Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Управление изобретательской деятельностью: Интеллектуальные права

Григорьев Ю.В. - Доцент кафедры «Управление инновациями» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства

Правовое просвещение широких кругов лиц, вовлечённых в управление изобретательской деятельностью, затруднено непрерывными изменениями законодательства. В статье выделены наиболее общие свойства, специфичные для результатов интеллектуальной деятельности как для особого вида продукта, не зависящие от положений нормативных актов. Знание этих свойств помогает ориентироваться в постоянно изменяющемся законодательстве и позволяет избежать многих типичных ошибок управления. Комментарии даны с учётом положений вступившей в силу с 01.01.2008 Части четвёртой ГК РФ.

Когда множатся законы и указы, растут разбои
и грабежи.
Лао-Цзы

Результаты интеллектуальной деятельности

И политические и коммерческие рекламные
ролики длятся 30 секунд, но политик успевает
за это время наврать больше.
Максим Звонарёв

Всё, созданное только умом человека, называется результатами интеллектуальной деятельности (РИД), или интеллектуальными продуктами. Многие из них могут приносить доход при надлежащем использовании. Доходность зависит от достоинств конкретного РИД, от преимуществ, которые он предоставляет своему обладателю на конкурентном рынке и, в значительной степени, от качества управления его использованием. Изобретения составляют лишь небольшую долю от всех используемых РИД, и потому управление изобретательской деятельностью является только составной частью управления РИД.

Круг лиц, вовлечённых в управление РИД, непрерывно расширяется и включает в себя не только и уже не столько создателей этих результатов, сколько тех, кто своей деятельностью должен повышать доходность от использования РИД, защищать предприятие, вести конкурентную борьбу. Это и бухгалтеры, занятые учётом нематериальных активов, и руководители всех звеньев управления, и судьи, и сотрудники налоговых органов. Все они привыкли трактовать слова «имущество», «собственность» как нечто физически ощутимое, вещное и, следовательно, использовать в управлении РИД привычки и опыт, приобретённые при обращении с вещами.

Судьи, имеющие большой опыт рассмотрения дел о краже сотовых телефонов и о драках на коммунальной кухне, практически беспомощны при рассмотрении дел о нарушении патентных прав. Вследствие этого большинство решений судов первой инстанции подвергается повторному, причем неоднократному рассмотрению. Как деликатно выражаются юристы: «Текущая правоприменительная практика далека от идеальной».

Хозяйствующих субъектов в десятки тысяч раз больше, чем немногочисленных профессионалов, которые в состоянии осуществлять правовое обеспечение и просвещение в области изобретательской и вообще творческой деятельности. Из-за непрерывного изменения базовых законов и неиссякаемого потока новых нормативных документов и изменений к ним, любые учебники устаревают буквально до выхода из печати. С вступлением в силу с 1 января 2008 года части четвёртой Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (далее: ГК4) [1], утратили силу или откорректированы свыше семидесяти законов и нормативных актов [2], в том числе и Патентный закон РФ. Все справочники, учебные пособия и монографии сразу устарели. Вовлечённые в управление РИД не могут устранить пробелы в своих знаниях путём самообразования – нет учебных пособий. Теми, что есть, теперь следует пользоваться крайне осторожно. Поскольку впервые узнанное обычно крепко оседает в памяти, то для целей первоначального обучения они стали просто непригодны.

Уже изданы комментарии к ГК4 [3], но опыт предыдущих лет подсказывает, что новые изменения и дополнения к ГК4 не за горами.

Однако есть наиболее общие свойства, специфичные для РИД, как для особого вида продукта, не зависящие от положений законодательных и нормативных актов. Знание этих свойств позволяет избежать многих типичных ошибок управления РИД в условиях постоянно изменяющихся законодательных норм. Это можно уподобить знанию основных законов физики. Оценка любого нового технического проекта, изобретения или научной теории всегда начинается с проверки их соответствия законам физики. Какие бы революции ни происходили в области техники, физические законы остаются неизменными. Любое решение по управлению РИД должно учитывать указанные ниже общие свойства.

Охраноспособные и неохраноспособные РИД

Все РИД подразделяются на два основных класса: способные к правовой охране и неспособные к таковой.

