Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Общеизвестные товарные знаки в России сегодня и в перспективе

Правовая охрана общеизвестных товарных знаков, пожалуй, одна из наиболее важных в сфере товарных знаков. Несмотря на важность и актуальность этот вопрос не является новым. Необходимость охраны некоторых товарных знаков без их регистрации была признана в начале прошлого столетия и нашла свое отражение в 1925 г. в Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Спустя почти 70 лет она подтверждена еще одним международным договором – Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (TRIPS). TRIPS не только подтверждает необходимость правовой охраны общеизвестных товарных знаков, но и устанавливает возможность их более широкой, по сравнению с Парижской конвенцией, охраны при определенных условиях.

С принятием TRIPS международная деятельность по совершенствованию правовой охраны общеизвестных товарных знаков продолжилась. ВОИС в рамках специально созданного комитета экспертов в 1995 г. начала исследования, цель которых – разработка международного документа, более детально регламентирующего процедуры признания товарных знаков общеизвестными.

Россия также не оставалась в стороне. Исследования по этому вопросу патентное ведомство начало проводить еще в 80-х гг., в частности, в рамках Совета экономической взаимопомощи. Особенно интенсивными они стали в 1995 – 1997 гг. И наконец в 2000 г. завершились принятием Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации[1].

Годовая практика применения этого нормативно-правового акта, так же, как и практика других стран по применению TRIPS, Парижской конвенции, результаты исследований под эгидой ВОИС, дали большой материал специалистам патентного ведомства для подготовки предложений по дальнейшему правовому регулированию охраны общеизвестных товарных знаков в России, в частности, подготовки соответствующих дополнений в закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”. Представляется, что эти дополнения не только приведут российское законодательство о товарных знаках в полное соответствие с положениями TRIPS, что будет способствовать присоединению России ко Всемирной торговой организации (ВТО), но и откроют более широкие возможности для защиты прав владельцев общеизвестных товарных знаков.

Что и как регулирует правовую охрану общеизвестных товарных знаков в России?

Возможность предоставления в России правовой охраны общеизвестным товарным знакам формально существовала давно. Она основывается на участии России в Парижской конвенции, положениях конституций, действовавших в разные периоды истории России, которые устанавливали главенство международных договоров при несоответствии им положений отечественного законодательства. На возможность правоа 'ee ведомства. С принятием в 1992 г. Закона РФ о товарных знаках правовое регулирование этого вопроса осуществляется на основе положений п.1 ст.2 Закона, предусматривающего, что правовая охрана товарного знака в Российской Федерации может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации, а также в силу положений п.1 ст.7 Закона, указывающих на невозможность регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения с товарными знаками других лиц, охраняемых без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации.

Вместе с тем до 1998 г. такая возможность не могла быть реализована, поскольку не был определен орган, компетентный принимать решения о признании товарных знаков общеизвестными. Хотя суды в целях реализации положений Парижской конвенции могли принимать заявления о признании общеизвестности товарного знака и выносить соответствующие решения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. № 367 “Об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам”[2] было утверждено Положение о Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам, п.4 которого установил, что “Высшая патентная палата Роспатента рассматривает заявления о признании товарных знаков общеизвестными в соответствии с международными договорами Российской Федерации”.

В том же году были приняты Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам[3]. Этот документ, в частности, определяет порядок подачи заявления о признании товарного знака общеизвестным, сроки его рассмотрения в Высшей патентной палате, виды решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения. Согласно Правилам заявление должно содержать фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака. Представление дополнительных материалов к заявлению не допускается, если они содержат иные, чем в заявлении, фактические данные.

Правила не раскрывают ни перечня данных, подтверждающих общеизвестность товарного знака, ни их содержания. Это представляется справедливым, поскольку названные Правила относятся к большому числу разнообразных обращений в Высшую патентную палату, и их детальная регламентация значительно увеличила бы объем документа, сделав его неудобным в использовании. Вместе с тем, исходя из сложности правовой охраны общеизвестных товарных знаков, отсутствия в России соответствующего опыта, регламентация всех вопросов, связанных с признанием товарного знака общеизвестным, представляется крайне необходимой. Поэтому патентным ведомством были разработаны Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации. Разрабатывались они довольно долго. Во-первых, потому, что это, насколько нам известно, первый в мире нормативный документ, посвященный правовой охране общеизвестных товарных знаков. Во-вторых, лишь в 1999 г. ВОИС завершила многолетнюю работу над международным документом о правовой охране общеизвестных товарных знаков. В сентябре 1999 г. Генеральная ассамблея ВОИС и Ассамблея Парижского союза приняли Совместную резолюцию о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков[4]. Специалисты Роспатента, принимавшие участие в ее подготовке, стремились максимально гармонизировать положения Правил с положениями резолюции.

