Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Наименованиям мест происхождения товаров – надежную охрану

В последние годы в Российской Федерации, как и во всем мире, растет интерес к правовой охране наименований мест происхождения товаров, являющихся частью географических указаний. Это объясняется тем, что наименования мест происхождения товаров предназначены для сопровождения уникальных, единственных в своем роде товаров (изделий), свойства которых обусловлены географической средой (включая природные условия и людские факторы) той местности, откуда они происходят.

Не вызывает сомнения, что такие широко известные в Российской Федерации обозначения, как “федоскино”, “жостово”, “палех”, “ростовская финифть”, “вологодские кружева”, “цимлянское игристое”, “павлово-посадские платки”, “костромской сыр” и другие, способны играть роль надежных продавцов, оказывая положительное психологическое воздействие на потребителей при принятии ими решений о выборе товара.

Регламентация отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием наименований мест происхождения товаров, впервые введена в России в 1992 г. законом “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”.

Заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров подаются с 1994 г. С того момента в патентное ведомство поступило более 250 заявок, осуществлено 50 регистраций, выдано более 70 свидетельств на право пользования наименованиями мест происхождения товаров. При этом в 1997 г. подано 25 заявок, в 1998 г. – 42, в 1999 г. – 32, в 2000 г. – 54 заявки.

Приведенные цифры могут показаться незначительными, особенно при сравнении с числом подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков: в 1999 г. – 28 тыс., в 2000 г. – 42 тыс., в 2001 г. ожидается более 50 тыс. заявок.

Но следует иметь в виду, что наименования мест происхождения товаров сопровождают товары, зачастую являющиеся объектами материальной и духовной культуры. Таких товаров мало. Это, в частности, подтверждается данными о регистрации этого объекта в соответствии с Лиссабонским соглашением о правовой охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации, действующим в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности. За 35 лет существования Соглашения (заключено в 1958 г., вступило в силу в 1966 г.) 19 стран (Россия в нем не участвует) поставили под охрану всего 830 наименований.

О значимости наименований мест происхождения товаров говорит и то обстоятельство, что многие страны, к примеру Франция, возводят работу по охране данного средства индивидуализации не только в собственной стране, но и в других странах, в ранг государственной политики. Во Франции, где наименования мест происхождения товаров охраняются с конца XIX века, есть специальный орган – национальный институт наименований мест происхождения товаров, занимающийся вместе с национальным институтом промышленной собственности (патентное ведомство Франции) комплексом вопросов, связанных с наименованиями мест происхождения товаров. Франция участвует в Мадридском соглашении о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах и Лиссабонском соглашении, а также заключила более двух десятков соглашений с другими странами по обеспечению охраны своих наименований мест происхождения товаров.

Причина, вызывающая интерес к этому объекту, лежит в самом его определении. Правовой феномен наименования места происхождения товаров заключается в том, что сопровождаемый им товар (изделие) всегда обладает особыми свойствами. Именно способность гарантировать наличие в товаре особых свойств, определяемых географической средой места его происхождения, приводит к тому, что этот объект зачастую подделывают, неправомерно используют.

Результатом этого негативного процесса становится “растворение”, превращение данного средства индивидуализации в так называемые видовые обозначения. Это происходит в результате подделок “под палех”, “под федоскино”, имитации “под хохлому”.

В настоящее время в нашей стране складывается механизм, способный обеспечивать надежную правовую охрану наименований мест происхождения товаров. Действующее законодательство, относящееся к регулированию правоотношений в этой области, включает Закон о товарных знаках, общие нормы гражданского, уголовного и административного законодательства, которые могут быть применены к данному средству индивидуализации, международно-правовые акты, участницей которых является Россия.

Кроме того, на базе Закона о товарных знаках разработаны и применяются Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара. На их основе патентное ведомство отрабатывает свою практику. Нельзя не отметить, что этот процесс идет непросто, иногда методом проб и ошибок. Во многом это объясняется “новизной” проблемы, отсутствием регистрационных систем в подавляющем большинстве стран и неразработанностью вопросов охраны наименований мест происхождения товаров в мире.

