Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Защита прав на товарный знак в интернете

А.С. Ешич - юрист ЗАО «Патентный поверенный», аспирантка РГИИС

Стремительное развитие Интернета, обусловленное такими его свойствами, как простота подключения, доступ к информации пользователей во всем мире, разнообразные цели использования, породило проблемы, связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Появилось большое число нарушений прав в этой области, вызванных коммерческим использованием сети. Поскольку одним из средств индивидуализации товаров, работ и услуг в предпринимательской деятельности является товарный знак, то и случаи нарушений, связанных с данным объектом исключительных прав в Интернете, весьма многочисленны.

Распространение на отношения, связанные с использованием Интернета, действия юрисдикций различных государств порождает сложности правового регулирования. В настоящее время мировое сообщество работает над обеспечением оптимальной защиты прав на товарный знак в Интернете, учитывая при этом интерес владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Однако использование разрабатываемых рекомендаций возможно либо через заключение международных договоров, либо путем их имплементации в национальное законодательство. До настоящего времени российские законодатели не уделяли должного внимания данной проблеме, хотя некоторые шаги по обеспечению прав на товарный знак в Интернете все же были сделаны.

Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. в закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» внесены изменения, в том числе ст. 4 изложена в новой редакции. В соответствии с п. 2 названной статьи «нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения … в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации».

Возможны следующие способы использования товарного знака в сети Интернет: на веб-сайте, в электронном письме или в его заголовке в качестве наименования домена или мета-тега[1]. При этом на веб-сайте и в электронном письме возможно использование любого вида товарного знака, предусмотренного ст. 5 Закона: словесного, изобразительного, объемного, комбинированного, звукового и др. В заголовке электронного письма в качестве наименования домена и мета-тега возможно использование только словесных знаков, что обусловлено спецификой способа использования.

Для признания факта нарушения исключительного права правообладателя необходимо установить, является ли используемое в Интернете обозначение тождественным или сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком. Проверка осуществляется в соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания[2] (далее – Правила) и Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (далее – Методические рекомендации).

Поскольку нарушением исключительного права правообладателя признается использование тождественного или сходного до степени смешения товарного знака в отношении товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, или однородных товаров, то для признания использования товарного знака нарушением необходимо определить, являются ли товары (работы, услуги) однородными. Критерии однородности товаров содержатся в Правилах и Методических рекомендациях.

Незаконное использование товарного знака согласно п. 1 ст. 46 Закона о товарных знаках влечет гражданскую, административную и уголовную ответственность, которая наступает и в случае нарушения прав на товарный знак в сети Интернет.

«Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков им в целях их последующего уничтожения» (п. 2 ст. 46 Закона).

Правообладатель согласно п. 4 ст. 46 вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Прекращение нарушения, заключающегося в незаконном использовании товарного знака в сети Интернет, имеет различное содержание в зависимости от способа использования. При использовании товарного знака на веб-сайте, независимо от цели использования (реклама товаров, работ, услуг; предложение к продаже товаров, работ, услуг; оказание услуг в сети Интернет и др.), – это удаление текста, содержащего указание на товарный знак, из наполнения (контента) сайта.

При использовании товарного знака в заголовке или тексте письма прекращение нарушения осуществляется путем удаления товарного знака из заголовка или текста письма, удаления письма или прекращения рассылки таких писем. Прекращение нарушения, состоящего в использовании товарного знака в доменном имени, – удалением доменного имени из Реестра или передачей его регистрации обладателю исключительных прав на товарный знак.

Имеются различия в основаниях применения последствий признания регистрации доменного имени нарушающей права на товарный знак при регистрации домена в домене верхнего уровня .ru и в родовых доменах верхнего уровня .net, .com, .org, .biz, .info, .name. При регистрации домена в домене .ru регистрация аннулируется до истечения срока ее действия по вступившему в законную силу решению суда, признающему администрирование домена его администратором нарушением прав истца и (или) запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец. Преимущественным правом на регистрацию аннулированного доменного имени обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. При этом постановление судьи, должностного лица по делу об административном правонарушении и приговор суда не являются основаниями для аннулирования регистрации доменного имени.

Признание регистрации доменного имени российским физическим или юридическим лицом в доменах .net, .com, .org, .biz, .info, .name нарушающей права на товарный знак возможно посредством административной процедуры, осуществляемой в соответствии с Единой политикой разрешения споров по доменным именам, специально утвержденной провайдерами услуг по разрешению споров и распространяющейся только на случаи недобросовестной регистрации. Кроме того, регистрация доменного имени в указанных доменах подлежит аннулированию или передаче обладателю прав на товарный знак на основании любого акта компетентного суда или арбитража. Иные положения содержатся в российском законодательстве, в соответствии с которыми, как было отмечено выше, нарушением прав правообладателя признается добросовестная и недобросовестная регистрация доменного имени. Исполнение регистраторами доменов решений российских судов в части, касающейся аннулирования, изменения или передачи правообладателю регистрации доменного имени, придет в противоречие с недавно сложившейся международной практикой разрешения подобных споров.

Административная ответственность за незаконное использование товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров установлена ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.

Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена ст. 180 УК РФ. Данная статья предусматривает следующий состав преступления: незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Закон не дает определения крупного ущерба, представляя этот вопрос на усмотрение суда. Санкцией предусмотрено наказание в виде штрафа, либо обязательных, либо исправительных работ. Предусмотрен также квалифицированный состав: совершение указанного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Кроме того, согласно закону РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием товарного знака является формой недобросовестной конкуренции. Подобное нарушение антимонопольного законодательства служит основанием для подачи обладателем исключительных прав на товарный знак заявления в территориальные органы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. На основании заявления возбуждается дело, по результатам рассмотрения которого принимается решение и выдается предписание, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Содержание предписаний сводится к устранению последствий нарушения и восстановлению положения, существовавшего до нарушения.

На основании проведенного анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод, что применение гражданской ответственности за незаконное использование товарного знака в сети Интернет и вынесение предписаний антимонопольными органами не зависит от цели, вида, характера использования, наличия прав на данный объект.

За рамками правового регулирования остались такие спорные ситуации, возникающие в основном при использовании товарного знака в качестве доменного имени, как:

соотношение прав на товарный знак и фирменное наименование, используемое в качестве доменного имени;

соотношение прав на товарный знак и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в качестве доменного имени;

наличие нескольких регистраций товарных знаков в отношении неоднородных товаров и услуг;

возможность регистрации идентичных доменных имен в различных доменах;

соотношение прав на товарный знак, зарегистрированный в иностранных государствах, с правами на товарный знак, зарегистрированный в России, используемый в качестве доменного имени.

Не отражены значение и влияние на квалификацию деяния в качестве правонарушения следующие обстоятельства:

территория, на которую распространяется коммерческий эффект от использования товарного знака в сети Интернет;

цель регистрации доменного имени, нарушающего права на товарный знак.

Такой подход законодателя предоставляет обладателю прав на товарный знак неограниченные возможности по защите своих прав в сети Интернет, ущемляя при этом права владельцев иных объектов интеллектуальной собственности и добросовестных администраторов доменов.


[1] Управление именами и адресами в Интернет: вопросы интеллектуальной собственности: Отчет первого процесса ВОИС по доменным именам от 30 апреля 1999 г.
[2] Патенты и лицензии. 2003. № 5. С. 32.