Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Как таможня защищает права владельцев товарных знаков?

Канд. юрид. наук А.А.Гольцблат (юридическая фирма «Пепеляев, Гольцблат и партнеры. Налоги и право»)

Нормативная база

Ключевая роль в охране объектов интеллектуальной собственности при ввозе товаров на территорию России принадлежит таможенным органам. Функции последних определены, в частности, в ст. 10 Таможенного кодекса РФ. Среди них – пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности. Следует обратить внимание на возможность запрета ввоза на территорию нашей страны контрафактной продукции. В соответствии со ст. 20 ввоз в Российскую Федерацию отдельных товаров может быть запрещен, исходя из соображений защиты права собственности, в том числе интеллектуальной.

Таможенный кодекс РФ был принят 18 июня 1993 г. Однако в течение определенного времени серьезных практических усилий по защите интеллектуальной собственности не предпринималось. Отчасти такая достаточно миролюбивая позиция государственных органов привела к наплыву в Россию самой различной продукции, изготовленной при полном игнорировании норм, обеспечивающих правовую охрану достижений в области интеллектуальной деятельности. Изготовленные пиратским способом аудио- и видеокассеты, лазерные диски, изделия, без всяких на то оснований украшенные чужими товарными знаками, наводнили российский рынок.

Весьма серьезным фактором является активность «серых» дилеров. Речь идет и о нарушении объемов, предусмотренных лицензионными соглашениями, и об импорте товаров неуполномоченными импортерами.

В этой ситуации важное значение имело решение коллегии Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 31 июля 1997 г. об активизации работы по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Непосредственным результатом этого решения стало письмо ГТК от 28 октября 1997 г. № 01-15/20508 «О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность». С этим документом связано начало активного участия таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности.

На управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК (УТНР) была возложена обязанность по составлению и рассылке на таможенные посты списков товарных знаков, охраняемых на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Цель – выявление таможенными органами в ходе таможенного контроля за перемещением товаров нарушений действующего законодательства по охране интеллектуальной собственности. Указанные списки формируются на основании заявлений правообладателей. Таможенные органы должны проверять признаки нарушения прав владельцев на объекты интеллектуальной собственности. Основанием для их защиты является учет и регистрация товарных знаков в таможенных органах.

Следующим серьезным шагом в процессе противостояния пиратским технологиям и массовым нарушениям прав интеллектуальной собственности стало письмо ГТК от 16 ноября 2000 г. № 01-06/33259. В нем урегулирована процедура реализации положений Таможенного кодекса и других нормативных актов в ходе непосредственного осуществления контроля таможенными органами при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Процедура предоставления защиты товарным знакам
при ввозе товаров на территорию РФ

Обязательным условием защиты является регистрация товарного знака в патентном ведомстве. Защита предоставляется на основании внесения товарных знаков в реестр ГТК. Процедура предоставления защиты включает:
   заявление правообладателя;
   внесение в реестр ГТК;
   уведомление таможенных постов о внесенных в реестр товарных знаках и мерах по осуществлению контроля.

В заявлении указываются:

сведения о правообладателе и документы, подтверждающие наличие и принадлежность права интеллектуальной собственности;

информация о каждом объекте интеллектуальной собственности, подлежащем защите, а также о сроке, в течение которого правообладатель предполагает, что ему потребуется содействие таможенных органов в защите его прав;

описание товаров;

иные сведения, позволяющие выявить контрафактные товары.

К заявлению прилагаются:

свидетельство на товарный знак (выписка из реестра товарных знаков);

доверенность на представление интересов владельцев товарного знака (в случае, если заявка подается не владельцем);

свидетельство о регистрации владельца товарного знака (доверенного лица);

лицензионные договоры (при наличии), зарегистрированные в установленном порядке в государственном патентном ведомстве (Роспатенте);

сведения об:

уполномоченных импортерах, дилерах и иных лицах, обладающих правом ввоза товаров, маркированных товарным знаком (полное наименование, адрес, код ОКПО и т.п.);

легальных производителях и экспортерах;

местах ввоза и таможенного оформления ввозимой легальной продукции;

