Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Таможенный контроль объектов интеллектуальной собственности

Одним из основных элементов государственного регулирования использования объектов интеллектуальной собственности должна стать система их таможенного контроля, включающая механизмы:
   взаимодействия таможенных органов с владельцами прав на интеллектуальную собственность;
   взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими органами Российской Федерации в области правомерного использования интеллектуальной собственности в народном хозяйстве;
   таможенно-банковского и валютного контроля.

В настоящее время управлением организации таможенной службы ГТК России в рамках подготовки новой редакции Таможенного кодекса РФ разработана глава, обеспечивающая правовые основы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами.

Процедура таможенного контроля интеллектуальной собственности предполагает регистрацию владельцев исключительных прав в ГТК России для внесения в реестр объектов интеллектуальной собственности и рассылку его во все таможенные органы страны для проведения оперативного контроля при таможенном оформлении товаров и пресечении контрафакции (рис. 1). Данную процедуру автор рассматривает только как первый этап таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности.

Введение в Таможенный кодекс РФ новой главы, по мнению автора, полностью не разрешает вопросы таможенного контроля интеллектуальной собственности из-за отсутствия связи с другими законодательными и нормативными актами. Поэтому в ней целесообразно отразить следующие моменты.

В настоящее время рассылаются только зарегистрированные в ГТК России товарные знаки. Поэтому необходимо проработать процедуры регистрации в таможенных органах фирменных наименований, объектов авторского и смежных прав.

Ввоз или вывоз контрафактных товаров таможенным органам следует рассматривать как нарушение таможенных правил. По факту такого нарушения необходимо заводить дело и применять к организациям-нарушителям административные санкции. При этом главу 39 Таможенного кодекса, содержащую классификацию видов нарушения таможенных правил, надлежит дополнить соответствующими статьями.

Для усиления таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности необходимо внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ с тем, чтобы отнести таможенные органы к органам дознания по преступлениям, связанным с нарушением прав на интеллектуальную собственность.

Внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, наделив таможенные органы правом вести дела о нарушении таможенных правил по контрафактным товарам.

Используя поддельные документы, недостоверные сведения и пр., фирмы проходят таможенное оформление и более не занимаются внешнеэкономической деятельностью, а контрафактные товары тем временем появляются на внутреннем рынке. Поэтому только проведение таможенного контроля после таможенного оформления поможет пресечь их поступление в розничную торговлю.

Таможенный контроль после таможенного оформления согласно ст. 193 Таможенного кодекса проводится при наличии достаточных оснований полагать, что нарушается законодательство Российской Федерации.

Таким основанием может быть заявление владельца прав на интеллектуальную собственность на имя начальника службы (отдела) таможенной инспекции регионального таможенного управления (СТИ РТУ) при наличии информации о фирме-нарушителе с просьбой провести проверку ее финансово-хозяйственной деятельности.

На первом этапе таможенного контроля (см. рис. 1) владелец прав взаимодействует с таможенными органами при таможенном оформлении товаров, содержащих признаки контрафакции. При этом существует жесткое временное ограничение (не более 20 рабочих дней).

Второй этап таможенного контроля интеллектуальной собственности, предлагаемый автором, представлен на рис. 2.

При наличии информации о нарушениях своих прав организацией или физическим лицом владелец прав на интеллектуальную собственность может обратиться в таможенные органы с просьбой провести проверку нарушителя. Рекомендуется обращаться непосредственно в СТИ РТУ, в функции которой входит проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций - участников внешнеэкономической деятельности.

Обращаясь, владелец прав представляет письмо-заявление с изложением существа вопроса. Помимо этого он указывает фирму-нарушителя и прилагает все имеющиеся доказательства, подтверждающие нарушение исключительных прав, а также пакет документов, подаваемых в ГТК России для регистрации в реестре объектов интеллектуальной собственности.

После рассмотрения начальником СТИ РТУ заявления и назначения проверяющих проводится предварительная проверка:
   регистрации проверяемой фирмы в качестве участника внешнеэкономической деятельности и ее реквизитов;
   наличия в базе данных отдела вычислительных систем и защиты информации РТУ оформленных фирмой за проверяемый период грузовых таможенных деклараций;
   наличия информации из территориальных органов Министерства по налогам и сборам о сдаче фирмой бухгалтерской отчетности, фактическом адресе и пр.

