Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Права государства на интеллектуальную собственность: интересы подлинные и мнимые

Использование результатов научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, финансируемых из государственного бюджета, вызывает большую озабоченность. Этот вопрос приобретает первостепенное значение для обеспечения экономического развития России, повышения конкурентоспособности российской промышленности, привлечения дополнительных средств в бюджет за счет введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

На первый взгляд, решение проблемы - в закреплении за государством прав на результаты научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Именно по этому пути предложено идти всем министерствам и ведомствам, предприятиям и организациям страны.

Распределение прав на результаты научно-технической деятельности военного, специального и двойного назначения определено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"[1]. Права в сфере так называемых гражданских технологий регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности"[2].

Согласно этому документу все права на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств государственного бюджета всех уровней, закрепляются за Российской Федерацией, если они не включены в состав приватизированного имущества, не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц и на них не поданы в установленном порядке заявки. Распоряжение правами на указанные результаты от имени государства осуществляют федеральные органы исполнительной власти, к сфере деятельности которых они относятся. В частности, в Постановлении упомянуты министерства науки и технологий, обороны, атомной энергии, экономики.

Результаты работ, выполненных по государственным контрактам, принадлежат государству, от имени которого выступает государственный заказчик. Их использование для федеральных государственных нужд может осуществляться третьими лицами на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным заказчиком. Для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, - по лицензионным договорам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако этот кажущийся справедливый подход может негативно отразиться на использовании научно-технических достижений. Мировая практика свидетельствует, что основными задачами государственного управления интеллектуальной собственностью являются реализация научно-технических разработок в массовом производстве, гармонизация отношений между государством, наукой и бизнесом в интересах развития высоких технологий и национальной экономики, стимулирование коммерческого использования результатов НИОКР, создаваемых за счет государственного бюджета.

Как известно, в большинстве случаев государство финансирует непосредственно научные исследования, результат которых - создание новых технических решений в различных областях. Оно не в состоянии финансировать все инновационные процессы, доводя их до образцов новых технологий и объектов техники, реализуемых в промышленности.

Предложенная упомянутыми постановлениями схема по существу означает возврат к практике административного изъятия в пользу государства результатов работ, проводимых научно-техническими организациями. Многолетний опыт внедрения изобретений и новой техники в советский период, когда все новшества принадлежали государству, показал свою крайне низкую эффективность.

Получив все права на научно-технические результаты, государство берет на себя обязанность реализовать их путем введения в коммерческий оборот. Это автоматически возлагает на государство непосильное бремя затрат, необходимых для воплощения НИОКР в новейших объектах техники и технологии. По самым осторожным оценкам, ежегодные затраты бюджетных средств на патентование и поддержание в силе охранных документов, связанные с реализацией Постановления N 982, могут составить от 15 до 150 млн. долл. США.

Несомненно, что одним из ключевых становится вопрос: когда и в какой форме государство получит отдачу от средств, вложенных в финансирование научно-технической деятельности? Ответ прост: когда ее результаты воплотятся в новые технологии действующих предприятий, продукцию, реализуемую на рынке. Это дает новые рабочие места, налоговые поступления от прибыли таких предприятий, реализации продукции и, наконец, подоходный налог от каждого занятого в производстве и реализации товаров. Отсюда следует, что государству как правообладателю научно-технических результатов, созданных за счет федерального бюджета, необходимо решить очень "простенькую" задачу - организовать и финансировать работу по доведению этих результатов до стадии, когда они начнут приносить прибыль.

Поэтому хочется предостеречь некоторых специалистов, отождествляющих федеральную собственность в виде зданий, помещений, оборудования и т.п. с правом государства на результаты научно-технической деятельности, интеллектуальную собственность. Первая способна приносить государству доход без существенных дополнительных вложений, например, путем сдачи в аренду. Более того, средства, полученные от сдачи в аренду материальных объектов, позволяют надлежащим образом содержать их. С правами на результаты интеллектуальной деятельности ситуация иная. Не введенные в оборот объекты интеллектуальной собственности служат лишь источником значительных затрат, несмотря на которые очень быстро утрачивают свою ценность, устаревают.

Из опыта промышленно развитых стран, таких, как Германия, Франция, США, известны различные формы и методы государственного управления интеллектуальной собственностью, создаваемой за счет бюджетного финансирования. В разное время и в разных условиях применялись следующие модели:
   фискальная, основанная на отчуждении в пользу государства исключительных прав на охраноспособные результаты научно-технической деятельности, создаваемые по заказам правительственных ведомств, и возмещении затраченных бюджетных средств;
   университетская, обеспечивающая приоритет исполнителя (в лице научных организаций и авторов) на получение и использование исключительных прав на результаты научно-технической деятельности;
   промышленная, ориентированная на приоритет прав промышленных компаний, участвующих совместно с государством в долевом финансировании и использовании результатов НИОКР;
   либеральная, предполагающая передачу исключительных прав на результаты научно-исследовательских работ исполнителю, отсутствие государственного контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на науку, а также ограниченное участие государства в прибылях исполнителей и пользователей объектов интеллектуальной собственности.

При этом в развитии системы государственного управления интеллектуальной собственностью явно прослеживается тенденция постепенного перехода от фискальной модели к либеральной. В настоящее время преимущественно применяются университетская и промышленная модель, а также их комбинация.

До конца 1991 г. в СССР права на все результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности фактически принадлежали государству. Организации-разработчики в условиях прямого бюджетного финансирования и планового производства не имели возможности и стимулов для использования полученных ими результатов в хозяйственном обороте. Предприятия, осваивающие свои разработки новой техники в материальном производстве, несли дополнительные расходы, поскольку стоимость НИОКР и их освоения не включалась в себестоимость продукции. Таким образом, создание и использование новой техники противоречило экономическим интересам предприятий и привело к возникновению проблемы внедрения, не нашедшей решения в период административно-командных методов хозяйствования.

В условиях рыночной экономики права на результаты научно-технической деятельности обеспечивают владельцам возможность использовать их по своему усмотрению и получать от этого материальную выгоду. Однако введение научно-технических результатов в хозяйственный оборот всегда сопряжено с определенными трудностями. В настоящее время вследствие неблагоприятной общей экономической ситуации они проявляются особенно остро.

Освоение наукоемких технологий имеет негативную динамику, о чем свидетельствует уменьшение удельного веса предприятий, разрабатывающих и использующих инновации: 1992 г. - 16,3%; 1993 - 17,3; 1994 - 19,5; 1995 - 5,6; 1996 - 1998 гг. - около 4 - 5%. Использование новой техники, в том числе содержащей объекты интеллектуальной собственности, в период проведения экономических реформ сократилось почти в 20 раз.

Причины такого положения в первую очередь связаны с тяжелой ситуацией в организациях научно-технической сферы, ограниченностью собственных средств, бюджетного и внебюджетного финансирования. Важной причиной резкого спада в использовании НИОКР и объектов интеллектуальной собственности оказалась недостаточная готовность к работе в рыночных условиях. Результаты научно-технической деятельности в основном не являются коммерческим продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Предприятия, как правило, не могут правильно распорядиться принадлежащим им интеллектуальным капиталом, не имеют опыта коммерческой реализации собственных разработок.

Фактически произошедшее исключение разработчиков из числа собственников прав и лиц, распоряжающихся интеллектуальной собственностью, созданной на государственные средств, серьезно препятствует привлечению инвесторов в наукоемкое производство, созданию предприятий с долевым участием в финансировании научно-технической и инновационной деятельности.

Сегодня основной источник инвестиций - собственные средств предприятий, составляющие 87%. Доля финансирования из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов составляет около 4,2%, средства, поступающие из иностранных источников, - около 5%, внебюджетных фондов - 3,8%. С таким положением необходимо считаться. Надо признать, что государство пока не располагает достаточными ресурсами для введения в хозяйственный оборот созданной на его средства интеллектуальной продукции. Следовательно, необходимы другие пути решения проблемы, нежели прямое закрепление прав на нее за государством.

Выбор того или иного пути государства в приобретении и передаче исключительных прав на научно-технические результаты зависит от ряда обстоятельств, наиболее значимые из которых:
   обеспечение приоритета национальной промышленности, повышение ее конкурентности;
   защита исключительных прав на полученные результаты в интересах обороны и национальной безопасности;
   намерение правительства самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции.

По-видимому, необходимо создать систему организации и управления инновациями, адекватную существующей в России экономической ситуации.

Начало уже положено. Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"[3] обозначил ее приоритетные направления:
   сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство;
   государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий.

Наибольшую экономическую выгоду для государства может представлять промышленное освоение разработанной новейшей технологии и продажа изготовленной с ее использованием продукции на внутреннем и внешнем рынках. Однако коммерческое использование результатов НИОКР требует крупных финансовых затрат на создание готового к реализации товара. Поэтому важно обеспечить:
   избирательный подход к использованию средств федерального бюджета на создание технологий, реализация которых принесет лучший экономический и социальный результат;
   привлечение инвесторов в наукоемкое высокотехнологичное производство, а также развитие различных форм долевого и частичного государственного участия в финансировании научно-технической и инновационной деятельности.