Общество заинтересовано в создании эффективных, общественно полезных РИД и предоставляет создателям некоторых категорий из них особые права, в совокупности называемые интеллектуальными правами (ИП). РИД, способные к правовой охране, а также определённые средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий называют ещё интеллектуальной собственностью.

Согласно ст. 1225 ГК4 к интеллектуальной собственности относятся:
   1) произведения науки, литературы и искусства;
   2) программы для ЭВМ и базы данных;
   3) исполнения, фонограммы, сообщение в эфир радио- и телепередач;
   4) изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
   5) селекционные достижения;
   6) топологии интегральных микросхем (ИМС);
   7) секреты производства (ноу-хау);
   8) фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;
   9) коммерческие обозначения.

Система охраны ИП начала формироваться исторически недавно – около трёхсот лет назад [4]. В неё до сих пор включаются всё новые объекты. Что приятно отметить, объекты, возникающие в результате изобретательской деятельности. Например, до появления звукозаписи, не было таких объектов, как фонограммы, до появления радио – радиопередачи, и до появления ЭВМ – программы. Эта система ещё не устоялась, не успокоилась и представляет собой открытое поле для научных работников в области гражданского права.

Приведённый выше перечень является конечным и исчерпывающим. Он не полностью совпадает с перечнем Стокгольмской конвенции 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), включающим научные открытия и право на пресечение недобросовестной конкуренции. Он может не совпадать с мнением некоторых специалистов по гражданскому праву. Но практического значения это не имеет: правовая охрана предоставляется только объектам, перечисленным в Законе.

Не являются объектами интеллектуальной собственности такие РИД, как официальные документы, государственные символы и знаки, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (ст. 1259 ГК4). Такие РИД, как научные открытия, научные теории, математические методы, идеи, экономические и организационные решения можно охранять как секрет производства при условии, что они отвечают требованиям ст. 1465 ГК4, но как средство конкурентной борьбы они обесцениваются с момента утраты конфиденциальности. Впрочем, они не всегда теряют при этом практическую ценность и способность приносить доход.

Ниже представлен пример эффективного решения из области рекламы, ценность которого состоит в идее, положенной в его основу.

Перед выпуском водки «Довгань» на чрезвычайно конкурентный рынок алкогольной продукции было решено провести интенсивную рекламную кампанию. В то время минимальной продолжительностью рекламного ролика считались 45…60 секунд. Уже было установлено, что реклама становится действенной, если каждый потребитель увидит её не менее двадцати девяти раз. Но телезритель не смотрит всю рекламу подряд, и потому число выходов рекламы в эфир должно быть во много раз большим.

«Когда мы посчитали имеющиеся в наличии деньги, их оказалось не так много для полноценной рекламной кампании. Тогда я попросил своего друга Николая Русанова снять нам… 5-секундный рекламный ролик. Он страшно сопротивлялся, ругался, бил копытом…, объясняя мне, что когда серьёзная компания собирается сделать имиджевую рекламу, то сперва снимает 30-45 секундные ролики, приучает к ним потребителя, потом отрезает 10-секундную концовку и её повторяет. Но так, чтобы с 5-секундных роликов кто-то начинал, такого в мире ещё не было...

Я понимал, что у Русанова в голове застрял профессиональный комплекс против 5-секундных роликов, но в то же время понимал, что другого пути нет. И пошёл на небольшую хитрость, спросив Николая:
   - Во сколько секунд ты можешь уложиться? Ну, минимально?..
   - В 15 секунд, - мрачно ответил Русанов.
   - Хорошо. Пусть так и будет. Но сделай, пожалуйста, лично для меня 5-секундный ролик. На пробу…

И Русанов сделал «лично для Довганя» очень гармоничный и красивый ролик: звучала распевная русская музыка, ночь, луна, колышущаяся рожь. И вдруг экран начинал заполняться жидкостью, которая, постепенно подымаясь, превращала ночь в день. И вставало солнце. Затем следовал плавный поворот этикетки, на которой отчётливо читалось: «Водка «Довгань Хлебная». И всё это за 5 секунд!

… Так мы смогли сделать потрясающую рекламную кампанию, при этом за совершенно ничтожные деньги» [5].

