Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Произведения изобразительного искусства и товарные знаки

В отличие от других объектов промышленной собственности, например, изобретений или промышленных образцов, природа права на товарный знак заключается не в его новизне или оригинальности, а в первенстве завладения конкретным словом, графическим изображением или их комбинацией для обозначения конкретного вида товара или услуги. При этом оно может касаться как нового, придуманного обозначения, так и широко известного, давно существующего.

Под обозначением понимается совокупность изобразительных, словесных, трехмерных объектов, музыкальных фраз, различные комбинации цвета и даже запахи, которые для целей правовой охраны должны быть материализованы в определенной графической манере.

Основные требования, которые предъявляются к таким обозначениям законодательством большинства стран мира: наличие различительной способности, уважение старших прав, невведение в заблуждение потребителя относительно природы и места производства товара. Не вдаваясь в подробности оценки каждого из этих требований, рассмотрим только один из аспектов, имеющий отношение к проблеме охраны товарных знаков и объектов авторского права.

К сожалению, в отечественной печати этой проблеме до недавнего времени уделялось мало внимания. Статья В.Н.Дементьева “Как “развести” объекты авторского права и товарные знаки?” частично восполнила этот пробел. Автор статьи справедливо отмечает, что вопрос о столкновении и необходимости “разведения” прав возникает, когда притязания на них принадлежат разным субъектам.

Хотелось бы коснуться еще одного аспекта проблемы, поднятой В.Н.Дементьевым. Он связан со столкновением права на товарный знак с авторским правом и правом использования в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и коллекций, включенных в состав музейного фонда Российской Федерации.

Анализ отечественной практики регистрации товарных знаков свидетельствует о возрастающем интересе коммерческих предприятий, особенно специализирующихся на производстве пищевых и табачных изделий, к использованию в качестве декоративных элементов упаковки репродукций картин известных художников. В частности, репродукция картины Васнецова “Богатыри” зарегистрирована в качестве товарного знака на имя ОАО “Омское ликеро-водочное предприятие” (свидетельство № 178407) для водки и на имя Разноэкспорта (свидетельство № 19127) для сигарет.

Репродукция картины Перова “Охотники на привале” зарегистрирована в составе этикетки в качестве товарного знака на имя ТО “Меркурий” (г. Черкесск), а “Чаепитие в Мытищах” – компанией “Май” для чая (свидетельство № 145367).

Сам факт регистрации известного художественного произведения в составе товарного знака возражений не вызывает. Поскольку, как уже упоминалось, товарным знаком может быть уже известное изображение, в том числе произведение изобразительного искусства.

Если обозначение является произведением искусства, оно, как известно, охраняется авторским правом. Согласно закону РФ “Об авторском праве и смежных правах” за гражданами и юридическими лицами признается исключительное имущественное право на результаты творчества. Лицо, не являющееся правообладателем, не вправе использовать произведение искусства без согласия последнего.

В соответствии со ст. 16 Закона автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В частности, право на воспроизведение, распространение, публичный показ. Использование произведения изобразительного искусства в качестве товарного знака является по сути воспроизведением данного произведения. С другой стороны, при рекламе товара оно представляет собой публичный показ.

В ряде случаев при регистрации произведения изобразительного искусства в качестве товарного знака оно адаптируется к маркируемому им товару или его упаковке, т.е. определенным образом переделывается. Этого также нельзя делать без соответствующего разрешения автора, поскольку только ему принадлежит право на переработку.

Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” предусматривает запрет на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, которое воспроизводит произведение искусства, без согласия обладателя авторского права. Немаловажное значение для получения такого разрешения имеет вид товара, в отношении которого предполагается использовать данное произведение в качестве товарного знака. Поэтому необходимо, чтобы в разрешении автора был четко обозначен перечень товаров или услуг.

Согласно законодательству о товарных знаках и авторскому праву разрешение автора на использование его произведения в качестве товарного знака должно быть дано в письменной форме. Не будем останавливаться на условиях авторского договора, поскольку это не является целью настоящей статьи. Отметим только, что согласно ст. 27 закона “Об авторском праве и смежных правах” авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Как известно, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой результат выражен. Переход права собственности на вещь сам по себе не влечет передачи или предоставления исключительного права на произведение изобразительного искусства.

Существует мнение, что препятствовать регистрации товарного знака могут лишь те объекты, на которые распространяется действующее авторское право. Если же таковое прекратило свое существование, будучи ограниченным Законом об авторском праве во времени, то и препятствий с этой стороны к регистрации объекта авторского права любым лицом в качестве товарного знака не будет.

Так ли это? Полагаем, что здесь мы подошли еще к одной грани законодательного регулирования. Речь идет о ряде положений закона РФ “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” от 1996 г., касающихся передачи прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ и находящихся в музеях России. Согласно этому закону под музейным предметом понимается культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение или публичное представление.

Музейный фонд – это совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных Законом о музейном фонде. К таким ограничениям относятся положения его ст. 36. Согласно этой статье производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций осуществляется с разрешения дирекций музеев. Там же сказано, что передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов, включенных в состав музейного фонда РФ и находящихся в музеях в России, осуществляется в порядке, установленном собственником музейных предметов.

Кто же является собственником музейных предметов?

Ответ на этот вопрос мы находим в ст. 16 Закона о музейном фонде. В соответствии с ней музейные предметы, включенные в состав государственной части музейного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на правах оперативного управления. Другими словами, эти музейные предметы являются государственной собственностью России.

Следовательно, без разрешения дирекции музеев использовать изображения музейных предметов в качестве товарных знаков нельзя, поскольку такое использование производится, без всякого сомнения, в коммерческих целях.

А теперь вновь обратимся к примерам. Картина Васнецова “Богатыри”, написанная в 1881 – 1898 гг., находится в Государственной Третьяковской галерее и является государственной собственностью России. Авторское право на нее действовало в течение всей жизни художника (Васнецов умер в 1926 г.) и 50 лет после его смерти.

Казалось бы, никаких препятствий для регистрации данного произведения в качестве товарного знака со стороны законодательства как о товарных знаках, так и об авторском праве нет. На этом основании в 1999 г. репродукция данного произведения и была зарегистрирована Роспатентом в качестве товарного знака на имя ОАО “Омское ликеро-водочное предприятие” для водки. Мы не можем судить, получил бы завод разрешение от художника или его наследников на такое коммерческое использование произведения. Но почти уверены, что дирекция Третьяковской галереи вряд ли бы дала такое разрешение.

Пробел в законодательстве по товарным знакам в этой части очевиден. Представляется, что рассматриваемая коллизия требует своего правового разрешения.