Мировой опыт свидетельствует: ограничение прав на результаты научно-технической деятельности, отсутствие у частных предпринимателей возможности приобрести исключительные права на объекты промышленной собственности приводят к тому, что они перестают вкладывать средства в эту сферу. Так, до начала 80-х гг. в США частные фирмы так же, как это предлагается делать в России согласно Постановлению N 982, могли получить лишь неисключительную лицензию на государственные патенты. Следовательно, они не были защищены от конкуренции и риска.

Исключительные права государства на так называемые федеральные изобретения, созданные с привлечением государственных средств, серьезно препятствовали интенсивному использованию научно-технических достижений государственного сектора. Чтобы решить эту проблему, в США законодательно был установлен порядок, по которому фирмы, участвовавшие в финансировании разработок в государственных научно-исследовательских структурах, в частности, университетах, смогли получать исключительные права на НИОКР. Сначала он действовал только в малом бизнесе, затем распространился на крупные фирмы. После этого число патентов, выданных научно-техническим учреждениям государственной сферы за 10 лет, возросло в среднем более чем в 2 раза, а лабораториям некоторых университетов - в 4,5. Но пока в России предлагается повторить лишь негативный опыт распределения прав на объекты промышленной собственности.

Государство принимает меры по защите своих прав на созданные с использованием средств федерального бюджета объекты интеллектуальной собственности для сохранения контроля за их использованием и компенсации части расходов на НИОКР за счет продажи лицензий третьим лицам. Однако поскольку процесс создания, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности может осуществляться только при участии их создателей - авторов и организации-разработчика, последние также должны быть в нем экономически заинтересованы, имея от своей деятельности доход, пропорциональный их творческим достижениям и понесенным затратам. В противном случае они могут, например, не уведомлять заказчика о созданных объектах или защищать их от имени третьих лиц. Именно так в большинстве случаев происходит в настоящее время утечка за рубеж созданной за счет средств государственного бюджета интеллектуальной собственности.

В то же время расходы федерального бюджета на НИОКР можно многократно перекрыть той выгодой, которую государство способно получить от производства готовой продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности. Как уже отмечалось, подлинные государственные интересы заключаются в реализации технологических достижений в промышленности, создании экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции.

Поэтому исходя из государственных интересов более привлекательно и важно не столько обладание исключительными правами на результаты научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности, сколько всемерное расширение производственной сферы, освоение новейших технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск конкурентоспособных товаров. При этом, как признано одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832 Концепцией инновационной политики на 1998 - 2000 гг., определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. В условиях ограниченного бюджетного финансирования только привлечение средств из дополнительных источников (средств организаций, частных инвестиций, внебюджетных фондов и заемных средств) способно активизировать промышленное освоение отечественных достижений мирового уровня.

При достаточном финансировании промышленные предприятия, безусловно, будут заинтересованы в освоении производства принципиально новых видов продукции и технологии. Это повысит конкурентоспособность продукции, расширит рынки сбыта, увеличит прибыль. Государственный интерес будет заключаться в увеличении валового внутреннего продукта на базе освоения новых видов продукции, создании при поддержке инвесторов новых производственных мощностей, увеличении числа рабочих мест, поступлении средств в бюджет в виде налогов с продаж, налогов с производителя и работников, занятых в производстве. Возможно также предусмотреть и законодательно закрепить специальные отчисления в федеральный бюджет от прибыли, получаемой при использовании технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, созданные на средства федерального бюджета. Накапливаемые средства целесообразно направлять на поддержку научно-исследовательского сектора.

Одновременно необходимо задействовать все рычаги государственного управления передачей и использованием исключительных прав на результаты НИОКР, выполненных за счет бюджета, например, такие как:
   право контроля за использованием созданных на средства федерального бюджета результатов НИОКР, передаваемых исполнителям и пользователям;
   право правительства на толкование понятия "национальный интерес";
   гарантированное приобретение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов НИОКР для государственных нужд при передаче исключительных прав исполнителю;
   исключение возможности возникновения у государства обязательств возмездного пользования переданными исполнителю результатами НИОКР, выполненными за счет бюджета;
   предоставление исполнителям и пользователям результатов НИОКР исключительных прав на ограниченное время;
   право государства на принудительную лицензию;
   взимание сборов за использование передаваемых исполнителям и лицензиатам объектов интеллектуальной собственности;
   обязательное указание в средствах индивидуализации используемых результатов НИОКР на участие государства и его права.