Это сильнейшее управленческое решение, которое при первом применении позволило оторваться от конкурентов и обеспечило высокий объём продаж, стало всеобщим достоянием даже раньше, чем завершилась рекламная кампания. С тех пор пятисекундные рекламные ролики стали на телевидении обычным делом. Паритет между конкурентами восстановился, ибо они все пользуются этим приёмом на равных правах. Механизма, запрещающего другим использовать ставшими общеизвестными идеи, управленческие или организационные решения, подобные описанному, в обществе нет. Точно так же теряют способность приносить доход исключительно своему создателю научные открытия и новые знания, когда они становятся общеизвестными.

До первого выхода в эфир ролик можно было охранять как секрет производства, но его эффективность, а, следовательно, коммерческая ценность оставались под вопросом. Они стали ясны после завершения рекламной кампании, но исключительное право на секрет производства было утрачено с первым же показом. Конечно, авторское право охраняет форму и образный строй ролика Н. Русанова. Но нельзя запретить использовать идею пятисекундного ролика и знание того, что ролик такой продолжительности окажется эффективен как средство рекламы. А новые сценарии роликов придумать нетрудно.

Интеллектуальные права

Права на РИД, перечисленные в ст. 1225 ГК4 называются интеллектуальными правами (ИП). В ст. 1227 ГК4 уточнено, что ИП не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности, и не передаются вместе с переходом права собственности на вещь. ИП включают в себя исключительное право использовать эти результаты и распоряжаться ими, а также личные неимущественные и иные права. Для изобретательской деятельности понятие исключительного права является ключевым. Оно всегда состоит из двух правомочий – использования и распоряжения. Исключительное право не абсолютно в том смысле, что оно может передаваться от одного лица к другому, и что его правомочия и условия применения устанавливаются ГК4 в зависимости от вида объектов и обстоятельств.

Так, исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора (ст. 1228 ГК4). Однако исключительное право на служебное произведение или служебное изобретение сразу автоматически переходит к работодателю (точнее, не сразу, а в момент его письменного извещения автором/работником о создании охраноспособного результата), если трудовым или иным договором между автором и работником не предусмотрено иное (ст. 1295 и 1370 ГК4).

Каждое из лиц, добросовестно и независимо создавших изобретение, составляющее секрет производства, приобретает исключительное право на этот секрет (ст. 1466 ГК4).

Но если одно из этих лиц подаст патентную заявку, то с момента публикации сведений о заявке, раскрывающих существо изобретения, конфиденциальность будет нарушена и исключительное право прекратится у всех, кроме заявителя. В утешение им будет предоставлено право преждепользования (ст. 1361 ГК4), да и то, если они сумеют доказать использование до даты приоритета заявки.

Когда же на изобретение будет выдан патент, то те лица, которые независимо и добросовестно создадут и начнут использование изобретения после публикации сведений о заявке, после публикации сведений о выдаче патента должны будут заплатить патентообладателю денежную компенсацию (временная правовая охрана, ст. 1392 ГК4) и прекратить использование, если на то не будет получено согласие патентообладателя.

Изучение вопросов, относящихся к интеллектуальной собственности, для нужд практического управления сильно осложнено разнобоем в терминологии и многозначностью терминов. Сам термин «интеллектуальная собственность» является неудачным.

При переводе текста Конвенции об учреждении ВОИС была допущена неточность. Слово «property», означающее в английском языке и «права» и «имущество» и «собственность», было переведено как «собственность». Слово «собственность» употребляется в повседневном русском языке как синоним слова «имущество». В обыденном сознании «имущество», «объект» - это вещи. То, что юридический термин «имущество» означает не только материальные, вещные объекты, но и совокупность имущественных прав, мало кто знает.

В англоязычных странах всё чаще стал употребляться более определённый термин, указывающий на то, что речь идёт о правах: «intellectual property rights» [6]. Буквальный перевод этого термина, - «права интеллектуальной собственности», начал всё чаще встречаться и в русской литературе. Сохраняя слово «собственность», оно сохраняет способность вводить в заблуждение участников изобретательской деятельности. Наиболее точным и понятным является термин «права на результаты интеллектуальной деятельности», или, коротко, «интеллектуальные права».

