Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Нематериальные активы: стратегический менеджмент

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на вопросы:
   в каком положении предприятие находится в настоящее время;
   в каком положении оно хотело бы находиться через несколько лет;
   каким способом достигнуть желаемого результата?

Можно выделить три составляющие эффективной стратегии предприятия:
   правильно выбранные долгосрочные цели,
   глубокое понимание конкурентного окружения,
   реальная оценка собственных ресурсов и возможностей.

Зачастую стратегическое управление определяют как управление конкурентными преимуществами. Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми ресурсами, которыми владеет предприятие. Под осязаемыми ресурсами понимаются физические и финансовые активы предприятия, отраженные в бухгалтерском балансе. Под неосязаемыми – его качественные характеристики, к которым относятся не связанные с людьми неосязаемые активы, а также неосязаемые человеческие ресурсы (человеческий капитал).

Конкурентные преимущества не являются вечными. Возможности их сохранения зависят, в частности, от видов их источников и инновационных процессов. Конкурентные преимущества подразделяют на два вида: высокого и низкого ранга[1].

Преимущества высокого ранга связаны с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, НИОКР, долговременных связей с покупателями. Они дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности.

Преимущества низкого ранга связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья. Преимущества этого вида являются не столь устойчивыми и могут быть скопированы конкурентами.

Устойчивое конкурентное преимущество обеспечивает стратегия первопроходца, предполагающая, что фирма первой предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Новые рынки могут появиться в результате создания новых технологий, использования существующих технологий в новом контексте, решения проблем окружающей среды и др. В качестве первопроходцев можно назвать, к примеру, фирмы “Сони”, “Моторола”, “Майкрософт”, “Дженерал электрик”, которые сосредоточили свои усилия на поиске принципиально новых эффективных технологий, создании новых видов продукции. Так, девизом “Сони”, постоянно совершенствующей свою продукцию, является “сделать свою продукцию устаревшей раньше, чем это сделают конкуренты”. Современный опыт показывает, что множество образовавшихся в последнее время монополий возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать не известный ранее рынок с перспективами роста. Следует отметить, что достичь лидерства легче, чем его удержать. Поэтому фирмы-лидеры тратят большие средства на научно-технические исследования.

Переход от неприятия нематериальных активов к признанию их важными корпоративными активами – тенденция, характерная не только для зарубежной, но и российской экономики. Специалисты признают, что нематериальные активы компаний становятся все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда можно отразить с помощью бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько здания, оборудование, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав и других подобных активов, не имеющих материального воплощения. К примеру, рыночная стоимость компании “Майкрософт” на 25 июля 1996 г. составляла 70,9 млрд. долл., несмотря на то, что, по данным балансового отчета, стоимость ее чистых активов – 5,7 млрд. долл.[2]

Говоря о соотношении стоимости материальных и нематериальных активов предприятий, можно привести в качестве примера и санкт-петербургскую компанию “ЛОМО”. Стоимость ее материальных активов составляет 310 млн. руб., в то время как стоимость товарного знака “ЛОМО” – 150 млн. руб.[3]

Интересны данные о самых дорогих брэндах, которые уже второй год публикует консалтинговая фирма “Интербрэнд”[4].

Место 2000 г./1999 г. Брэнд Стоимость 2000 г. /1999 г.,
млрд. долл.
Изменения, %
1/1 Coca-Cola 72,5/83,8 -13
2/2 Microsoft 70,2/56,7 +24
3/3 IBM 53,2/43,8 +21
4/7 Intel 39,0/30,0 +30
5/11 Nokia 38,5/20,7 +86
6/4 General Electric 38,1/33,5 +14
7/5 Ford 36,4/33,2 +10

К сожалению, изобретения, товарные знаки, ноу-хау относятся к тем активам предприятия, которыми зачастую пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Возможно, это связано с тем, что доход от использования этих неосязаемых активов трудно выделить из общего дохода, а их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Несмотря на это стратегия управления нематериальными активами становится одной из главных составляющих маркетинговой политики фирм.

В управлении интеллектуальной собственностью различают пять основных видов стратегии[5].

Стратегия “щита” предусматривает защиту от конкурентов с помощью получения монопольных прав на новую продукцию на период выведения ее на рынок.

Стратегия “меча” предусматривает контроль рынка и преследование нарушителей интеллектуальной собственности. Как известно, доходы от использования результатов НИР значительно снижаются в случае их незаконного использования конкурентами. Поэтому интеллектуальная собственность стала использоваться в конкурентной борьбе не только в качестве оборонного, но и наступательного оружия. Такая стратегия позволяет частично компенсировать затраты на НИР и возместить упущенную выгоду. Так, урегулирование предъявленных исков помогло фирме “Тексас инструментс” (США) в 1991 г. получить поступления в сумме 256 млн. долл. Общий доход этой фирмы за 1986 – 1993 гг. от использования интеллектуальной собственности составил 1,2 млрд. долл.[6]

Стратегия формирования уставного капитала предприятия направлена на высвобождение денежных средств за счет использования имущественных прав, а именно – прав на интеллектуальную собственность. Как известно, вкладом в имущество хозяйственного общества или товарищества могут быть любые имущественные права, которые можно оценить (в соответствии с п.1 ст. 66 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, уставный капитал может быть сформирован за счет интеллектуальной собственности, что дает возможность, не располагая материальными ресурсами, занять активную позицию на рынке.

