Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Управление изобретательской деятельностью: Патентная стратегия предприятия

Григорьев Ю.В. - Доцент кафедры «Управление инновациями» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства

Перечислены основные приёмы конкурентной борьбы, основанные на использовании возможностей, предоставляемых институтом интеллектуальной собственности, в частности патентного права. Для защиты предприятия и ограничения конкуренции предложено разрабатывать Стратегии, основанные на использовании патентного права: для предприятия в целом – Патентную Стратегию Предприятия, а для каждого вновь создаваемого продукта – Стратегию защиты продукта. Даны подробные указания по разработке этих документов, и режиму обращения с ними.

Пока вы бежите, конкуренты покусывают
вас сзади; но если вы остановитесь, они
вас сожрут.
У. Кнудсен

Конкурентная борьба ведётся многими методами. Сильной стороной конкурентной борьбы с использованием возможностей, предоставляемых институтом интеллектуальной собственности, в частности патентного права, является то, что она опирается на технические решения. На эти решения не распространяются никакие законодательные ограничения, за исключением относящихся к безопасности и экологии. Никто никому не запрещает изобрести, разработать и производить продукт, лучший, чем у конкурента. Или производить стандартный продукт с помощью более эффективной технологии. Если твой продукт не пользуется спросом из-за того, что его показатели качества хуже, чем у конкурентов, виновного долго искать не придётся – посмотри в зеркало. Нет никаких ограничений или запретов на подачу патентных заявок и получение патентов, но зато возможности, предоставляемые патентами очень велики – от дезинформации или отпугивания конкурентов до громадных штрафов или даже полной остановки производственной деятельности конкурентов.

Большинство управленческих, организационных решений, методы рекламы исключительных прав не предоставляют и потому, даже если они эффективны, преимущество перед конкурентами оказывается недолговечным. После первого же применения они становятся общеизвестными, а механизма, позволяющего запретить их использование другими, в обществе не существует.

1. Недобросовестная конкуренция

Федеральный закон № 135 ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» в статье 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию» даёт понятие о том, какие действия относятся к запрещённой недобросовестной конкуренции:

«1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
   1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
   2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
   3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
   4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
   5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг».

Сказанное не означает запрета на ведение конкурентной борьбы как таковой и, в частности, с использованием возможностей патентного права. Инновационная научно-техническая деятельность предоставляет много законных возможностей для получения преимущества в конкурентной борьбе.

Конечной целью этой деятельности является извлечение прибыли, то есть денежный интерес. Всякого рода разговоры о благородстве, джентльменской игре, соблюдении устных договорённостей и прочих нравственно-этических моментах, без которых невозможно существование ни государства, ни общества, применительно к деятельности, основанной на денежных отношениях, бессмысленны. На практике считается допустимым всё, что прямо не запрещено законом. В этом отношении инновационная деятельность отчасти сродни политической.

Некоторым сдерживающим фактором являются принятые в обществе нормы приличия, нравственные принципы, - то, что называется общественной моралью. Но по мере развития и детализации законодательной базы и освоения её в правоприменительной практике роль моральных норм в регулировании общественных отношений неизбежно падает. С точки зрения морали, нельзя захватывать не принадлежащее тебе предприятие и увольнять его сотрудников. А с точки зрения закона, как об этом свидетельствуют многочисленные судебные решения, - можно. На каждого свидетеля, судью, эксперта находятся свои свидетели, адвокаты, эксперты.

2. Приёмы патентной борьбы

…следовать велениям «истинной справедливости»
в эпоху угнетения и всеобщей низости – значит
роковым образом обречь себя в жертву…
Ромен Роллан

Ниже приводятся примеры вполне законных приёмов патентной борьбы. За применение некоторых из них в приличном обществе немедленно вывели бы за дверь.

1. В патентном праве строго соблюдается принцип приоритета: патент выдаётся тому, кто раньше подал заявку на изобретение. Но вопрос о том, мог ли автор с его личными возможностями создать изобретение, в России задавать запрещено. Если кто-то считает, что изобретение у него украли, он должен доказать факт кражи, как умышленного противозаконного присвоения. Примечательно, что в США закон защищает интересы истинных авторов, если они позаботились о подтверждённых свидетелями доказательствах своей работы над изобретением, например, вели рабочий журнал, записи в котором периодически заверялись, по меньшей мере, двумя незаинтересованными свидетелями. При подаче заявки на выдачу патента автор подписывает документ, в котором утверждает, что он считает, что является подлинным и единственным автором изобретения.

2. Если автор в доверительной беседе с предполагаемым инвестором раскрыл ему существо или даже идею ещё не заявленного изобретения, – а толковому инженеру подробных объяснений не нужно, – инвестор может немедленно подать заявку от своего имени, а автору, ссылаясь на занятость, предложить зайти через пару месяцев. И это будет вполне законно, при условии, что между автором и инвестором не было заключено соглашение о конфиденциальности. Более того, если принимающие изобретателя должностные лица по своему положению имеют хоть какие-то моральные обязательства, то специалисты или эксперты, обычно приглашаемые на такого рода беседы, таких обязательств уж точно не имеют.

3. Если предприятие поставило опытную партию нового продукта ограниченному кругу лиц, и кто-то из расторопных покупателей, изучив законное приобретение, усмотрел возможность патентования и запатентовал этот продукт или его составную часть, предприятию останется либо платить пронырам за использование фактически своего же изобретения, либо на основе права преждепользования удовольствоваться выпуском продукта в объёме опытной партии. Арбитражный суд, скорее всего, вынесет решение, в котором будет сказано, что истинный изобретатель имел, но не использовал все возможности для своевременного закрепления своих прав на изобретение.

4. Зарубежные производители могут добросовестно приобрести запатентованный в нашей, но не их, стране продукт, изучить его, разобрать, раздеталировать, поставить на производство и благополучно, вполне законно торговать им во всех странах, где этот продукт не запатентован.

5. Можно добросовестным образом раскрыть секреты производства конкурента, включая незапатентованные изобретения, и использовать их в собственном производстве, либо запатентовать их. Получить патент гораздо проще, чем конкуренту потом доказать своё право преждепользования. Либо, если интереса в их использовании нет, можно обнародовать их, ужесточив тем самым для него конкурентную обстановку. Секреты производства могут использоваться кем угодно, если они были раскрыты без нарушения закона.

6. Располагая свободными специалистами можно развернуть работы по созданию и патентованию решений, не имеющих отношения к основному профилю предприятия, но зато способных стать помехой для других, специализированных на соответствующем виде продукции, предприятий. При этом следует постараться укусить побольнее, чтобы вынудить к приобретению лицензии. Такие действия называются патентным огораживанием. Создание огораживающих изобретений является хорошей практикой для молодых специалистов. Последствия ошибок при составлении патентной формулы таких изобретений не столь тяжелы, как в случае, когда патент должен защищать свой продукт.

7. Распространение ложных сведений, порочащих продукцию конкурентов, отнесено к недобросовестной конкуренции и запрещено законом. Но вполне законно измышлять и распространять заведомо ложные сведения о перспективах того или иного направления в технике, о якобы полученных результатах, о направлении разработок предприятия.

8. Можно вести интенсивную научно-техническую разведку против конкурентов и на основе собранных данных вести опережающие разработки и патентование. Засылка шпионов, взлом сейфов или компьютерных сетей незаконны, однако никто не запрещал такой эффективный приём, как сбор разведданных в пивной напротив проходной конкурента.

Несмотря на значительные успехи в построении правового государства, в русском обществе ещё сохраняются определённые моральные нормы, которые правящий класс называет «понятиями». Возмущение отходом от этих норм может привести к очень серьёзным последствиям для нарушителя (вспомните, почему Дубровский стал разбойником), тогда как проигрыш в честной игре возмущения обычно не вызывает. Об этом следует помнить, выбирая допустимые для себя приёмы патентной борьбы. Следует также помнить, что вышеперечисленные, а также ещё более подлые, приёмы могут быть в любой момент применены к предприятию извне.