декларантах легальной продукции;

импортерах и производителях (экспортерах) контрафактной продукции;

основных товаропотоках контрафактной продукции;

легальной продукции (подробное описание, отличительные особенности, цены производителя, реализации, таможенная стоимость и т.д.);

контрафактной продукции (подробное описание, отличительные особенности, цены производителя, реализации, таможенная стоимость и т.д.);

заключение ФИПС о сходстве какого-либо обозначения до степени смешения с товарным знаком, в отношении которого подается заявление для включения в реестр объектов интеллектуальной собственности ГТК России;

образцы легальной и контрафактной продукции (по возможности).

Товарные знаки вносятся в реестр на срок до одного года, который может быть продлен, но не более чем на срок, на который соответствующему товарному знаку предоставлена охрана на территории РФ. После внесения в реестр УТНР направляет соответствующую информацию в таможни на местах. Такая информация включает: сведения о правообладателе, контактных лицах, объекте интеллектуальной собственности (наименование, материальный носитель, класс товара и его описание в соответствии с МКТУ и т.д.), а также о сроке действия регистрации.

Направляемая в таможенные органы информация может сопровождаться сведениями или документами, содержащими характерные признаки объекта интеллектуальной собственности. Они позволяют идентифицировать легальные и контрафактные товары. Это, например:
   описание или графическое изображение товарного знака;
   отличительные особенности легальных и контрафактных товаров;
   перечень декларантов легальных товаров;
   виды транспорта, используемого для перемещения легальных товаров;
   перечень стран, в которых производится или из которых ввозится легальная или контрафактная продукция и т.д.

Действия таможенных органов при обнаружении признаков нарушения прав
на объекты интеллектуальной собственности

При обнаружении признаков нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы в обязательном порядке проводят таможенный досмотр. Согласно ст. 194 Таможенного кодекса РФ он осуществляется в течение 10 дней. Результаты досмотра оформляются актом, в котором указываются сведения о маркировке товаров (их упаковки) товарными знаками, клеймами, а также о фирменных наименованиях и наименованиях мест происхождения товаров, способе упаковки. В соответствии с распоряжением ГТК России от 27 мая 1999 г. № 01-14/632 «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» к проведению исследований образцов товаров могут быть привлечены уполномоченные правообладателем лица, контактные адреса и телефоны которых указаны в ориентировках. Предоставление правообладателям права на использование объекта интеллектуальной собственности подтверждается лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

При обнаружении нарушений прав владельцев на товарные знаки таможенные органы информируют правообладателя об этом, а также в соответствии со ст. 304 Таможенного кодекса сообщают имеющиеся данные прокурору или органам предварительного следствия.

Проблемы и возможности их практического решения

Следует подчеркнуть, что роль таможни сводится исключительно к выявлению признаков нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности и информированию как правообладателя, так и правоохранительных органов, в чьей компетенции находятся вопросы их защиты. В рамках действующего законодательства таможенные органы не могут осуществлять действенных мер по непосредственному предотвращению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таможенный кодекс РФ, установив общие обязанности таможенных органов по пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, не определил формы такой работы. В связи с этим они вынуждены осуществлять свои полномочия в этой области в рамках правовых норм, не касающихся непосредственно защиты объектов интеллектуальной собственности. Например, в рамках мероприятий по таможенному досмотру.

Предусмотренная ст. 20 возможность запрета ввоза товаров в целях защиты прав на объекты интеллектуальной собственности также не нашла регулирования ни в самом Кодексе, ни в иных нормативных актах. Можно говорить лишь об отдельных, ориентированных на довольно узкие участки рынка мерах (например, вспомнить постановление Правительства РФ от 6 августа 1996 г. № 943 «Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию»). Такая ситуация по-прежнему благоприятствует весьма активной деятельности «серых» дилеров.

Процедура и основания введения указанных запретов требуют серьезной разработки, поскольку связаны, прежде всего, с экономической деятельностью субъекта. Представляется необходимым при работе над новой редакцией Таможенного кодекса РФ предусмотреть специальные права и полномочия таможенных органов при осуществлении контроля за нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности.