Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Признание товарных знаков общеизвестными

При рассмотрении заявления о признании товарного знака общеизвестным на территории Российской Федерации Высшая патентная палата Роспатента руководствуется правовой базой, включающей Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, Закон Российской Федерации о товарных знаках, Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Роспатента[1], действующие с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Роспатента от 4 декабря 1998 г. № 232 (далее – Правила), а также Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации[2], утвержденные приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38 (далее – Правила общеизвестности).

В настоящее время в Российской Федерации решениями Высшей патентной палаты признаны общеизвестными товарными знаками четыре обозначения: “Известия” (решение от 7 апреля 2000 г.), “Уралмаш” (решение от 10 июля 2000 г.), “ЯВА” (решение от 16 апреля 2001 г.), “Здоровье” (решение от 1 августа 2001г.). Заявления о признании общеизвестными товарными знаками обозначений “Известия” и “Уралмаш” были поданы и рассмотрены до вступления в силу Правил общеизвестности с учетом ранее установленных требований к подаче заявлений о признании товарного знака общеизвестным. Аналогичное заявление в отношении обозначения “ЯВА” было подано и рассмотрено с учетом требований и в порядке, установленном Правилами общеизвестности.

Характерно, что общеизвестными знаками признаны именно обозначения, хотя до подачи заявлений о признании они были зарегистрированы в установленном порядке в качестве обычных товарных знаков. Причиной, вероятно, является то обстоятельство, что заявитель был заинтересован в признании этих обозначений общеизвестными с даты более ранней, чем зарегистрированы обычные товарные знаки. Кроме того, есть определенная трудность доказывания факта общеизвестности знака для широкого перечня товаров и услуг, в отношении которого, как правило, регистрируются обычные товарные знаки.

Другая особенность данных обозначений заключается в том, что все они имеют давнюю историю, связанную с историей страны. Так, первый номер газеты “Известия Петроградского Совета рабочих депутатов” вышел в 1917 г. Упоминание обозначения “Уралмаш” впервые появилось в периодической печати в 20-х гг., в связи с созданием строительного управления по возведению Уральского завода тяжелого машиностроения, пущенного в эксплуатацию в 1933 г. Из истории создания фабрики “ЯВА” следует, что она была основана во второй половине XIX в., и табак для нее поступал с острова Ява.

С одной стороны, давняя история возникновения облегчала задачу заявителя по доказыванию факта общеизвестности этих обозначений, поскольку не будет преувеличением сказать, что знание о них передавалось из поколения в поколение, а с другой, обусловливала трудность доказывания. Ведь за достаточно длительный период использования этих обозначений неоднократно изменялись фирменные наименования предприятий, маркировавших ими свою продукцию.

Например, наименование фабрики “ЯВА” менялось несколько раз: табачная фабрика № 2 “ЯВА”, государственная табачная фабрика “ЯВА”, АО “ЯВА-Табак”. Организационно-правовая форма Уралмашзавода также изменялась – ПО, АО, АООТ, ОАО “Уралмаш”. Название газеты “Известия” менялось с изменением наименований исполнительных органов Советской власти (“Известия Петроградского Совета рабочих депутатов”, “Известия ЦИК и ВЦИК Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов” и т.д.).

Вот почему при рассмотрении заявлений о признании этих обозначений общеизвестными товарными знаками на территории Российской Федерации Высшей патентной палатой особое внимание уделялось фактическим данным, доказывающим общеизвестность в качестве знака определенного изготовителя. При этом необходимо было доказать, что производителем оставалось одно лицо. И при изменении его наименования имела место правопреемственность, а также факт известности товарного знака как знака этого лица. Задача облегчалась тем, что при изменении фирменных наименований изготовителей, маркировавших свою продукцию данными обозначениями, в их оригинальной части всегда присутствовало само обозначение (АО “Редакция газеты “Известия”; ПО, АО, АООТ, ОАО “Уралмаш”; фабрика “ЯВА”, АО “ЯВА-Табак”, ОАО “БАТ-ЯВА”).

Однако следовало установить факт неизменности владельца знака при изменении его фирменных наименований. В качестве доказательств того, что владельцем знака оставалось одно лицо, т.е. правопреемственность не прерывалась, Высшей патентной палатой были приняты во внимание следующие факты.

При рассмотрении заявления о признании обозначения “Известия” общеизвестным товарным знаком на территории Российской Федерации с 31 декабря 1992 г. в отношении товара 16 класса МКТУ были учтены сведения о регистрации юридического лица, устав и изменения в нем, свидетельствующие о том, что ОАО “Редакция газеты “Известия” является правопреемником редакции газеты “Известия Советов народных депутатов СССР”, при этом сохранялась сквозная восходящая нумерация по годам издания.

Обозначение “Известия” в представленном графическом исполнении использовалось редакцией по крайней мере с 1930 г. Причем изменение названий исполнительных органов советской власти, напечатанных мелким шрифтом рядом с этим обозначением, не оказывало существенного влияния на восприятие обозначения “Известия” потребителем в качестве названия газеты.

Из представленных данных о пунктах печатания и способах передачи следует, что начиная с марта 1965 г. газета печаталась более чем в 30 населенных пунктах. Сейчас она реализуется в 51790 пунктах Российской Федерации, дальнем и ближнем зарубежье. То есть использование знака не прерывалось до настоящего времени.

Изложенное дало основания для вывода о том, что владельцем заявленного обозначения всегда оставалась редакция газеты “Известия”. При этом изменение организационно-правовых форм ее изготовителя не является существенным при экспертизе на общеизвестность обозначения, поскольку в сознании потребителя сформировалось четкое представление об изготовителе, что подтверждается результатами социологического опроса.

Из аналитических отчетов по итогам социологического опроса читателей газет в шести основных территориальных зонах Российской Федерации: Краснодарском и Хабаровском краях, Ленинградской и Новосибирской областях, городах Москве и Мурманске, следует, что для абсолютного большинства (89,5%) читателей газет Российской Федерации обозначение “Известия” отождествляется с газетой и обладает способностью отличать данный товар от однородных ему других видов печатной продукции. Газета “Известия” имеет высокий уровень известности (93,3%) среди всех социальных групп читателей газет Российской Федерации. Из отчета также следует высокий уровень ретроспективного знания газеты. А именно: около 80% читателей знают ее более 10 лет, около двух третей (63,7%) показали точное или приближающееся к реальному знание года, с которого начала выходить газета “Известия”. Абсолютное большинство читателей (90,3%) знают, в каком цвете используется обозначение “Известия”, а 77,3% – шрифт, которым оно печатается в качестве названия газеты. Также абсолютное большинство читателей (65,4%) знают, что изготовителем является редакция газеты “Известия”. Мнение подавляющей части читателей газет Российской Федерации о том, что высоким качеством и известностью “Известия” обязаны редакции, свидетельствует о достоверности отождествления газеты с ее изготовителем.

По результатам социологического исследования в отчете сделан вывод о том, что обозначение “Известия” в представленном графическом исполнении является общеизвестным среди читателей газет Российской Федерации в возрасте от 18 лет и старше.

При рассмотрении заявления были также учтены требования, установленные абзацами первым и вторым п. 1 ст. 7 Закона о товарных знаках. В соответствии с ними не может быть предоставлена охрана товарному знаку при наличии тождественных или сходных до степени смешения с ним товарных знаков, зарегистрированных или заявленных на имя иного лица в отношении однородных товаров и имеющих приоритет более ранний, чем дата, с которой заявитель ходатайствует о признании знака общеизвестным.

При рассмотрении заявления о признании общеизвестным товарным знаком комбинированного обозначения со словесным элементом “Ява” были приняты во внимание сведения об истории создания фабрики “Ява”, изменениях в наименовании заявителя (АООТ “Ява-Табак”, являющееся правопреемником табачной фабрики “Ява”, было зарегистрировано Московской регистрационной палатой с последующим изменением фирменного наименования изготовителя на ОАО “ЯВА-Табак” и ОАО “БАТ-ЯВА”). Из данных об объемах производства следует, что сигареты, маркированные заявленным обозначением, выпускались с 1966 г. исключительно фабрикой “Ява” и в 1973 – 1999 гг. было произведено более 100 млн. тыс. штук этой продукции.

Из результатов социологического опроса населения Российской Федерации, проведенного в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Свердловской, Челябинской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской, Ярославской, Саратовской, Ростовской, Московской областях, в Красноярском, Приморском, Хабаровском, Ставропольском краях, республиках Коми и Татарстан, следует: для абсолютного большинства (95%) потребителей всех социальных групп Российской Федерации характерен высокий обобщенный уровень знания целостного образа заявленного обозначения в виде этикетки в красно-белой цветовой гамме со словесным элементом “Ява”, выполненным в оригинальной графической манере, использующейся для маркировки сигарет. При этом подавляющее большинство потребителей (90,5 %) среди всех анализировавшихся социальных групп населения отчетливо представляют, что сигареты, маркируемые заявленным обозначением, производятся только в России.

Основным источником знания потребителей о заявленном обозначении является непосредственный опыт: покупка сигарет (37,7%), курение (47,8%), ознакомление с выставленными сигаретными упаковками на витринах магазинов и табачных киосков (36,2%), курение знакомыми (20,3%). Достоверность ответов потребителей об уровне знания заявленного обозначения подтверждается ответами на вопрос анкеты: как давно они знают сигареты, маркированные заявленным обозначением. Из них следует, что 11,5% потребителей знают обозначение свыше 20 лет, 38,1 % – от 11 до 20 лет, 25,1% – от 6 до 10 лет, 22,5% потребителей – от 2 до 5 лет. Структура ретроспективного знания обозначения отражает возрастной состав населения, т.е. знание заявленного обозначения передается из поколения в поколение. Это свидетельствует о его устойчивой известности среди всех возрастных групп потребителей.

Анализ представленных фактических данных показал, что заявленное обозначение использовалось для маркировки сигарет по крайней мере с 1966 г. При этом изменение наименования изготовителя вследствие преобразования форм собственности не является существенным при экспертизе на признание обозначения общеизвестным товарным знаком, поскольку в нем всегда присутствовало слово “Ява”, что способствовало формированию в сознании потребителя четкого представления о владельце обозначения.

Согласно данным информационного поиска, представленным в Высшую патентную палату Федеральным институтом промышленной собственности, регистраций или обозначений, заявленных на регистрацию, тождественных или сходных до степени их смешения с заявленным обозначением, в отношении однородных товаров не выявлено.

Высшая патентная палата сочла представленные доказательства убедительными для признания заявленного обозначения общеизвестным товарным знаком в качестве знака заявителя, в отношении товара 34 класса МКТУ: сигареты, с 31 декабря 1989 г.

Что касается обозначения “Уралмаш”, то оно было признано общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации с 31 декабря 1977 г. в качестве знака ОАО “Уральский завод тяжелого машиностроения” в отношении товаров 7 класса МКТУ: экскаваторы, дробильно-размольное оборудование, буровое оборудование, металлургическое оборудование, кузнечно-прессовое оборудование.

Основанием для признания послужили фактические данные. Из них следует, что это обозначение использовалось Уральским заводом тяжелого машиностроения с 15 июля 1933 г., т.е. с момента его пуска, и представляет собой сокращенное наименование завода. Владельцем обозначения всегда оставался указанный завод (несмотря на изменение организационно-правовых форм – АО, АООТ, ПО, ОАО). И в сознании потребителя, и широкой общественности об этом сформировалось четкое представление. Уралмаш – первенец советского тяжелого машиностроения – сыграл важную роль в индустриализации страны и остается до сих пор крупнейшим предприятием отрасли, что обеспечило ему известность в самых широких слоях населения страны. Вывод подтверждается представленными фактическими данными, к которым, в частности, относятся публикации в средствах массовой информации, литературных источниках о строительстве завода, выпускаемой им уникальной продукции в годы первых пятилеток, военные и послевоенные годы, вплоть до настоящего времени, а также данными об объемах выпуска продукции и регионах ее поставки.

С учетом представленных сведений Высшая патентная палата сочла возможным считать доказанным факт общеизвестности заявленного обозначения без данных социологического опроса населения Российской Федерации.


[1] Патенты и лицензии. 1998. № 10. С. 38.
[2] Там же. 2000. № 7. С.41.