Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Как управлять деятельностью патентных поверенных в России?

В.А.Мещеряков - заместитель начальника юридического отдела ООО «Юридическая фирма «Городисский и партнеры».

В марте 2002 г. группа, состоящая из патентных поверенных Российской Федерации, Украины и Казахстана, начальника отдела лицензий и договорных отношений Роспатента В.Н.Евдокимовой и автора этих строк, посетила патентное ведомство Венгрии и венгерскую палату патентных поверенных. Основной целью визита было получение из первых рук информации о создании венгерской палаты патентных поверенных, ее деятельности, взаимоотношениях с патентным ведомством и перспективах развития.

Венгерская палата патентных поверенных образована в соответствии с законом о патентных поверенных, принятом в 1995 г. Она осуществляет защиту прав и интересов патентных поверенных, следит за выполнением ими обязательств, установленных законом и нормативными правовыми актами палаты, поддерживает добрую репутацию профессии патентного поверенного.

Палата патентных поверенных принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, имеющих отношение к деятельности патентного поверенного, высказывает мнение по вопросам охраны промышленной собственности, вносит предложения в государственные органы.

Членство патентных поверенных в палате обязательно. Чтобы стать членом палаты, патентный поверенный обязан застраховать свою деятельность и иметь представительство или иное помещение для ведения дел, если он не является наемным работником.

В члены палаты патентных поверенных не принимаются лица:
   которым запрещена деятельность патентного поверенного;
   находящиеся под дисциплинарным взысканием, влекущим за собой исключение из членов палаты;
   с ограниченной дееспособностью или находящиеся под опекой;
   работающие в судебных или государственных органах, деятельность которых связана с вопросами промышленной собственности.

С прекращением членства в палате утрачивается право осуществлять деятельность патентного поверенного.

Членство в палате патентных поверенных может быть прекращено:
   по письменному заявлению патентного поверенного;
   на основании судебного решения, в соответствии с которым лицу запрещается общественная деятельность или деятельность в качестве патентного поверенного;
   на основании решения о наложении дисциплинарного взыскания, влекущего за собой исключение из членов палаты,

а также в случае:
   утраты венгерского гражданства или местожительства;
   ограничения дееспособности или взятия под опеку;
   работы в судебных или государственных органах, деятельность которых связана с промышленной собственностью;
   приостановления страхования обязательств;
   потери прав на владение помещением или представительством;
   смерти.

Патентный поверенный в своей деятельности полностью не зависим от патентного ведомства. Ведомство не вправе применять к патентному поверенному никаких санкций, препятствующих осуществлению им своей деятельности. Зависимость его от ведомства проявляется только при сдаче экзамена на патентного поверенного. Допуск к экзамену и сам экзамен проводятся комиссией из патентного ведомства.

Независимость патентного поверенного от патентного ведомства – принципиальное и необходимое условие добросовестного выполнения им своих обязательств по защите прав и законных интересов клиентов, представления их интересов перед патентным ведомством. Патентное ведомство лишено возможности оказывать давление на патентного поверенного, хотя такое желание у работников ведомства возникает по ряду причин. Одна из их них – признание экспертом или решением вышестоящего органа ошибки, допущенной при проведении экспертизы.

Другая причина – неформальные отношения между сотрудниками патентного ведомства и патентными поверенными. Когда же заработная плата сотрудников ведомства заметно уступает оплате труда патентных поверенных и средней по стране, это создает условия для коррупции и взяточничества. В результате происходит разделение патентных поверенных на неугодных и «любимчиков» патентного ведомства, что порождает у последнего желание административным путем воздействовать на неугодных. С другой стороны, условия, в которых патентные поверенные действуют независимо, также способствуют недобросовестному, а порой и выходящему за рамки закона выполнению ими своих обязательств.

До принятия закона о патентных поверенных в Венгрии, как теперь в России, не было палаты патентных поверенных с обязательным членством. Существовало добровольное общественное объединение, не имеющее по сути никаких прав в защите законных интересов патентных поверенных или участии в законодательной и нормотворческой деятельности. В тот период Венгрии предстояло выбрать форму организации и контроля деятельности патентных поверенных: государственного управления со стороны патентного ведомства, либо известную в мировой практике систему самоуправления.

Законом о патентных поверенных была принята система самоуправления. Решающую роль в этом выборе сыграло патентное ведомство. Именно оно инициировало разработку закона.

При подготовке закона среди патентных поверенных не было единого мнения о его целесообразности и создании палаты, осуществляющей самоуправление их деятельностью. Привычка работать бесконтрольно, опасения, связанные с возможностью административного произвола органов палаты к патентным поверенным, нежелание некоторых из них отвечать за незаконные действия, в том числе основанные на неформальных отношениях с сотрудниками патентного ведомства, вызвали бурный протест против принятия этого закона. Потребовалось время, чтобы обсудить и сбалансировать вариант законопроекта, учитывающий мнения различных патентных поверенных и сотрудников патентного ведомства. Только благодаря активности ведомства закон был принят.

Система самоуправления, предусмотренная законом, основана на создании палаты патентных поверенных, объединяющей всех патентных поверенных. Палата устанавливает единые требования к патентным поверенным, осуществляет контроль за их соблюдением и налагает соответствующие санкции за их нарушение. Она издает кодекс поведения патентного поверенного и дисциплинарную инструкцию.

На патентного поверенного, совершившего дисциплинарное нарушение, могут быть наложены следующие взыскания:
   выговор;
   суровое порицание;
   штраф, который может в 10 раз превышать среднюю заработную плату служащих;
  исключение из палаты.

Меры дисциплинарного воздействия налагаются комитетом по вопросам дисциплины. Патентный поверенный, на которого наложено взыскание, может обратиться в суд с возражением на решение дисциплинарного комитета в течение 30 дней после получения решения. Суд может отменить или пересмотреть решение дисциплинарного комитета, указать на необходимость новой процедуры. Дисциплинарное взыскание после окончательного решения о нем действует в течение одного года в случае выговора и сурового порицания, в течение трех лет – при наложении штрафа, в течение пяти лет – при исключении из палаты.

Органы палаты патентных поверенных:
   ассамблея;
   президентский совет;
   дисциплинарный комитет;
   аудиторский комитет.

Должностными лицами (администрацией) палаты являются президент, два вице-президента и казначей.

Ассамблея, состоящая из членов палаты, имеет исключительное право:
   определять и изменять кодекс поведения патентных поверенных и дисциплинарную инструкцию;<
   избирать тайным голосованием и отзывать должностных лиц, других членов президентского совета, дисциплинарного и аудиторского комитетов;
   устанавливать размер членских взносов патентных поверенных (сейчас он определяется в зависимости от числа подаваемых в патентное ведомство заявок на выдачу охранных документов).

Контроль за деятельностью палаты патентных поверенных осуществляет президент патентного ведомства. Все свои нормативные правовые акты, включая кодекс поведения патентных поверенных и дисциплинарную инструкцию, палата направляет президенту патентного ведомства для проверки их соответствия законодательству. Кроме того, он также проверяет решения палаты патентных поверенных на их соответствие нормативным правовым актам самой палаты.

Если документы палаты противоречат законодательству и нормативным правовым актам самой палаты, президент патентного ведомства предписывает ей прекратить нарушение в течение определенного срока. Если палата не примет меры по прекращению нарушения, президент патентного ведомства может подать иск в суд в течение 30 дней с даты истечения срока. Суд вправе отменить незаконную норму палаты патентных поверенных или ее решение, а также предписать издание новой нормы или вынесение нового решения.

Кроме того, президент патентного ведомства может провести ассамблею палаты патентных поверенных для восстановления законности работы.

Как создавалась палата патентных поверенных? После вступления в силу закона о патентных поверенных президент патентного ведомства по предложению общественной организации, объединяющей часть патентных поверенных, назначил временный президентский совет из семи патентных поверенных. Из числа своих членов совет тайным голосованием избрал временного президента и вице-президента. Временный президентский совет пригласил на ассамблею всех зарегистрированных патентных поверенных. Ассамблея избрала президентский совет, дисциплинарный и аудиторский комитеты палаты патентных поверенных. После этого временный президентский совет прекратил свою деятельность.

В Венгрии зарегистрировано около 200 патентных поверенных. Все они члены палаты патентных поверенных. За шесть лет ее существования не было ни одного дисциплинарного взыскания, наложенного на патентного поверенного, а также признания президентом патентного ведомства нормативного правового акта палаты не соответствующим законодательству, а решения палаты не соответствующим ее нормативному правовому акту.

Отношения между патентным ведомством и палатой патентных поверенных обе стороны оценивают как деловые и доброжелательные. Такую же оценку дали им и представители фирмы «Данубия», являющейся в Венгрии фирмой патентных поверенных № 1.

Сейчас дискуссии о целесообразности принятия закона о патентных поверенных и создания палаты патентных поверенных в Венгрии прекращены и забыты. Практика применения закона и деятельность палаты подтвердили правильность сделанного выбора.

Как установлено законом о патентных поверенных, все проекты законов и иных нормативных правовых актов, в разработке которых принимает участие патентное ведомство, обсуждаются им с палатой патентных поверенных. Вице-президент патентного ведомства Венгрии г-н Фичор, пошутил, что единственным проектом, который не обсуждается с палатой, является очередной проект по изменению размеров патентных пошлин, по которому позиция палаты заведомо известна.

Патентное ведомство активно обсуждает с палатой патентных поверенных вопросы, связанные с присоединением Венгрии с 1 января 2003 г. к Европейской патентной организации (ЕПО), а с 1 июля 2004 г. – к Европейскому Союзу. Присоединение к ЕПО означает приобретение патентными поверенными статуса европейских патентных поверенных, а присоединение к ЕС – действие на территории Венгрии европейских товарных знаков.

Совместная позиция патентного ведомства и палаты патентных поверенных стала причиной того, что правило Договора о патентном праве (PLT) о подаче заявки на выдачу патента непосредственно иностранным заявителем, без участия патентного поверенного, Венгрией пока не ратифицировано.

В начале каждого года руководство патентного ведомства встречается с руководством палаты патентных поверенных. На встрече они информируют друг друга о планах, представляющих взаимный интерес.

История принятия венгерского закона о патентных поверенных и создания палаты патентных поверенных очень похожа на российскую действительность в части урегулирования деятельности российских патентных поверенных.

В России управление деятельностью патентных поверенных осуществляется государственным органом в лице Роспатента. Как и в Венгрии, имеется (и даже не одно) общественное объединение патентных поверенных на добровольной основе – Ассоциация российских патентных поверенных. Попытки представителей Ассоциации российских патентных поверенных еще в 1999 г. подготовить проект федерального закона о патентных поверенных, предусматриващий создание палаты патентных поверенных, осуществлящей функции по самоуправлению деятельностью патентных поверенных, поддержанные Роспатентом, вызвали бурный протест со стороны некоторых патентных поверенных. В тот период Роспатент занял позицию, направленную на проведение дискуссии по данному вопросу и убеждение большинства патентных поверенных в целесообразности принятия системы самоуправления.

К настоящему времени Роспатент не применял санкций ни к одному патентному поверенному по поводу нарушения им требований, установленных законодательством. Однако это не означает, что нет случаев их недобросовестных и незаконных действий, в том числе основанных на неформальных отношениях между некоторыми патентными поверенными и сотрудниками патентного ведомства. Во многом это обусловлено несовершенством законодательства и, в первую очередь, Положения о патентных поверенных, в том числе определившим условия для наложения Роспатентом тех или иных санкций на патентных поверенных.

Роспатент принимает меры, чтобы уточнить Положение о патентных поверенных и создать условия для более эффективного управления их деятельностью. Проект изменений для внесения в Положение подготовлен Роспатентом еще в 2000 г. Он предусматривает характерные для ведомственного подхода элементы управления, в том числе повторную аттестацию в случаях, когда у патентного ведомства есть основания полагать, что патентный поверенный утратил необходимые знания и навыки, а возможно, и изначально не обладал ими. Однако совершенствование этой системы неизбежно приведет к еще большей зависимости патентных поверенных от Роспатента со всеми вытекающими последствиями.

Очевидно, что ведомственное управление деятельностью патентных поверенных может быть приемлемым и эффективным с государственной точки зрения только в идеале, когда работники Роспатента, в том числе и руководители, исключительно добросовестны и законопослушны и у них нет причин оказывать давление на патентных поверенных. В действительности же, усугубляемой низким уровнем жизни и заметным отставанием уровня заработной платы сотрудников Роспатента от уровня доходов патентных поверенных, сложившаяся система управления деятельностью патентных поверенных непригодна. Ее следует заменить на систему саморегулирования, оправдавшую себя в Венгрии в аналогичных экономических и исторических условиях.

Печально наблюдать, как в очередной раз мы, россияне, твердо, не сворачивая, идем «своим путем», утверждая при этом, что, принимая те или иные решения, внимательно изучаем и учитываем мировой опыт. Остается только надеется, что в свое время Роспатент, как и патентное ведомство Венгрии, возьмет на себя инициативу и ответственность за создание долгосрочной и оправдавшей себя на практике основы развития института патентных поверенных.