Четкое разграничение прав создателей, работодателей и государства, финансирующего разработку перспективных технологий и приоритетных направлений, призвано обеспечить соблюдение подлинных интересов государства и включение в научно-техническую деятельность стимулирующих экономических факторов.

С учетом вышеизложенного наиболее целесообразным представляется следующий порядок закрепления прав за участниками процесса создания и использования научно-технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В отношении результатов научно-технической деятельности, созданных по государственному заказу, контракту, государственным и межгосударственным научно-техническим программам и проектам, в которых предусмотрено получение готового товарного продукта, необходимо закрепить все права на полученные результаты за государством. При этом уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, от имени Российской Федерации распоряжающиеся правами на них, обязаны выплачивать организациям-исполнителям поощрение, если созданная и переданная ими государству научно-техническая продукция содержит охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, поскольку при этом повышается качество и конкурентоспособность производимого государством товарного продукта. Поощрение должно определяться нормативно установленной долей от средств, получаемых государством в результате производства продукции или реализации прав на полученные результаты научно-технической деятельности (продажи лицензий третьим лицам). Организация-исполнитель должна выплачивать из полученных средств определенное законодательством авторское вознаграждение создателям (авторам) охраноспособных объектов, созданных при выполнении указанных работ.

Предлагается следующее распределение прав и обязанностей между государством в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти, именуемого в дальнейшем заказчиком, организацией-исполнителем и автором на создаваемые результаты научно-технической деятельности.

Организация-исполнитель имеет право:
   использовать результаты научно-технической деятельности в собственном производстве;
   с разрешения заказчика передавать на договорной (лицензионной) основе права на результаты научно-технической деятельности, в том числе на содержащиеся в них объекты интеллектуальной собственности, третьим лицам.

Организация-исполнитель обязана:
   извещать заказчика обо всех созданных в процессе выполнения работы охраноспособных объектах;
   подавать заявку на выдачу охранного документа и приобретать в Российской Федерации и за рубежом исключительные права на охраноспособные результаты, указывая в качестве заявителя и лица, на имя которого долженбыть выдан патент (свидетельство), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и организацию-исполнителя;
   предоставлять другим предприятиям и организациям по указанию заказчика неисключительную лицензию для использования объектов интеллектуальной собственности в разрабатываемой технической документации и при производстве продукции - безвозмездную при выполнении ими работ для федеральных государственных нужд и возмездную в иных случаях;
   перечислять заказчику установленную долю полученного дохода от продажи третьим лицам, не связанным с выполнением работ для федеральных государственных нужд, прав на использование созданных при выполнении работ объектов интеллектуальной собственности.

Заказчик имеет право:
   запрещать организации-исполнителю, если это нарушает интересы государства, передачу прав на созданные результаты третьим лицам, в том числе по лицензии;
   полностью уступить, в том числе по лицензии, принадлежащие ему права на созданные результаты организации-исполнителю, а в случае отказа - авторам или третьим лицам;
   давать указание организации-исполнителю на передачу результатов научно-технической деятельности, в том числе объектов интеллектуальной собственности по лицензии третьим лицам, в том числе другим государственным организациям и за рубеж;
   получать установленную долю дохода от продажи третьим лицам, не связанным с обеспечением федеральных государственных нужд, прав на использование созданных объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации, а также за рубежом при оплате заказчиком расходов организации-исполнителя на зарубежное патентование. Средства, полученные заказчиком от использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе по лицензионным договорам, должны быть (после уплаты по обязательствам) использованы на развитие научно-технической сферы, в первую очередь, на научные исследования, маркетинг, патентование, лицензирование, стимулирование и профессиональную подготовку кадров.

Заказчик обязан:
   выделить средства на оплату патентных пошлин за подачу заявок на получение охранных документов, поддержание их в силе, а также выплату авторского вознаграждения за создание и использование объектов интеллектуальной собственности, созданных по государственному заказу.

Создатели (авторы) охраноспособных объектов интеллектуальной собственности имеют право:
   получать определенное законодательством авторское вознаграждение, а также установленную долю дохода от средств, выделяемых организации-исполнителю государством при реализации продукции, содержащей созданные ею объекты интеллектуальной собственности;
   получать долю дохода от продажи лицензий на созданные ими с привлечением средств федерального бюджета объекты интеллектуальной собственности, когда сделка совершается от лица государства.

Представляется, что введение перечисленных норм обеспечит экономическую заинтересованность организации-исполнителя и авторов уведомлять заказчика обо всех созданных в процессе работы объектах интеллектуальной собственности, поскольку их творческие достижения и понесенные затраты будут компенсированы.

Однако в ряде случаев, например, при финансировании из средств федерального бюджета прикладных научных исследований, отраслевых исследований и разработок, государство не берет на себя функции по введению их результатов в хозяйственный оборот. При государственном финансировании по договорам или заказам, когда производство товарной продукции государством не планируется, все права на результаты научно-технической деятельности, создаваемые за счет средств федерального бюджета, необходимо закрепить за организацией-исполнителем.

При этом интерес государства заключается в перспективах привлечения инвесторов к освоению научно-технических достижений, создании с их помощью новых производственных мощностей, увеличении числа рабочих мест, и, соответственно, увеличении поступления средств в бюджет в виде налогов и сборов с продаж товаров, с производителя и работников, занятых в производстве продукции. С экономической точки зрения такие перспективы, безусловно, гораздо привлекательнее, нежели обладание правами на объекты интеллектуальной собственности, которые не используются из-за отсутствия средств на освоение и быстро теряют свою ценность. В этом случае возможно следующее распределение прав и обязанностей между государством в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти, именуемой в дальнейшем заказчиком, организацией-исполнителем и автором на создаваемые результаты научно-технической деятельности.

Организация-исполнитель имеет право:
   использовать результаты научно-технической деятельности в собственном производстве;
   передавать на договорной (лицензионной) основе права на результаты, в том числе на содержащиеся в них объекты интеллектуальной собственности, третьим лицам без разрешения заказчика;
   предоставлять другим предприятиям и организациям исключительную возмездную лицензию на созданные объекты при условии их использования или созданного с их использованием товарного продукта преимущественно в России.

Организация-исполнитель обязана:
   извещать заказчика обо всех созданных в процессе выполнения работы охраноспособных результатах и фактах их использования с соблюдением условий строгой конфиденциальности;
   подавать заявку на выдачу охранного документа на охраноспособные результаты, оплачивая все связанные с этим расходы и указывая в качестве заявителя и лица, на имя которого должен быть выдан патент (свидетельство), организацию-исполнителя;
   выплачивать авторское вознаграждение за создание и использование объектов интеллектуальной собственности.

Заказчик имеет право:
   давать указание организации-исполнителю на передачу на возмездной основе результатов научно-технической деятельности, в том числе объектов интеллектуальной собственности по лицензии, третьим лицам, в том числе другим государственным организациям и за рубеж;
   требовать от организации-исполнителя предоставления заказчику исключительной лицензии на созданные охраноспособные объекты, если организация-исполнитель или ее правопреемник либо лицензиат исключительного права не предприняли мер для их введения в хозяйственный оборот, либо практическое использование указанных объектов не соответствует соблюдению государственных интересов или интересов национальной безопасности.

Создатели (авторы) объектов интеллектуальной собственности имеют право получать:
   определенное законодательством авторское вознаграждение, а также установленную долю дохода от реализации продукции, содержащей созданные ими объекты интеллектуальной собственности, от организации-исполнителя;
   долю дохода от продажи лицензий на объекты, созданные с привлечением средств федерального бюджета, когда сделка совершается от лица организации-исполнителя.

Государство должно наделяться полномочиями в исключительных случаях независимо распоряжаться всеми правами по использованию результатов научно-технической деятельности, созданных на средства федерального бюджета, исходя из интересов государственной безопасности, обороны, нужд здравоохранения, и других важных для удовлетворения жизненных потребностей страны факторов.

При частичном государственном финансировании работ права на результаты научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, созданные по государственному заказу, контракту, государственным и межгосударственным научно-техническим программам и проектам, принадлежат совместно государству и сторонним участникам финансирования. Их обязанности по отношению к организации-разработчику и авторам разработок определяются по совместной договоренности с учетом долей финансирования.

При частичном государственном финансировании работ, созданных по иным договорам, права на результаты научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, принадлежат совместно организации-разработчику и сторонним участникам финансирования. Их обязанности по отношению к государству и авторам разработок определяются по договоренности с учетом долей финансирования.

Защита подлинных государственных интересов в научно-технической сфере и, в частности, распоряжение интеллектуальной собственностью, созданной на государственные средства, требуют незамедлительных решений. Максимальное использование научно-технического потенциала в восстановлении российской экономики, придание ей инновационного характера - единственный путь выхода из кризиса.


[1] Патенты и лицензии. 1998. N 11. С. 40.
[2] Патенты и лицензии. 1999. N 11. С. 47.
[3] Патенты и лицензии. 1998. N 9. С. 46.