Известно, что системы охраны наименований мест происхождения товаров складывались постепенно и по-разному. При этом в одних странах (Франция и Италия) указанный объект охраняется на основе специальных декретов, в других (Германия) – законов о недобросовестной конкуренции, в третьих (США) – законов о товарных знаках (в качестве коллективных или сертификационных знаков) и т.д.

Кроме того, в этой области нет единой терминологии. Для рассматриваемого обозначения применяются такие термины, как “наименование места происхождения товара”, “квалифицированное указание происхождения”, “указание происхождения” и т.д.

Несмотря на названные обстоятельства Россия накапливает опыт в области регистрации и правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Этот опыт, а также необходимость адаптировать некоторые положения Закона о товарных знаках к меняющимся условиям хозяйствования, подготовительная работа по обеспечению участия России в заключенном в рамках сотрудничества стран СНГ Соглашении о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 г., а также в Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (в случае присоединения Российской Федерации к ВТО) поставили задачу внести в Закон ряд изменений, относящихся к наименованиям мест происхождения товаров.

Такие изменения отражены в проекте федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, который в настоящее время рассматривается в Государственной думе.

В законопроекте предусмотрены изменения к отдельным материальным нормам, реализация которых призвана увеличить число потенциальных заявителей, испрашивающих регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара, а также предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием.

Так, в определение наименования места происхождения товара включено требование об известности “вжитости” обозначения, представленное в законопроекте в следующей редакции: “Наименование места происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, ставшее известным в результате его использования...”.

Положение об “известности” предусмотрено в ст. 2 Лиссабонского соглашения, где, в частности, отмечается, что страной происхождения является страна, район или местность страны, название которых составляет наименование места происхождения товара, создавшее данному товару его известность.

О практическом значении упомянутого условия для регистрации наименований мест происхождения товаров свидетельствует то, что данный объект, как правило, связан с традиционным производством, получившим широкую известность за счет особых свойств товара. Такие свойства должны быть установленными, постоянными, возникшими и утвердившимися в сознании потребителя задолго до подачи заявки изготовителем товара. Иначе можно сказать, что наименование места происхождения товара всегда сопровождает товар, особенности которого сформировались в течение длительного времени, за которое в полной мере смогли проявиться природные условия и/или людские факторы.

Представляется, что наименования мест происхождения товаров “вологодские кружева”, “казаковская филигрань”, “палех”, “мстера”, “дымковская игрушка” и другие являются “вжитыми”. Их известность – результат длительного сопровождения уникальных изделий из соответствующего географического объекта.

Примером “вжитости” обозначения, которое могло бы охраняться в качестве наименования места происхождения товара служит обозначение “дымковская игрушка”. Этому изделию уже более 300 лет. Упоминание об этой игрушке содержится в одном из первых календарей Вятской губернии, где, в частности, говорится о традициях, связанных с ее изготовлением. По осени мастера глиняной игрушки заготавливают глину, всю зиму она лежит у колодцев, пропитываясь водой и закаляясь морозами. Ранней весной начинается подготовка к весенней ярмарке – “свистунье”. Появление этой игрушки связано со старинными обрядами, атрибутами праздника весны и солнца. Фигурки животных, птиц, людей обязательно свистят. Свист отпугивает злых духов. Элементарные декоративные росписи в виде кругов, квадратов, зигзагов, украшающие скульптурки, – символы Солнца-Ярилы.

Включение в законопроект положения об известности (“о вжитости”) поможет правильно сориентировать изготовителя, испрашивающего правовую охрану наименования места происхождения товара, даст ему возможность проникнуть в существо объекта, а это, в свою очередь, позволит сократить переписку патентного ведомства с заявителем, призванную разъяснять специфику рассматриваемого средства индивидуализации.

