трудовой кодекс РФ, из которого вообще исчезло словосочетание «рационализаторское предложение». В то же время Конституция РФ в ст. 44 гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Снижение интереса к рационализаторской деятельности в стране можно подтвердить и другими фактами. В частности, недостаточно внимания проблемам рационализации уделяют средства массовой информации. И самое удивительное в том, что в функциях Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам не предусмотрено методическое руководство рационализаторской деятельностью, разработка предложений в законодательство и нормативных актов в этой области.

Государство устранилось от рационализаторской деятельности. Нет сомнения в том, что поставленная Президентом Российской Федерации задача об удвоении в ближайшие годы валого внутреннего продукта не может быть решена без широкого использования творчества рационализаторов, которыми богата Россия.

Какой же выход возможен из создавшейся ситуации? Ответ ясен: рационализаторам страны, как воздух, необходим федеральный закон.