Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Потеря различительной способности товарными знаками

Пантюхина Анна Михайловна

Проанализировав массив зарегистрированных товарных знаков либо перечень используемых фирменных наименований, можно сделать вывод, что существуют определенные группы слов, наиболее часто употребляемые в качестве обозначений для индивидуализации производителей и их товаров. Для примера можно назвать товарные знаки, содержащие в своем составе слово "красный". В соответствии с данными Роспатента о товарных знаках, зарегистрированных в 1991 - 1997 гг., их насчитывается 116.

Лексический словарь русского языка необычайно велик. Как известно, "Толковый словарь живого великорусского языка" В.Даля содержит более 200 тыс. слов. Однако число слов, способных выполнить функции товарного знака, в нем, к сожалению, ограничено.

Во-первых, это обусловлено критериями охраноспособности, закрепленными в Законе о товарных знаках. Так, не могут быть зарегистрированы слова, не обладающие различительной способностью, общепринятые термины, обозначения, указывающие на вид, качество товаров и т.д. Выпадают из числа потенциальных товарных знаков и слова, способные ввести потребителя в заблуждение, а также противоречащие общественным интересам и морали (ст. 6 и 7 Закона).

Во-вторых, сокращает список потенциальных товарных знаков и качественный состав языка. Это касается слов тождественных или близких по смыслу, сходных по звучанию либо написанию.

Кроме того, в русском языке существует множество таких слов, которые не будут выбраны заявителем в качестве товарного знака из-за их негативной смысловой нагрузки.

В-третьих, на формирование массива потенциальных товарных знаков оказывает влияние и историческое развитие языка.

Учитывая, что регистрация товарных знаков приводит к монополизации словесных обозначений, очевидно, что следствием этого процесса является потеря различительной способности словесными товарными знаками.

Можно выделить следующие пути решения данной проблемы заявителями товарных знаков. Это:
   изобретение новых словообразований;
   создание неординарных образов-эпитетов;
   формирование лозунгов (слоганов, девизов);
   поиск забытых или редко используемых слов.

Однако предлагаемые варианты имеют опасность натолкнуться на препятствия в виде таких критериев охраноспособности товарных знаков, как "различительная способность" и "тождество и сходство" с ранее зарегистрированными обозначениями.

Велика, например, вероятность отказа в регистрации изобретенных обозначений, состоящих только из букв, на основании подпункта 1.1 п. 2.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Данная норма относит к обозначениям, не обладающим различительной способностью, обозначения, "представляющие собой отдельные буквы, не имеющие характерного графического исполнения... и сочетания букв, не имеющие словесного характера".

Неординарный образ-метафора также не сможет получить правовой охраны, если заявляемое словесное сочетание будет содержать в своем составе хотя бы одно слово, зарегистрированное в качестве товарного знака на имя третьего лица. И это несмотря на образность, оригинальность и неординарность всего выражения в целом.

Положения нормативных документов, регламентирующие проведение экспертизы, делают показатель "сходство до степени смешения", как впрочем и некоторые другие, оценочным и во многом зависящим от субъективного мнения конкретного эксперта. Для примера можно привести п. 14.4.2 Правил: "обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия". Далее перечисляются признаки звукового, графического и смыслового сходства. Однако не указаны пределы влияния каждого из этих признаков.

По-видимому, уже назрела потребность в пересмотре либо уточнении положений, касающихся критериев охраноспособности товарных знаков. При проведении подобной работы целесообразно, на мой взгляд, учесть и положения п. 1 ст. 15 TRIPS. Данная норма говорит о том, что любые обозначения, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия, в том числе слова, буквы, цифры, могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. В случае, если обозначение не обладает различительной способностью в отношении соответствующих товаров и услуг, страны-члены могут ставить возможность регистрации знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе его использования.

Кроме того, следует предусмотреть охрану обозначениям, представляющим словесные сочетания, хотя и содержащие в своем составе элемент, являющийся зарегистрированным товарным знаком на имя третьего лица, однако в силу неординарности всего словесного сочетания обладающим оригинальностью и, как следствие, высокой различительной способностью.

Данные меры в некоторой степени могут решить проблему потери различительной способности словесными товарными знаками. Принимая во внимание, что словесный товарный знак имеет больше возможностей в реализации своих функций, чем, например, изобразительный, это является особенно актуальным.