3. Патентная Стратегия предприятия

…преимущества сознательно разрабатываемой
стратегии стоят тех усилий, которые требует
такая разработка.
Эдмунт Лернет

3.1. Существо Патентной Стратегии как документа

Патентной Стратегией предприятия (далее: ПСП) называется документ, в котором намечаются наиболее важные и долгосрочные, стратегические, задачи и действия руководства предприятия по достижению победы в конкурентной борьбе методами и средствами, предоставляемыми патентным правом, или, шире, системой прав на результаты интеллектуальной деятельности. Документ должен состоять из следующих разделов:
   1. Анализ конкурентной обстановки.
   2. Анализ ситуации с патентными нападениями.
   3. Анализ деятельности поставщиков материалов, комплектующих и услуг.
   4. Анализ состояния дел с изобретательской деятельностью предприятия.
   5. Перечень неотложных задач, вытекающих из проведённого анализа и мероприятия по их решению.

ПСП является исключительно живым, подвижным, нестабильным документом. На её содержание могут оказать существенное влияние такие обычные, часто происходящие события, как появление новых патентов, внесение изменений в патентное, налоговое законодательство, в правила бухгалтерского учёта. Каждое из этих событий может потребовать более или менее радикального пересмотра стратегии.

Поэтому, используя терминологию компьютерной техники, архитектура ПСП должна быть открытой, то есть позволять вносить существенные изменения без разрушения общей композиции. Эта же специфика требует краткости, обозримости документа. В нём нет места: общим фразам, лозунгам, пересказу положений патентного законодательства.

Если какие-то вопросы на момент составления ПСП остаются неясными, то на это так и следует указать, не забыв включить их прояснение в перечень неотложных задач.

Поскольку документ требует непрерывного обновления и поддержания, для его ведения следует выделить ответственного специалиста. Внесение изменений должно происходить оперативно, без излишних согласований, чреватых волокитой, но каждое изменение должно регистрироваться и о нём должны оповещаться те, кому положено об этом знать. Наиболее подходящей является давно отработанная и потому достаточно совершенная система внесения изменений в текстовые конструкторские документы.

ПСП разрабатывает руководитель предприятия, привлекая при необходимости, но, не раскрывая лишних подробностей, сотрудников патентного отдела, отделов маркетинга, режима, снабжения. Разработка значительно облегчается, если ей предшествовало проведение патентных исследований по тематике продукции предприятия в полном объёме п. 5.1 ГОСТ 05.011-96. Собственно, с таких исследований и должна начинаться разработка ПСП.

О факте составления и наличии такой стратегии не должен знать никто, кроме руководителя предприятия, специалиста, ведущего ПСП и, возможно, начальника патентного отдела. Задания на решение необходимых для осуществления ПСП конкретных задач должны выдаваться исполнителям как текущие рабочие задания, без упоминания об их связи с ПСП.

На учёт как объект коммерческой тайны Стратегия не ставится, так как ознакомление с нею других лиц не предполагается. Возможные участники обсуждений документа читают его, но собственных копий не имеют. Подлинник документа и его компьютерный файл должны храниться в личной опечатанной папке руководителя разработки в отделе режима.

3.2. Комментарии к содержанию разделов

3.2.1. Анализ конкурентной обстановки

В этом разделе должны быть отражены следующие вопросы:
    1. Предприятия-конкуренты, область деятельности, в которой они представляют опасность, оценка этой опасности. Если в сферу деятельности предприятия входит несколько достаточно разнородных направлений, то анализ проводится по каждому из направлений в отдельности.
    2. Все доступные сведения о конкурентах, тем или иным образом относящиеся к патентной борьбе. Эти сведения условно можно подразделить на две категории: добываемые посредством патентных исследований и добываемые любыми прочими методами, включая и нелегальные.

Методика патентных исследований давно и хорошо освоена, имеется много пособий, специалисты-патентоведы этот вопрос изучают в обязательном порядке. Сюда входят: динамика и тематика патентования, приобретаемые и предоставляемые лицензии, общий уровень техники в рассматриваемой области и место конкурента в ней, изобретательская активность, ведущие изобретатели, судебные споры по вопросам интеллектуальной собственности и их результаты, имена юристов, обслуживающих эти предприятия.

К сведениям, добываемым прочими методами относятся: склонность к промышленному шпионажу, патентному шантажу или давлению, способность противостоять этим действиям, состояние изобретательской деятельности в целом, условия работы изобретателей, исследовательская база, возможности опытного производства, соисполнители, бюджет НИОКР, процент используемых изобретений по отношению к общему объёму патентов и т. п.

В случае приобретения конкурентом нового эффективного оборудования, создающего риск отрыва, следует обсудить, можно ли ликвидировать этот отрыв чисто техническими методами, разработкой новых неочевидных решений именно в направлении достижения тех преимуществ, которые получит конкурент от нового оборудования. Если такая возможность существует, пусть даже на уровне предположения, то задача ликвидации этого отрыва должна быть поставлена перед изобретателями предприятия и включена в план мероприятий ПСП.

3. По результатам анализа должны быть выделены наиболее угрожаемые направления, со стороны которых следует ожидать либо патентного нападения, либо патентного огораживания. Степень угрозы тем выше, чем активнее изобретательская деятельность конкурента и чем ниже готовность предприятия противодействовать конкуренту именно на этом направлении.

4. Результатом анализа конкурентной обстановки должен явиться перечень мероприятий, позволяющих, с одной стороны, ухудшить обстановку для конкурентов, а с другой – не дать им сделать этого по отношению к предприятию. Указанные мероприятия не сводятся только к патентной борьбе. Тем не менее, разработка ПСП является наиболее подходящим моментом для их планирования.

3.2.2. Анализ ситуации с патентными нападениями

В России опасения патентных нападений стали одной из ведущих причин занятий изобретательской деятельностью, порой оттесняя на второй план стремление повышения эффективности производства за счёт разработки и использования новых технических решений.

Выражение «патентные нападения» следует понимать шире, чем только нападения связанные с нарушением чужих патентных прав. Сюда же относятся и нападения, связанные с фактическим или спровоцированным нарушением чужих авторских прав, прав на средства индивидуализации. Сюда же следует отнести и патентное огораживание, проводимое не конкурентами, а патентными вымогателями. Велика вероятность того, что среди таких вымогателей окажутся исполнители по хоздоговорным работам, дочерние и зависимые предприятия, сотрудники, оформляющие на себя патентные права, пользуясь осведомлённостью о перспективности и существе направлений разработок.

Патентные нападения всегда неожиданны. Даже если удаётся выиграть дело, это обходится дорого. Поэтому главное внимание следует уделить профилактике, предотвращению патентных нападений.

Правильно построенная патентная стратегия предприятия должна в зародыше исключать любую возможность нападения, поддержанного судом. Профессиональные патентные рэкетиры размышляют о своих происках гораздо больше, чем занятые делом изобретатели и руководители-промышленники о защите от них. Поэтому защитой предприятий должны заниматься также профессионалы.

Должны быть выявлены юридические и физические лица, юристы занятые этим видом промысла в тех направлениях, которые касаются деятельности предприятия. Следует изучить методы их действий, выявить изобретателей, способствующих их деятельности путём патентования изобретений, специально предназначенных для использования в качестве орудия патентного нападения. Сведения о заявках, относящихся к тематике предприятия должны выявляться сразу после публикации, существо заявок внимательно анализироваться, при малейшей возможности заявки должны быть квалифицированно опротестованы.

Основные мероприятия и задачи борьбы с патентными нападениями являются общими для всех видов предприятий, но у каждого предприятия есть и своя специфика, которая должна быть выявлена, обозначена и использована при составлении плана мероприятий. Главные мероприятия – предотвращение нарушений чужих патентных и авторских прав, противодействие научно-технической разведке патентных вымогателей, выявление и нейтрализация предателей среди собственных сотрудников. Под предательством подразумеваются три основные формы деятельности: работа на конкурентов, работа на патентных вымогателей и работа на себя, основанная на использовании знаний и технических ресурсов предприятия для последующего обращения полученных результатов исключительно в свою пользу.

Здесь же должны быть намечены меры по реагированию на патентные нападения. Технические меры состоят в уходе из-под действия чужой патентной формулы, оперативной разработке встречных изобретений, экспертизе и опровержении технической стороны претензий нападающих. Юридические меры заключаются в отстаивании интересов предприятия в суде, в юридической экспертизе претензий нападающих, поиске возможностей и подготовке встречных исков.

В случае патентного нападения реакция предприятия должна быть мгновенной, энергичной и эффективной. Состав участников оборонительных действий и сами действия должны быть определены заранее. Все должны знать, что работы, связанные с отражением патентных нападений производятся вне очереди. В ПСП не место для детальных инструкций, но их разработка должна быть в ней предусмотрена, запланирована.

3.2.3. Анализ деятельности поставщиков

ПСП должна содержать анализ деятельности поставщиков, в первую очередь монопольных и намечать меры по сдерживанию роста цен на их услуги.

Сторонние организации, обеспечивающие деятельность основного производства, такие как поставщики материалов, запасных частей, комплектующих, услуг, топлива, энергии требуют такого же внимания как конкуренты. Их возможности по нанесению экономического ущерба нисколько не меньше. Хотя они не заинтересованы в полном уничтожении предприятия, оставлять ему лишнего они тоже не станут, и при невнимательном построении отношений с поставщиками вся прибыль осядет в их карманах.

Лучшим способом сдерживания аппетитов поставщиков является патентное ограничение их деятельности. Лучшим, потому что не существует никаких препятствий патентованию. При надлежащей организации изобретательской деятельности удаётся направить активность своих специалистов и на тематику поставщиков, вынудив их тем самым приобретать лицензии или ограничить тенденции к росту цен на свои услуги и продукцию. Появление пусть даже слабых патентов, относящихся к деятельности поставщиков, намекает, что без них собираются обойтись. Это вполне может заставить их поумерить свои аппетиты по отношению к фирме-патентообладателю.

3.2.4. Анализ изобретательской деятельности на предприятии

Изобретательская деятельность предприятия должна обеспечивать:
   - выявление изобретательских задач, решение которых необходимо предприятию. Сюда входят производственные задачи, задачи конкурентной борьбы и сдерживания роста цен на услуги поставщиков;
   - решение изобретательских задач на патентоспособном уровне;
   - получение охранных документов, поддержание их в силе, лицензионная деятельность;
   - внедрение изобретений, то есть доведение их до использования, приносящего доход;
   - защита своих патентов, нейтрализация чужих.

Должна быть дана оценка состояния дел по каждой из этих позиций, в случае неудовлетворительного состояния намечены меры по выправлению положения.

Неизбежным, или дежурным является вопрос о повышении изобретательской активности. Изобретений не может быть слишком много, их всегда не хватает. Поэтому те или иные меры по увеличению изобретательской активности всегда должны присутствовать в ПСП.

Решение изобретательских задач может быть эффективным только при удовлетворительной работе самих изобретателей, конструкторских подразделений, опытного производства, службы снабжения, испытательных полигонов и стендов. Поэтому в ПСП должна быть дана оценка состояния дел с этими службами и намечены неотложные мероприятия по укреплению слабых звеньев.

Работа служб, выполняющих чётко определённые, рутинные задачи регистрации и подачи заявок, получения, учёта и хранения охранных документов, подготовки лицензионных договоров, оценки экономического эффекта и выплаты вознаграждений, оценки объектов интеллектуальной собственности и постановки их на бухгалтерский учёт, – эта работа должна быть организована раз и навсегда. Задача управления состоит в контроле над деятельностью этих служб и устранению выявляемых недостатков.

В ПСП должна быть дана оценка деятельности указанных служб, отмечены недостатки и предусмотрены неотложные мероприятия по их устранению.

Здесь же следует рассмотреть и кадровый вопрос. Общая для всех проблема старения кадров является следствием плохого управления, так как тот факт, что люди стареют и теряют работоспособность, никак не может считаться новым. Следует наметить задачи повышения квалификации действующих кадров и подготовки смены. Патентными специалистами, результативными изобретателями становятся спустя много лет после начала работы и потому их надо готовить заранее и с запасом.

3.2.5. Неотложные задачи и мероприятия по их решению

Из соображений обозримости перечень неотложных задач, вытекающих из всего рассмотренного, должен быть составлен в очень кратких выражениях. Число позиций плана может быть очень большим, но содержание каждой из них должно быть сжатым. Детализация должна последовать в документах, развивающих ПСП. Первоочерёдной разработке подлежат следующие документы:
   - полномасштабный отчёт о патентных исследованиях по всем видам продукции предприятия и, возможно, ключевых поставщиков;
   - Положение об изобретательской деятельности на предприятии;
   - Положение о вознаграждении за изобретательскую деятельность;
   - Инструкция о неотложных действиях при предъявлении претензий о нарушении интеллектуальных прав других лиц.

4. Стратегия защиты продукта

По каждому новому продукту в ходе его разработки, предпочтительно в самом начале, должен быть составлена Стратегия, или программа его защиты техническими и правовыми методами. Стратегия должна включать:
   - анализ и прогноз конкурентной обстановки в отношении аналогов, представленных на рынке;
   - перечень сведений, которые желательно добыть научно-технической разведке своего предприятия;
   - результаты анализа технической сущности и технологии изготовления изделия, позволяющие спланировать технические меры по его защите;
   - указание ключевых узлов и элементов изделия, подлежащих разработке на изобретательском уровне и патентованию;
   - требования к разработке технических мер, позволяющих выявлять несанкционированное копирование, а также определять фактический объём производства (если предполагается продажа лицензий);
   - предложения по выбору оптимальных форм правовой защиты изделия;
   - предложения по выбору не охраняемых патентным правом форм защиты изделия;
   - анализ отношений с поставщиками материалов, комплектующих и оборудования для изготовления изделия;
   - анализ возможности использования отношений с поставщиками как средства для ограничения конкуренции;
   - анализ отношений с субподрядчиками, анализ их отношений с конкурентами, меры по обеспечению конфиденциальности;
   - анализ возможности ограничения методами патентного права использования конкурентами своих поставщиков и субподрядчиков;
   - анализ целесообразности работы над промышленным дизайном изделия;
   - предполагаемую стратегию выхода на рынок, оптимальную с точки зрения предотвращения копирования;
   - меры по маскировке разработки;
   - меры по дезинформации научно-технической разведки конкурентов;
   - меры по сохранению коммерческой тайны;
   - список лиц, персонально ответственных за выполнение отдельных задач, вытекающих из Стратегии.

При заключении договоров на создание нового продукта заказчику рекомендуется включать разработку Стратегии защиты продукта в качестве одного из подэтапов работы.

Стратегию защиты продукта составляет руководитель разработки исполнителя, привлекая при необходимости, но, не раскрывая лишних подробностей, сотрудников патентного отдела, отделов маркетинга, режима, снабжения. Разработка Стратегии значительно облегчается, если ей предшествовало проведение патентных исследований в полном объёме п. 5.1 ГОСТ 05.011-96.

О содержании Стратегии не должен знать никто, кроме руководителя разработки, его начальства и заказчика. Число копий документа не должно превосходить двух экземпляров. Лучше, когда представитель заказчика знакомится с документом, подписывает акт о выполнении этапа, но на руки ничего не получает. Тогда хватит одного экземпляра.

При выдаче заданий сотрудникам руководитель разработки следует плану Стратегии, но их об этом не извещает.

На учёт как объект коммерческой тайны Стратегия не ставится, так как ознакомление с нею других лиц не предполагается. Начальство руководителя разработки только участвует в обсуждениях документа и читает его, но собственных копий не имеет. Подлинник документа и его компьютерный файл должны храниться в личной опечатанной папке руководителя разработки в отделе режима.