При отсутствии бухгалтерской отчетности (уловка фирм-"однодневок") решение о проведении основной проверки не принимается. Материалы передаются в оперативную таможню (правоохранительный блок таможни) для проведения оперативных мероприятий по установлению фактического местонахождения проверяемой фирмы и ее учредителей.

В случае розыска фирмы оперативная таможня вправе продолжить ее проверку и завести дело о нарушении таможенных правил по ст. 279 Таможенного кодекса РФ "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств" вследствие заявления недостоверных сведений как о самой фирме, так и о товарах.

Если документально установлено реальное существование фирмы, начальник СТИ РТУ принимает решение о проведении основной проверки. При этом владелец прав на интеллектуальную собственность обязан внести денежное обеспечение на депозитный счет РТУ. Его размер определяется начальником СТИ РТУ исходя из стоимости ввезенных проверяемой организацией товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, что необходимо для возмещения возможных убытков импортера.

После внесения денежного обеспечения начальник СТИ РТУ как заместитель начальника РТУ принимает решение о приостановлении таможенного оформления проверяемой фирмы в любой подведомственной таможне.

На основном этапе проверки сотрудники СТИ РТУ (группа проверки):
   проводят выездную проверку, устанавливая соблюдение должностными лицами фирмы правил приемки и отпуска товарно-материальных ценностей, наличие основных фондов, расчетов и платежных обязательств, порядок формирования уставного фонда и пр.;
   изымают в случае необходимости бухгалтерские документы или получают их копии, заверенные печатью проверяемой организации;
   получают из таможенных органов (из приграничных и/или внутренних таможен) грузовые таможенные декларации с полным пакетом документов, приложенным к ним (инвойсы, транспортные накладные и пр.);
   получают банковские документы по внешнеэкономической деятельности проверяемой организации;
   получают необходимые сведения и документы из налоговых органов;
   проводят документальную проверку, анализируя собранные сведения и документы.

Осуществляя выездную проверку и обнаружив в помещениях фирмы продукцию с признаками контрафакции, группа вызывает сотрудников правоохранительного блока таможни, в которой проверяемая организация проходила таможенное оформление, для проведения процедуры наложения ареста на данную продукцию.

Если контрафактной продукции не обнаружено, а анализ бухгалтерских документов свидетельствует о наличии сделок с подобными товарами, группа проверки составляет акт проверки. В нем указываются виды нарушений, соответствующие статьи законов и размер ущерба, нанесенный организацией как владельцу прав, так и государству. Данный акт составляется и при наложении ареста на контрафактную продукцию.

После составления акта сотрудники СТИ РТУ передают материалы проверки в правоохранительный блок таможни, в которой организация проходила таможенное оформление, для рассмотрения вопроса о заведении дела о нарушении таможенных правил.

Если контрафакция арестованной продукции подтверждается, сотрудники таможенных органов возвращают владельцу деньги. При этом арестованный товар подлежит конфискации, а к нарушителю применяются штрафные санкции.

Если нарушений российского законодательства проверяемой фирмой не выявлено, составляется докладная записка начальнику СТИ РТУ об окончании проверки. При этом денежное обеспечение владельцу прав на интеллектуальную собственность не возвращается.

Преимуществами предложенной схемы, по мнению автора, являются взаимодействие владельца прав на интеллектуальную собственность с группой проверки на любом этапе контроля и увеличение срока задержания товаров с 10 дней (ст. 194 Таможенного кодекса) на весь период проведения проверки (не более трех месяцев нахождения на проверяемой фирме согласно ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Для легального использования интеллектуальной собственности в народном хозяйстве таможенным органам необходимо активно взаимодействовать не только с владельцами прав, но и с другими контролирующими органами Российской Федерации. Между тем, анализ существующего положения свидетельствует об отсутствии действенного механизма контроля в области интеллектуальной собственности. В результате - бесконтрольная утечка интеллектуальной собственности за рубеж или нелегальное использование ее внутри страны.

Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности используют недостатки таможенно-банковского контроля для занижения или уклонения от уплаты таможенных платежей, представляя противоречивую информацию: в таможенные органы - контракт на поставку товаров, в банк - контракт и лицензионный договор о передаче прав на интеллектуальную собственность.

Чтобы повысить эффективность системы таможенно-банковского и валютного контроля на территории России за платежами по лицензионным договорам и перемещением объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу, автор предлагает внести следующие изменения в порядок его проведения.

Коммерческие банки и таможенные органы требуют от экспортера или импортера представления:
   лицензионных договоров, прошедших обязательную государственную регистрацию в патентном ведомстве или в Федеральном агентстве по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Министерстве юстиции Российской Федерации;
   акта государственной оценки стоимости передаваемых результатов интеллектуальной деятельности по данному лицензионному договору.

Банк экспортера или импортера направляет в таможенные органы карточку платежа не только по внешнеторговым, но и по лицензионным договорам, в том числе на использование товарных знаков.

ГНИВЦ ГТК России вносит в программное обеспечение согласно инструкций по таможенно-банковскому контролю следующие изменения:
   графу "Признак платежа" карточки платежа дополнить: "08 - перевод лицензионных платежей";
   графу "Товар" в учетной карточке товара (УК или УКи по импорту), где указывается код товара по ТН ВЭД, дополнить: "Признак товара "И" - интеллектуальная собственность". (Данный признак введен в графу 33 ГТД "Код товара" приказом ГТК России от 16 декабря 1998 г. № 848 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации").

Построение механизма взаимодействия таможни с другими федеральными органами, в первую очередь, следует начинать с установления связей именно с патентным ведомством. Для этого необходимо разработать соглашения, определить процедуру обмена информацией и круг лиц, имеющих к ней доступ.

Активное взаимодействие также необходимо с регистрационными органами (для Московского региона - Московская регистрационная палата, Московская областная регистрационная палата, Государственная регистрационная палата России), органами внутренних дел, особенно базой паспортных столов "Центральное адресное бюро", органами налоговой полиции, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП) и органами сертификации товаров.

Схема взаимодействия таможни с другими правоохранительными и контролирующими органами приведена на рис. 3.

Как видно на схеме, главная роль отводится патентному ведомству, на которое возлагаются обязанности:
   вести реестры по каждому виду объектов интеллектуальной собственности (ОИС), а также сводный реестр объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности (РИД);
   обеспечивать правовую охрану объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности;
   проводить проверку на патентную чистоту экспортируемых товаров и технологий;
   проводить оценку стоимости результатов интеллектуальной деятельности;    вести учет и контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, в том числе международных лицензионных договоров;
   заключать лицензионные договоры с предприятиями о передаче им прав на владение результатами интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств государственного бюджета;
   оказывать юридическую и другую помощь в урегулировании претензий третьих лиц как на территории России, так и за ее пределами;
   проводить экспертизу и выдавать заключения о наличии или отсутствии результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат государству.

Функции по последнему пункту возложены на ФАПРИД. Согласно приказу ФАПРИД от 12 мая 1999 г. № 6 "Об усилении контроля за вывозом товаров, содержащих результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" проводить экспертизу и выдавать заключения агентство будет по заявкам участников внешнеэкономической деятельности, информируя об этом таможенные органы.

Однако содержащихся в заключениях сведений о наличии или отсутствии результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат государству, таможенным органам недостаточно.

Для контроля таможенными органами всех вывозимых из России результатов интеллектуальной деятельности, автор предлагает ввести следующий порядок.

При наличии результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения в товарах или технологиях, предназначенных для вывоза за рубеж, необходима обязательная государственная регистрация в ФАПРИД лицензионных договоров на их передачу.

В заключении, выдаваемом ФАПРИД, необходимо указывать владельца прав, наличие или отсутствие результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, долю государства (если установлена), номер и дату регистрации в агентстве лицензионного договора на передачу за рубеж результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.

В случае отсутствия результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения обязательна регистрация в патентном ведомстве России лицензионных договоров на передачу технологий или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Предлагаемая концептуальная модель системы таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации, по мнению автора, позволит изменить российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности с учетом предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию.