Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Географические указания в товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров

И.В. Рогаль - Патентный поверенный РФ, юридическая фирма «Городисский и партнеры»

Каждый патентный поверенный, практикующий в области товарных знаков, знает, что вопросы, касающиеся возможности регистрации географических указаний, возникают постоянно. И зачастую требуется специальное исследование, в ходе которого нужно оценить то или иное обозначение с учетом норм действующего законодательства и собственной практики.

Географическое указание - очень широкое понятие. Под него подпадают не только словесные указания на географические объекты, но и любые обозначения, связывающие в сознании потребителя данное обозначение с какой-либо страной, местностью, районом и т.д. Например, исторические памятники, национальные костюмы, другая символика.

Согласно Закону о товарных знаках обозначение, включающее или же представляющее собой географическое указание, может охраняться как товарный знак или наименование места происхождения товара. Товарный знак и наименование места происхождения товара - два самостоятельных объекта, предназначенных для индивидуализации товаров. Для каждого из них Законом предусмотрены свои условия и объем правовой охраны. Попробуем разобраться, что общего между этими двумя объектами, чем они различаются и на что необходимо обращать внимание при работе с обозначениями, которые могут быть отнесены к географическим указаниям.

Опыт показывает, что при оценке возможности регистрации такого обозначения в качестве товарного знака, прежде всего следует учитывать его географическую мотивированность. То есть определить, существует ли взаимосвязь между обозначением и товаром, для маркировки которого оно предназначено, а также изготовителем этого товара.

Это условие играет важную роль при оценке соответствия обозначения, содержащего географическое указание, условиям охраноспособности. Согласно п. 3 ст. 6 Закона «не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя». Следует учитывать, что обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если таковым является хотя бы один из его элементов. Это могут быть, например, упомянутые выше изображения национальных костюмов, исторических памятников, гербов, флагов, принадлежащих стране, к которой заявитель не имеет никакого отношения.

В процессе делопроизводства по заявкам, поданным на регистрацию товарного знака, достаточно часто встречаются мотивы отказа на основании ложности либо способности заявленного обозначения ввести потребителя в заблуждение. Однако практика показывает, что с доводами экспертизы не всегда можно согласиться.

Конечно, если обозначение включает национальную символику, не соответствующую действительности, доводы экспертизы придется признать правомерными. Но существует категория обозначений, которые, хотя и содержат географическое указание, по сути, не могут восприниматься как указание на место производства или сбыта товара в силу нереальности их связи с географическим объектом. В этих случаях они выступают как фантазийные. Примером могут служить товарные знаки № 192286 (рис. 1) и 267369 (рис. 2), владельцами которых являются российские юридические лица.

Следует учитывать, что при экспертизе таких обозначений оценивается их соответствие условиям охраноспособности, содержащимся в п.1 ст. 7 Закона. То есть устанавливается отсутствие на момент экспертизы тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков или заявленных обозначений, зарегистрированных или поданных на регистрацию в отношении однородных товаров и/или услуг.

Географически мотивированное обозначение важно правильно оценить с учетом его географической значимости и известности. Верная оценка позволит сделать правильный вывод: будет ли зарегистрировано заявленное обозначение как товарный знак с предоставлением ему правовой охраны или можно рассчитывать только на его включение в товарный знак в качестве неохраняемого элемента. Анализ регистраций, произведенных патентным ведомством, показывает, что обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, если оно представляет собой название малоизвестного географического объекта.

В качестве примера можно назвать известный товарный знак № 239002 «ГЖЕЛКА» (рис. 3). Потребитель воспринимает слово «Гжелка» как фантазийное, ассоциирующееся с хорошо известным словом «Гжель», чему способствует и графическое выполнение этикетки в традиционной «гжельской» манере. Однако Гжелка - название небольшой речки, протекающей в этой местности, а значит, является географическим указанием.

Иногда обозначение, включающее географическое указание и географически мотивированное, выполнено таким образом, что оно имеет фантазийный характер. Например, для детского питания и молочных продуктов зарегистрирован комбинированный товарный знак № 249454, содержащий словесный элемент «Кубанская буренка», владельцем которого является молочный комбинат, расположенный в г. Тимашевске Краснодарского края (рис. 4). Словесный элемент в составе данного товарного знака географически мотивирован, но вместе с тем не является простым указанием на вид товара, в отношении которого зарегистрировано обозначение, что и обусловило предоставление ему правовой охраны.

Разумеется, во всех перечисленных случаях обязательным для регистрации является соответствие этих обозначений условиям охраноспособности в соответствии с п.1 ст. 7 Закона. Если географическое указание представляет собой название хорошо известного географического объекта и служит указанием на действительное местонахождение изготовителя товара, то в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона оно исключается из правовой охраны, если не занимает в знаке доминирующего положения. Примером являются товарные знаки № 247714 (рис. 5) и 210365 (рис. 6), в которых словесные элементы указывают на местонахождения их владельцев и даже на вид товара.

Но и из этого правила есть исключения, обусловленные положениями Закона, связанными с приобретенной различительной способностью. Возможность регистрации подобных обозначений на основании их различительной способности, приобретенной на дату подачи заявки, появилась только в последней редакции Закона, но уже применяется на практике. Именно этим, полагаю, можно объяснить регистрацию товарного знака № 267892 «Банк Москвы», который является словесным и носит описательный характер, так как указывает на вид деятельности и местонахождение владельца (рис. 7).

Следует обратить внимание на группу обозначений, подпадающих под действие п. 2 ст. 6 Закона. В частности, на обозначения, воспроизводящие государственные гербы и флаги, либо сходные с ними до степени смешения, которые тоже могут быть отнесены к географическим указаниям. Ст. 6 накладывает запрет на регистрацию обозначений такого рода, а включение их в состав товарного знака в качестве неохраняемых элементов допускается только с разрешения соответствующих компетентных органов.

Однако заявители достаточно часто стремятся включить такие элементы в товарный знак. В этих случаях на стадии подачи заявки необходимо оценить степень их сходства с государственными символами той или иной страны. Практика показывает: если обозначение, имеющее оригинальное графическое исполнение, может вызывать ассоциации с государственной символикой, но не воспроизводит соответствующие знаки суверенитета, его регистрация в качестве товарного знака возможна. Например, товарный знак № 270825, благодаря цветовому сочетанию и расположению полос, несомненно, ассоциируется с государственным флагом Российской Федерации, но ни в коей мере не является его воспроизведением (рис. 8).

Приведенные примеры свидетельствуют, что регистрация в качестве товарных знаков, обозначений, содержащих географическое указание, во многих случаях возможна. Но при этом важно правильно произвести оценку охраноспособности обозначения с учетом его соответствия нормам действующего законодательства.

Намного сложнее ситуация с наименованиями мест происхождения товаров. Согласно Закону (ст. 30) «наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами».

Для признания географического указания наименованием места происхождения товара необходимо, чтобы оно отвечало ряду условий. А именно:

  • наименование места происхождения товара должно представлять собой на звание определенного географического объекта или являться производным от него;
  • оно должно быть связано с товаром, которому присущи особые свойства, при этом нет необходимости, чтобы этот товар был лучше аналогичных, важны его отличительные свойства;
  • необходимо наличие в данном географическом объекте определенных природных условий и/или людских факторов;
  • должна существовать взаимосвязь между особыми свойствами товара и географическими условиями либо людскими факторами;
  • известность обозначения, представляющего собой или содержащего наименование географического объекта.

Перечисленные условия свидетельствуют о том, что любое наименование места происхождения товара по своей природе является уникальным объектом. Известность такого обозначения в отношении конкретного товара складывается в течение многих лет и даже столетий, прежде чем в сознании потребителя возникнет и закрепится устойчивая связь между определенным товаром, его особыми свойствами и географическим объектом, из которого он происходит.

Примером может служить такое обозначение, как «Гжель». Известно, что это местность недалеко от Москвы, знаменитая своей фаянсовой посудой и мелкой скульптурой, выполненной в определенной манере и цветовой гамме. На звание промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало керамическую посуду, черепицу, изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. Разнообразные изделия гжельских мастеров украшали изображения цветов, птиц, деревьев, а роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных.

Со второй половины XIX в. в росписи гжельских мастеров доминирует синий кобальт во всем его многообразии, иногда сочетающийся с отдельными золотыми элементами, вызывающий у современного потребителя при слове «Гжель» ассоциацию именно с этой бело-голубой, иногда с золотом, манерой росписи.

Уникальность наименования места происхождения товара диктует иные, нежели для товарного знака, условия предоставления правовой охраны и ее объем. Для регистрации и получения права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара необходимо подать заявку в патентное ведомство.

Закон различает два вида заявок, а именно:

  • на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара;
  • на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием.

В обоих случаях заявка должна относиться к одному наименованию места происхождения товара и содержать:

  • заявление о регистрации и предоставлении права пользования таким наименованием или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием;
  • заявляемое обозначение;
  • указание товара, в отношении которого испрашивается регистрация;
  • указание места происхождения товара (границы географического объекта);
  • описание особых свойств товара.

Как правило, сведения об особых свойствах товара и границах географического объекта содержатся в прилагаемом к заявке заключении компетентного органа, определяемого Правительством РФ. Оно подтверждает факт производства заявителем в границах указанного в заявлении географического объекта товара, обладающего особыми свойствами, и содержит описание особых свойств товара, а также указание границ географического объекта.

В соответствии с действующим законодательством заявитель не обязан находиться в границах указанного географического объекта. Достаточно, если он производит на его территории товар, в отношении которого испрашивается правовая охрана.

К федеральным органам исполнительной власти, компетентным давать заключение, относятся:

Минздравсоцразвития России (в отношении минеральной питьевой, лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды);

Минпромэнерго России (в отношении изделий народных художественных промыслов);

Минсельхоз России (в отношении сельскохозяйственных и продовольственных товаров, пива, безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов).

Если географический объект, название которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявите ля на заявленное наименование в стране происхождения товара.

В настоящее время в России зарегистрировано всего несколько десятков наименований мест происхождения то варов, в то же время число зарегистрированных товарных знаков достигает почти 300 тыс. Такая разница в численности регистрации весьма красноречиво подтверждает, что каждое наименование места происхождения товара является уникальным, а уникального не может быть много даже в такой огромной стране, как наша.

Подавляющее большинство регистрации относится к географическим объектам, находящимся на территории России (например: вологодское кружево, красносельская скань, нарзан, Ессентуки № 17 и др.). Но есть и несколько регистрации для объектов, находящихся в другой стране. Все они связаны с Чехией. Это несколько регистрации (peг. № 17/1, 18/1, 19/1 и 20/1) Будеевицки пиво - Будвар, а также Карловарска Хорка (peг. № 38/1).

Сведения о регистрации наименований мест происхождения товаров, товарных знаков, а также об изменениях, внесенных в регистрацию, публикуются в официальном бюллетене патентного ведомства. Исключение составляют сведения об особых свойствах товара. Отказ от открытой публикации таких сведений направлен на предотвращение случаев подделки товаров, нарушения прав правообладателей и интересов потребителей и опирается на практику других стран, охраняющих данный объект.

Право пользования наименованием места происхождения товара подтверждается свидетельством установленного образца, которое выдается заявителю при условии оплаты им государственной пошлины за выдачу свидетельства. Свидетельство действует 10 лет, считая с даты подачи заявки в патентное ведомство. Этот срок может быть продлен на следующие 10 лет при условии представления правообладателем нового заключения компетентного органа, подтверждающего, что он производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в реестре свойствами.

Иностранный правообладатель для продления срока действия свидетельства должен представить документ, подтверждающий его право на пользование наименованием места происхождения товара в стране происхождения товара на дату подачи заявления о продлении срока действия свидетельства.

Запись о продлении срока действия также вносится в реестр. Таким образом, условия продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара отличаются от аналогичных условий для товарного знака. Данное обстоятельство объясняется тем, что любое наименование места происхождения товара является национальным богатством, поэтому и государство, и потребители заинтересованы в обеспечении его надежной охраны. Заключение компетентного органа, представляемое при продлении срока действия свидетельства, гарантирует наличие у товара присущих ему особых свойств.

Действующее законодательство содержит нормы, регулирующие использование товарного знака и наименования места происхождения товара. И если запрет на несанкционированное использование зарегистрированного товарного знака и сходного с ним до степени смешения обозначения касается только однородных товаров и услуг, то в отношении наименований мест происхождения товаров ситуация иная. Закон запрещает использование зарегистрированного наименования места происхождения товара и сходного обозначения лицами, не имеющими свидетельства, для любых товаров, даже если при этом указывается подлинное место их происхождения или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и т.п.

Также Закон устанавливает, что обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара не вправе предоставлять лицензии другим лицам. Это связано с тем, что Закон не ограничивает производителя в получении свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара при условии, что он действительно производит товар, обладающий особыми свойствами, в границах соответствующего географического объекта. Право на пользование наименованием места происхождения товара является коллективным. Оно неразрывно связано с территорией, на которой расположен географический объект, и передача его по лицензионному договору лицу, производящему другой товар в другом географическом объекте, будет вводить потребителя в заблуждение относительно свойств товара.

Зарегистрированное наименование места происхождения товара не может быть включено и в товарный знак, в том числе в качестве неохраняемого элемента, если заявитель не является обладателем свидетельства на право пользования этим наименованием, на что указывает п. 2 ст. 7 Закона.