Очень важно, что эти Правила дают определение общеизвестного в России товарного знака. Следует отметить, что ни Парижская конвенция, ни TRIPS такого определения не содержат.

Какие товарные знаки исходя из определения, данного в Правилах, могут быть признаны общеизвестными в России?

Классификация обусловлена наличием или отсутствием у обозначения правовой охраны в качестве товарного знака, а также основаниями предоставления товарным знакам правовой охраны на территории России. Таким образом, речь идет:

о товарных знаках, охраняемых на территории России на основании государственной регистрации (т.е. о знаках, заявки на которые подавались по национальной процедуре);

о товарных знаках, охраняемых на территории России без регистрации в силу международных договоров (т.е. о знаках, охрана которым предоставлена в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению);

об обозначениях, используемых в качестве товарных знаков, но не имеющих правовой охраны на территории России (т.е. об обозначениях, в отношении которых, например, поданы заявки по национальной процедуре или испрошена охрана в рамках Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения патентного ведомства о регистрации или предоставлении охраны еще нет).

Правила определяют признаки общеизвестного товарного знака:
   интенсивное использование;
   широкая известность в Российской Федерации среди соответствующих групп населения;
   широкая известность такого товарного знака в качестве знака, которым обозначаются товары определенного изготовителя.

В силу своего статуса Правила не раскрывают содержание этих признаков. Вместе с тем возможно охарактеризовать их. Так, Правила не определяют срок, в течение которого товарный знак должен интенсивно использоваться. Очевидно, что в зависимости от конкретной ситуации он будет разным. Продолжительность срока может, например, зависеть от интенсивности рекламной кампании, темпов освоения рынка, вида товара и т.д. Необходимо особо подчеркнуть, что Правила не содержат условия интенсивного использования на территории России. Иными словами, во внимание будет приниматься и интенсивное использование товарного знака вне пределов России.

Следует иметь в виду, что интенсивное использование нельзя рассматривать в отрыве от широкой известности товарного знака. При рассмотрении вопроса об общеизвестности товарного знака в России во внимание принимается широкая известность или даже общеизвестность товарного знака в других странах, однако основное внимание, конечно же, будет уделено широкой известности товарного знака именно в России.

Определения признака широкой известности в Правилах нет. Очевидно, что установить его конкретные параметры просто невозможно. Представляется, что о широкой известности товарного знака можно судить по сведениям о том , где он использовался и в каких объемах (абсолютных и относительных), об объемах рекламы и что, вероятно, очень важно и значимо, – по результатам опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака.

Содержание этого признака всегда вызывало оживленные дискуссии, как на комитетах экспертов в ВОИС, так и внутри страны на страницах печати, при обсуждении проекта Правил на различных конференциях и т.п. Изначально предполагалось, что Правила будут указывать на примерные цифры, свидетельствующие о широкой известности товарного знака среди определенных групп населения.

Эти цифры предполагалось включить в приложение к Правилам в так называемый регламент опроса потребителей по общеизвестности товарного знака. Однако при согласовании проекта Правил с Минюстом России было решено, что регламент не будет прилагаться к Правилам. Взамен патентное ведомство разработает соответствующие методические рекомендации. В настоящее время они разработаны и введены в действие приказом по Роспатенту от 1 июня 2001 г. № 74. Речь идет о Рекомендациях по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации[5] , предназначенных для владельцев товарных знаков, их представителей, в том числе патентных поверенных, специалистов патентного ведомства.

Как проводить опрос потребителей?

Опрос должна проводить независимая организация, специализирующаяся на социологических исследованиях.

Рекомендации указывают примерно шесть населенных пунктов Российской Федерации, в которых должен проводиться опрос потребителей. Представляется, что весьма показательными были бы результаты опроса, проведенного в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в зависимости от конкретного товара (услуги) это, конечно, могут быть другие города. Именно такой подход предусмотрен Рекомендациями в отношении остальных городов, в которых предполагается проведение опроса.

Очевидно, что результаты опроса должны быть объективными. В связи с этим Рекомендации, исходя из практики и методик проведения социологических опросов, устанавливают, что максимальное число опрошенных не ограничивается, а минимальное, как правило, должно быть не менее 500 человек в каких-либо двух населенных пунктах и не менее 125 человек в каждом другом населенном пункте.

Как уже отмечалось, при анализе признаков общеизвестности товарный знак должен иметь широкую известность среди соответствующих групп населения. В связи с этим выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для продукции производственно-технического значения, Рекомендации предлагают осуществлять путем опроса специалистов – потребителей продукции конкретного вида. Они могут относиться как к производственным, так и к торговым кругам. Для выявления общеизвестности товарных знаков, предназначенных для товаров широкого потребления, Рекомендации предлагают опрашивать “средних” покупателей, исходя из возраста, пола, образования, социального и материального положения, связи с товаром, обозначенным исследуемым товарным знаком, а также специалистов соответствующих отраслей промышленности и торговли.

Исходя из специфики опроса Рекомендации предлагают получать в ходе его проведения ответы на вопросы, имеющие значение для определения общеизвестности товарного знака. Известен ли опрашиваемому исследуемый товарный знак? Какое именно лицо является владельцем этого товарного знака или изготовителем товара, им маркированного? Из какого источника иа 'eeтребителей, следует указать, что Рекомендации считают возможным и целесообразным использование опросных листов. При этом их образцы должны представляться в патентное ведомство. Однако представление в Роспатент заполненных опросных листов необязательно. Вместе с тем они, как представляется, отражают объективность оценки проводимых опросов.

Еще один аргумент в пользу детального регламентирования правовой охраны общеизвестных товарных знаков. До введения в действие Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации в Высшую патентную палату Роспатента за два года было подано лишь восемь заявлений. После их введения – 27. Представляется очевидным, что дополнительные нормы стимулируют владельцев товарных знаков к подаче заявлений о признании их товарных знаков общеизвестными. Такая ситуация позволяет предположить, что введение в действие Рекомендаций по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации также позитивно скажется на росте числа заявлений и качестве представляемых документов.

Характеристика правового регулирования охраны общеизвестных товарных знаков в России не будет полной, если не сказать о ее ближайших перспективах.

Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” внесен Правительством Российской Федерации в Государственную думу. И у нас есть основание (или во всяком случае обоснованная надежда), что к концу года этот законопроект станет законом.

В России уже давно говорится о намерении присоединиться к ВТО. Одним из важных и необходимых шагов в этом направлении является приведение российского законодательства в области интеллектуальной собственности в соответствие с TRIPS. В этой связи встал вопрос о дополнении российского законодательства положениями о правовой охране общеизвестных товарных знаков, в полной мере соответствующими TRIPS, в частности, положениям ст.16 этого соглашения. В связи с этим Роспатентом подготовлены следующие предложения по дополнению Закона о товарных знаках. Прежде всего предложено сделать прямое указание на невозможность регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, если оно тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком другого лица, признанным в установленном порядке общеизвестным в Российской Федерации.

В действующем Законе подобное основание для отказа в регистрации приведено в более общем виде: “не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации”.

Закон предлагается также дополнить указанием на компетентный орган, принимающий решения о признании товарных знаков общеизвестными в Российской Федерации. В качестве такого органа названа Палата по патентным спорам федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Ее предполагается создать взамен двух административных органов, предусмотренных действующим Законом о товарных знаках: Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты Роспатента.

Наиболее значимым дополнением Закона представляется проект отдельной его главы “Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана”. Глава будет содержать статьи “Общеизвестный товарный знак” и “Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку”.

В первой статье дается определение общеизвестного в Российской Федерации товарного знака, воспроизводящее имеющееся в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации: “Общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в силу международного договора Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате интенсивного использования приобрели в Российской Федерации широкую известность среди соответствующих кругов общественности в отношении товаров определенного юридического или физического лица”.

Следует учитывать положение проекта статьи о том, что не каждый товарный знак, приобретший широкую известность, может быть признан общеизвестным. Препятствием для такого признания явится существование охраняемого товарного знака иного лица с более ранним приоритетом, нежели дата, с которой испрашивается признание товарного знака общеизвестным. При этом, конечно, будет учитываться тождественность этих товарных знаков или их сходство до степени смешения, а также однородность товаров, для которых они предназначены.

Проект закона устанавливает, что общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку преа feщие исключительное право на товарный знак, применяются и в отношении общеизвестных товарных знаков. Однако, исходя из положений ст.16 TRIPS, предусматривающей более широкую охрану общеизвестных знаков, которые ранее были зарегистрированы в качестве обычных товарных знаков, проект закона вводит норму, соответствующую этому положению TRIPS: “В случае, когда общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации признается уже зарегистрированный товарный знак в отношении конкретных товаров, правовая охрана общеизвестности товарного знака распространяется также и на неоднородные товары при условии, что использование другим лицом тождественного или сходного до степени смешения товарного знака или обозначения в отношении неоднородных товаров будет указывать на их взаимосвязь с владельцем общеизвестного в Российской Федерации товарного знака и может нанести ущерб его интересам”.

Вторая статья определяет условия и порядок предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку. Так, в частности, устанавливается, что правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентым спорам. В свою очередь, такое решение принимается по результатам рассмотрения заявления о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.

Законопроект определяет, что порядок подачи и рассмотрения заявления в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством. Это означает, что будет разработан подзаконный акт.

Также указывается на обязательность внесения общеизвестного товарного знака в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, т.е. законодательно устанавливается существование Перечня общеизвестных товарных знаков.

Проектом закона предусмотрена выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак (в настоящее время такого положения нет и свидетельство не выдается).

Важным моментом в правовой охране является публикация сведений о ее предоставлении. Соответствующие положения проекта закона аналогичны положениям, содержащимся в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.

И еще одно важное условие – правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Такое положение, конечно, не исключает возможности прекращения правовой охраны общеизвестного товарного знака. Это, например, может произойти в случаях, когда охрана была предоставлена с нарушением условий и порядка, предусмотренных законом, а также тогда, когда исчезают признаки, присущие общеизвестному товарному знаку (например, если он перестает использоваться). Соответствующие основания прекращения правовой охраны общеизвестного товарного знака также содержатся в проекте закона.

В развитие положений Закона Роспатент планирует разработать и ввести в действие документ, регламентирующий деятельность Палаты по патентным спорам. В нем должны быть и положения об охране общеизвестных товарных знаков, содержащиеся в проекте закона, о которых говорилось выше, и положения, регламентирующие процедуру рассмотрения заявлений о признании товарных знаков общеизвестными и принятия по ним решений. Представляется, что за основу примут соответствующие положения из действующих нормативно-правовых актов.

Дальнейшее совершенствование правовой охраны общеизвестных знаков

Рассматривая содержание Совместной резолюции, мы указывали на одно из ее положений, определившее, каким образом может быть разрешен конфликт между правом на общеизвестный товарный знак и правом на использование наименования (названия) домена.

В соответствии с п.2 ст.6 Совместной резолюции владелец общеизвестного товарного знака вправе требовать решения компетентного органа, чтобы орган, зарегистрировавший конфликтующее название домена, аннулировал регистрацию или передал ее владельцу общеизвестного знака.

В России на сегодняшний день, к сожалению, нет нормативных положений, аналогичных вышеприведенным. Хотя, конечно, суды имеют возможность ограничить в правах пользователя наименования домена, если он, например, злоупотребляет своим правом. Но это, безусловно, неполное решение вопроса. Для достижения цели необходимо принятие комплекса мер.

Так, в законодательстве об использовании российского сегмента сети Интернет, которое планируется принять в ближайшем будущем, могут быть определены условия, позволяющие регистрировать наименования доменов, подобные условиям предоставления охраны товарным знакам. Кроме того, должны быть установлены основания прекращения пользованием наименованием домена. Одним из таких оснований может быть конфликт с общеизвестным товарным знаком.

Представляется также, что подобные положения могут быть введены в действие и до принятия специального закона. На наш взгляд, их можно включить в действующие правовые акты, регламентирующие порядок регистрации наименований доменов.

В заключение хотелось бы указать на возможность в будущем более действенной охраны общеизвестных товарных знаков, в том числе исходя из приведенного выше положения Совместной резолюции.

Как указывалось, в ст.19 проекта закона о товарных знаках установлено, что общеизвестным товарным знакам предоставляется такая же правовая охрана, как и обычным товарным знакам. Это означает, что к общеизвестным товарным знакам может быть применено еще одно положение, содержащееся в проекте закона: “Нарушением прав владельца товарного знака также признается несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет, в том числе в наименовании домена, если вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте”.

Введение и последующее применение такого положения позволит бороться с пиратством в Интернете, в том числе в отношении общеизвестных товарных знаков.


[1] Патенты и лицензии. 2000. № 7. С.41.
[2] Патенты и лицензии. 1998. № 6. С.43.
[3] Патенты и лицензии. 1998. № 10. С.38.
[4] Патенты и лицензии. 2001. № 8. С.38.
[5] Патенты и лицензии. 2001. № 7. С.62.