Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Административная ответственность в области интеллектуальной собственности

О.В.Добрынин - заместитель начальника правового управления Роспатента.

Кодекс об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., установил административную ответственность за нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности, в бóльшем правовом объеме, чем ранее действовавший Кодекс РСФСР 1984 г., предусматривавший ответственность граждан (физических лиц) за правонарушения в сфере авторских и смежных прав, которая наступала согласно ст. 1504 «Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм».

Новый Кодекс устанавливает административную ответственность за нарушения авторских и смежных прав, а также за нарушения прав в области промышленной собственности, о чем свидетельствуют ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака».

В части 1 ст. 7.12 Кодекса приводится состав административного правонарушения, за совершение которого устанавливается административная ответственность. Главный признак состава проступка – нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (в отличие от предусмотренной ранее ст. 1504 Кодекса РСФСР ответственности за незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм, если они являлись контрафактными, или на экземплярах произведений указывалась ложная информация об их изготовителях и местах производства, а также иная информация, которая могла ввести в заблуждение потребителей, или на экземплярах произведений был уничтожен либо изменен знак охраны авторского права, проставленный его обладателем). В рассматриваемой статье законодатель конкретизирует новый состав:

ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными;

указание на экземплярах произведений или фонограмм ложной информации об их изготовителях, местах производства, а также обладателях авторских и смежных прав.

Таким образом, по новому Кодексу административным проступком могут быть признаны любые нарушения авторских прав, если они связаны с извлечением дохода. Это нарушения и личных неимущественных прав, и имущественных прав, не связанные с производством и распространением контрафактных экземпляров (например, предустановка на продаваемые компьютеры нелицензионного программного обеспечения, незаконная организация проката программного обеспечения, распространение программ для ЭВМ посредством компьютерных сетей и т.п.). Предметом рассматриваемого состава административного правонарушения являются:

контрафактные экземпляры произведений или фонограмм;

экземпляры произведений или фонограмм, на которых указана ложная информация об их изготовителях и месте производства;

экземпляры произведений или фонограмм, на которых указана ложная информация об обладателях авторских и смежных прав, т.е. уничтожен либо изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные законным обладателем.

При этом под экземпляром произведения понимается копия произведения в любой материальной форме. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. При этом в соответствии с законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» контрафактными признаются также экземпляры охраняемых в России произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором они никогда не охранялись или перестали охраняться.

В части 2 ст. 7.12 Кодекса приводится состав административного проступка, характерный для изобретательских и патентных прав:

незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца;

разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них (здесь следует отметить, что право на официальное опубликование имеет только Роспатент);

присвоение авторства или принуждение к соавторству.

Ст. 14.10 Кодекса предусматривает административную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров с целью получения выгоды.

В настоящее время законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области интеллектуальной собственности, приведены в соответствие с действующим Кодексом. Так, ст. 32 Патентного закона Российской Федерации говорит о том, что за нарушение настоящего Закона наступает гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ранее действующей редакции Патентного закона данная статья устанавливала уголовную ответственность за нарушение прав авторов).

Кроме того, в ст. 46 закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» также включена административная ответственность (помимо гражданской и уголовной ответственности, установленной ранее) за незаконное использование товарного знака (знака обслуживания) и наименования места происхождения товара или сходного с ними обозначения.

Новый Кодекс принципиально отличается от Кодекса РСФСР расширением круга субъектов административной ответственности. Теперь субъектами административной ответственности за нарушение авторских, смежных, изобретательских, патентных прав и прав на средства индивидуализации товаров и услуг могут быть не только физические, но и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно части 1 ст. 2.6 Кодекса иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

За нарушение авторских, смежных, изобретательских и иных прав на результаты интеллектуальной деятельности Кодекс предусматривает возможность привлечения к ответственности специального субъекта – должностного лица, т.е. лица, занимающего определенную должность, что и позволяет рассматривать его как должностное. Ст. 2.4 Кодекса «Административная ответственность должностных лиц» впервые определяет данное понятие применительно к административным правонарушениям. Следует подчеркнуть, что совершение правонарушения должностным лицом влияет на степень административной ответственности: у него она выше, чем у физического лица.

Необходимо отметить, что юридические лица представляют собой новый субъект административной ответственности за нарушение авторских и патентных прав. К ним относятся предприятия, учреждения, организации, зарегистрированные в соответствующей организационно-правовой форме и имеющие статус юридического лица. Юридические лица по сравнению с гражданами и должностными лицами несут повышенную ответственность.

По делам о нарушении авторских, смежных, изобретательских, патентных прав и прав на средства индивидуализации товаров новым Кодексом (как и Кодексом РСФСР) применяются штрафные санкции. При этом используется понятие «административный штраф» в отличие от штрафа – санкции, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации за преступление, и конфискации контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Предусмотрены дополнительные санкции: конфискация материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения (часть 1 ст. 7.12), а также конфискация предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара (ст. 14.10 Кодекса).

При этом в ст. 32.4 содержится специальное правило о конфискации предметов, названных, например, в части 1 ст. 7.12 Кодекса. Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе. Таким образом, Кодексом установлен принципиально новый подход к конфискации в административном порядке орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Кодекс определяет должностных лиц различной ведомственной подчиненности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Согласно подпункту 75 части 2 ст. 28.3 Кодекса должностные лица органов, уполномоченных в области регулирования и защиты патентных прав, в том числе должностные лица Российского агентства по патентам и товарным знакам, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Данная норма впервые закреплена в федеральном законодательстве.

В этой связи приказом Роспатента от 3 марта 2003 г. № 30[1] утвержден перечень должностных лиц Роспатента, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. При этом подпунктом 75 части 2 ст. 28.3 Кодекса определены соответствующие составы (статьи) административных правонарушений, отнесенных к ведению патентного ведомства:

часть 2 ст. 7.12 «Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству»;

ст. 7.28 «Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах»;

часть 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства»;

ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;

ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)».

Таким образом, по указанным статьям должностным лицам Роспатента предоставлено право составлять соответствующие протоколы и передавать их в суд в установленном порядке.

При рассмотрении поступившей информации должностное лицо обязано руководствоваться положениями ст. 28.1 Кодекса, согласно которой дело об административном правонарушении может быть возбуждено при наличии поводов, а также достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных организаций материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Должностное лицо после рассмотрения поступившей информации и при достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 Кодекса. Дело считается возбужденным с момента составления протокола. При этом необходимо отметить, что согласно ст. 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется после выявления факта совершения правонарушения.

Согласно ст. 28.8 Кодекса в случае составления протокола об административном правонарушении неправомочным лицом недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) из суда. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в соответствующий суд в течение суток со дня устранения недостатков.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судьей в 15-дневной срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Особо следует оговорить понятие давности привлечения к административной ответственности, установленное ст. 4.5 Кодекса. Это срок, по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. По общему правилу давность составляет два месяца со дня совершения правонарушения. С соблюдением срока давности прежде всего связана эффективность административного наказания, поскольку идеально оно должно быть прямым следствием административного правонарушения.

Впервые в Кодексе к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены судьи арбитражных судов. Это, например, предусмотрено ст. 14.10 Кодекса. Кроме того, согласно ст. 23.3 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренные перечисленными выше статьями, по которым должностные лица Роспатента вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривают мировые судьи. В федеральном законе «О мировых судьях» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ такая деятельность, называемая «правосудием по административным делам», является разновидностью административного судопроизводства.

С учетом изложенного новый Кодекс представляет собой значительный шаг вперед в развитии административного судопроизводства посредством расширения судебной подведомственности в рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Наказание за административное правонарушение может быть наложено как в судебном, так и в административном порядке. Например, невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влечет согласно части 2 ст. 19.5 Кодекса наложение административного штрафа на лицо, его допустившее.

Одновременно следует отметить, что федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган) в соответствии с п. 3 ст. 27 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 вправе рассматривать дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства и принимать по ним соответствующие решения. Если действия правообладателя, связанные с регистрацией товарного знака, будут признаны антимонопольным органом актом недобросовестной конкуренции, то согласно подпункту 4 п. 1 ст. 28 Закона о товарных знаках предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным полностью или частично. При этом любое лицо вправе подать в Роспатент заявление о признании предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным на основании решения антимонопольного органа, как это предусмотрено п. 3 ст. 28 Закона о товарных знаках.

В настоящее время на согласовании находится совместный приказ Роспатента и Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, который будет регламентировать рассмотрение заявлений о признании действий правообладателя актом недобросовестной конкуренции, принятие соответствующего решения антимонопольным органом, признание предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным на основании указанного решения и т.д.

В заключение хочется отметить, что новый Кодекс закрепляет демократические процедуры применения мер административного принуждения в связи с совершением административных правонарушений, что гарантирует соблюдение прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.


[1] Патенты и лицензии. 2003. № 6. С. 70.