Данная стратегия находит широкое применение в российской экономике. Зачастую вкладом в уставный капитал являются права на изобретения, полезные модели, товарные знаки, произведения литературы, науки и т.д. Одним из наиболее распространенных видов нематериальных активов, вносимых в качестве вклада в уставный капитал, до последнего времени были ноу-хау. Однако многочисленные споры с налоговой инспекцией по поводу этого объекта, а также введение в действие с 1 января 2001 г. Положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2000), в котором ноу-хау не числится в качестве нематериальных активов, дают основания предполагать некоторый спад интереса к данному объекту.

Стратегия создания рекламного имиджа направлена на получение правовой защиты на объекты интеллектуальной собственности с целью повышения доверия потребителей и привлечение за счет этого дополнительных доходов. Если в рамках стратегий “меча” или “щита” патентование “слабых” изобретений, которые можно легко обойти, либо технологий, использование которых невозможно или сложно проконтролировать, является нецелесообразным, то с позиций стратегии создания рекламного имиджа патентование вышеупомянутых объектов представляется вполне оправданным. Патенты в данном случае являются для потребителей своеобразной гарантией качества товара и стимулом к его приобретению, что в итоге приводит к дополнительным доходам фирмы.

Стратегия оптимизации финансово-хозяйственной деятельности направлена на:
   снижение налога на прибыль в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов;
   экономию отчислений на зарплату при оплате труда через авторское вознаграждение за создание объектов интеллектуальной собственности;
   экономию подоходного налога физических лиц (владельцев объектов интеллектуальной собственности).

Снижение налога на прибыль при использовании нематериальных активов при одновременном формировании амортизационных фондов связано с возможностью предприятий самостоятельно устанавливать сроки амортизации в пределах от одного года до 20 лет. Стоимость нематериальных активов при постановке на учет определяется по величине затрат при их создании или приобретении и расходов, необходимых для доведения до состояния, пригодного к использованию. Кроме того, затраты, связанные с выплатой вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения, а также за содействие изобретательству относятся к прочим затратам и не включаются в фонд заработной платы. Следовательно, нет и отчислений во внебюджетные фонды на социальные нужды.

В соответствии с п. 3 ст. 221 Налогового кодекса РФ (часть вторая) авторы изобретений, промышленных образцов, научных трудов и разработок, программ для ЭВМ, получающие авторское вознаграждение, имеют профессиональную льготу в сумме фактически произведенных документально подтвержденных расходов. Если они не могут быть подтверждены документально или подтверждаются не полностью, то учитываются по нормативам, исходя из которых авторы имеют право вывести из-под налогообложения 20 % от начисленного дохода за литературные произведения (программы для ЭВМ) и до 30 % от вознаграждения, полученного за первые два года использования открытия, изобретения и промышленного образца.

Все физические лица, передающие принадлежащие им права на интеллектуальную собственность, наряду с вышеперечисленными льготами могут воспользоваться имущественным налоговым вычетом по подоходному налогу, предусмотренным подпунктом 1) п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, на сумму, полученную от продажи имущества, находившегося в собственности не менее трех лет, и не превышающую 125 тыс. руб.

Управление нематериальными активами начинает играть значительную роль в маркетинговой политике фирм. Главными задачами управления нематериальными активами являются, с одной стороны, выявление, учет и правильное юридическое оформление таких объектов, а с другой, введение в хозяйственный оборот и их коммерческое использование. Решение этих задач требует опытных кадров. И не за горами время, когда в штатном расписании российских фирм появятся должности менеджера интеллектуальной собственности и службы управления интеллектуальными ресурсами.


[1] Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. Серия “Высшее образование”. С. 129.
[2] Glenn DeSouza. Royalty methods for intellectual property. ABI/INFORM National Association of Business Economists 1997. Business Economics. 1997.
[3] Саворский Ф., Фалькевич Ю. Неосязаемая ценность. Ведомости. 2000. 1 ноября.
[4] Financial Times. New York. 2000. July 18.
[5] Екаев В.А., Зинов В.Г. Интеллектуальная собственность в стратегии управления инновационным проектом//Сб.: Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг. М.: Зело, 1997.
[6] Bao Tran. IP law aspects in strategic planning. ABI/INFORM Euromoney, Ltd. 1995. Managing Intellectual Property. 1995. March.