На увеличение числа заявителей направлено уточнение положений, содержащихся в определении наименования места происхождения товара. Как известно, п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках установлено, что наименование места происхождения товара – это название географического объекта. Поскольку в подавляющем большинстве случаев “вжитым” является не само название, а производное от него (ростовская финифть”, “абрамцевско-кудринская резьба по дереву”, “каслинское литье” и т.д.), возникла необходимость отразить это в законопроекте.

Некоторые изменения, внесенные в Закон, должны способствовать объективному указанию в заявке границ географического объекта.

Суть проблемы состоит в том, что многие компетентные органы, чьи заключения об особых свойствах товаров и нахождении заявителя должны быть приложены к заявкам, сводят указывание границ географического объекта к адресу заявителя. Можно предположить, что причина такого определения границ кроется в непонимании стоящей перед ними задачи. Возможно, что ошибка допускается по вине заявителя, который искусственно пытается сузить территорию, лишая своих конкурентов, находящихся в одном и том же географическом объекте, права на использование известных обозначений, зарегистрированных в качестве наименований мест происхождения товаров.

К примеру, нельзя исключать того, что не только г.Оренбург и его окрестности, но и вся Оренбургская область может быть территорией географического объекта, природные условия и людские факторы которого способны определять особые свойства оренбургского пухового платка.

Представляется, что проблема может в значительной степени решаться благодаря замене содержащегося в Законе о товарных знаках положения о том, что заявитель должен находиться в “указанном географическом объекте” на положение о нахождении заявителя “в границах указанного географического объекта”. Внесенное в законопроект уточнение позволит компетентным органам оценивать природные условия и людские факторы той или иной территории, которые способны определять особые свойства товара (товар при этом может изготавливаться одним или многими производителями), и с максимальной точностью очерчивать границы этой территории. Упомянутая новация, несомненно, облегчит решение задачи, стоящей перед изготовителями, стремящимися получить право пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара.

Достижению этой же цели служит и другое изменение, вносимое в Закон, относящееся к описанию особых свойств товара, изготавливаемого вторым и последующими заявителями, когда свойства товара уже зафиксированы при регистрации наименования места происхождения товара на основе заключения компетентного органа, приложенного к первой заявке.

Исследование вопроса, касающегося описания особых свойств товаров, сопровождаемых одним и тем же обозначением, но изготавливаемых разными производителями, позволяет сделать вывод о невозможности их полного совпадения.

В случаях, когда эти свойства определяются в основном людскими факторами, каждый человек (а если иметь в виду предприятия народных художественных промыслов, то там работают иногда заслуженные и даже народные художники) привносит в изделие в процессе творчества что-то свое, сугубо индивидуальное. Когда же особые свойства товара определяются в основном природными условиями, ситуация еще более сложная.

Возьмем, к примеру, такой товар, как минеральная вода. Рассмотрение заявок показывает, что даже вода, известная под одним названием, добываемая из источников (скважин), находящихся друг от друга на близком расстоянии, не всегда является по своим особым свойствам идентичной. При описании ее особых свойств оцениваются, в частности, органические и органолептические свойства (вкус, цвет, запах), газовый ионный и бальнеологический состав, минерализация воды и входящие в нее микроэлементы. Указанные свойства зависят от многих условий: водоносного горизонта скважины, особенностей формирования ионного состава (гидродинамические и гидрохимические условия), залегания пластов земли и т.д.

Изложенное выше позволяет отрицательно ответить на вопрос: всегда ли особые свойства товара, изготавливаемого лицом, подающим заявку на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, полностью совпадают с особыми свойствами товара, изготавливаемого лицом, зарегистрировавшим это наименование?

Сделав такой вывод, Роспатент принципиально уточнил имевшуюся в Законе формулировку, предусмотрев возможность предоставления права пользования зарегистрированным наименованием места происхождения товара лицу, выпускающему товар, если не все, а основные свойства этого товара являются теми же, что и свойства, указанные при регистрации наименования.

В находящийся на рассмотрении Государственной думы законопроект также включены положения, направленные на более полную защиту интересов заявителей, предусматривающие совершенствование процедуры рассмотрения заявок, сокращение сроков выдачи охранных документов, незамедлительную публикацию сведений о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара, введение процедуры пересмотра патентным ведомством решений экспертизы, возможность отмены признания заявки отозванной, исправление ведомством технических ошибок.

Законопроект существенно развивает нормы, повышающие надежность предоставляемой наименованиям мест происхождения товаров охраны и, соответственно, прав обладателей свидетельств. В частности, это достигается за счет уточнения положений, позволяющих оспаривать правомерность регистрации наименования места происхождения товара и свидетельства на право пользование этим объектом, а также регламентации оснований для прекращения действия регистрации наименования места происхождения товара и свидетельства на право пользования данным средством индивидуализации.

В законопроекте предусмотрены и другие изменения, в которых заинтересованы заявители и обладатели права на пользование наименованием места происхождения товара. Речь, в частности, может идти о норме, касающейся требований, предъявляемых к регистрации обозначений в качестве товарных знаков (ст. 6 Закона о товарных знаках). В нее внесено положение, содержащееся в Соглашении ТРИПС, запрещающее регистрировать обозначения, представляющие собой или содержащие указания на место происхождения вин или крепких спиртных напитков, если такие обозначения, предназначенные для упомянутых товаров, не происходят из указанных мест.

Наряду с рассмотренными выше изменениями, которые вносятся в действующий Закон, предусмотрены и другие новации, направленные на обеспечение надежной правовой охраны наименований мест происхождения товаров.

В частности, из Закона (ст. 38) исключается положение о публикации в официальном бюллетене патентного ведомства сведений, содержащих описание особых свойств товара. Это связано с тем, что они могут быть использованы для изготовления подделок под товары, обладающие особыми свойствами.

Законопроект проявляет формы предупредительной маркировки в виде словесного обозначения “зарегистрированное наименование места происхождения товара” или “Рег. НМПТ”. Указанная маркировка, как известно, может проставляться рядом с наименованием места происхождения товара, свидетельствуя о том, что применяемое обозначение является таковым и зарегистрировано в Российской Федерации.

Принимая во внимание, что наименование места происхождения товара всегда гарантирует наличие в товаре особых свойств, использование предупредительной маркировки может быть важным средством привлечения внимания потребителей к товару, способствуя его успешной реализации. Кроме того, предупредительная маркировка призвана сигнализировать “нецивилизованным” изготовителям, что в случае применения наименования места происхождения товара для них могут наступить предусмотренные законодательством негативные последствия.

Повышению надежности правовой охраны служат дополнения, внесенные в законопроект, согласно которым в случае незаконного использования наименования места происхождения товара могут быть применены меры административной ответственности, наряду с мерами гражданской и уголовной ответственности, предусмотренными ст. 46 Закона.

В проект также включено положение, позволяющее изымать товар из хозяйственного оборота в случае невозможности удалить с него незаконно используемое наименование места происхождения товара или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

Перечень лиц, правомочных ставить вопрос о незаконном использовании наименования места происхождения товара, помимо обладателя свидетельства, общественной организации или прокурора, дополняется государственными органами. Указанное обстоятельство свидетельствует о заинтересованности в охране этого объекта общества и государства в целом.

Внесение изменений и дополнений в Закон РФ о товарных знаках, разработка на его основе нормативных и методических документов дадут новый импульс для дальнейшего развития практики в области регистрации и правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Это представляется весьма важным в свете происходящих во всем мире интеграционных процессов, широкого обмена товарами, развития конкуренции, которые не мыслимы без участия в них средств индивидуализации, одно из которых – наименование места происхождения товара.