Положение с термином «интеллектуальная собственность» ещё более запутывается тем, что с принятием ГК4 он получает новое толкование.

До 1 января 2008 года действовала ст. 138 ГК определявшая интеллектуальную собственность как «…исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности…». А с 2008 года, согласно ст. 1225 «интеллектуальной собственностью» считаются «результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации …, которым предоставляется правовая охрана».

Некоторые из перечисленных выше объектов ИП имеют синонимы, что усугубляет путаницу.

Такие объекты ИП, как произведения науки, литературы и искусства называются также объектами авторского права, которое по-английски называется «copyright». Этот английский термин без перевода, в виде слова «копирайт», иногда употребляется в русской литературе, что не вполне корректно. Авторским правам посвящена гл. 70 ГК4.

К объектам авторского права относят также программы для ЭВМ и базы данных, трактуя программы как литературные произведения, а базы данных как производные произведения, или сборники. Топологии ИМС пока занимают самостоятельную позицию и синонимом не обзавелись, хотя трактуются как рисунки. Действовавшие в отношении них законы так и назывались: «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем». С 2008 года в отношении них действуют главы 70 и 74 ГК4 соответственно.

Такие объекты ИП, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи называются также объектами смежных прав, подразумевая права, смежные с авторскими. Список объектов авторского и смежного прав был детализирован «Законом об авторском праве и смежных правах». С 2008 года в отношении них действует глава 71 ГК4.

Охранные документы, выдаваемые государством на такие объекты ИП, как изобретения, полезные модели и промышленные образцы, называются патентами. И потому эти объекты называются также объектами патентных прав. Часто их называют также объектами промышленной собственности. В отношении них действовал Патентный закон РФ, с 2008 года – глава 72 ГК4. Ситуацию запутывает то, что промышленные образцы, отличительной особенностью которых является только внешний вид, художественно-конструкторское решение, могут охраняться и как объекты авторских прав и как объекты промышленной собственности.

Такие объекты ИП, как товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения тоже относятся к объектам промышленной собственности, но также и к средствам индивидуализации. В отношении таких объектов действовал Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а с 2008 года – глава 76 ГК.

Объекты авторских и патентных прав

Волей случая права на два различных вида интеллектуального продукта - объекты авторского права и объекты патентных прав, оказались объединены общим названием «объекты интеллектуальных прав», или «объекты интеллектуальной собственности». Несмотря на общее родовое название, объекты авторского права существенно отличаются от объектов патентного права. Управлять ими надо совершенно по-разному. Хотя порознь все эти различия известны специалистам, прямого систематизированного сопоставления ни в учебной, ни в специальной литературе до сих пор не проводилось. Отождествление в широком обиходе этих двух разновидностей объектов ИП породило ряд мифов и иллюзий, отнюдь не безобидных, когда они воплощаются в нормативные документы.

Достаточно упомянуть о шести главных различиях.

Объекты авторского права:
   1. Авторское право охраняет форму и образный строй произведения, то есть совокупность внешнего облика и внутренней организации результата интеллектуальной деятельности. Мелкие замены в оригинальном произведении не выводят новое из-под действия авторского права. Так, использование нового рекламного ролика, отличающегося от описанного выше только другим названием водки, будет являться нарушением авторских прав Н. Русанова.
   2. Произведения, являющиеся объектами авторского права, предназначены для широкого распространения или продажи. Поиск распространителей (издателей, покупателей) начинается, зачастую, ещё до завершения создания этих объектов. Поэтому стремление торговать авторскими правами является естественным, правильным.
   3. Для возникновения авторского права не требуется регистрации, специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Государственная регистрация программ для ЭВМ осуществляется по желанию правообладателя. Авторское право возникает в момент, когда творческий результат обретает объективную форму. Авторские права никак не зависят от достоинств и назначения произведений.
   4. Передача авторских прав происходит посредством заключения договора между сторонами, который не подлежит обязательной государственной регистрации.
   5. За немногими исключениями, сразу после своего создания объекты авторских прав являются полноценными завершёнными продуктами и могут быть немедленно введены в гражданский оборот. То есть, жизненный цикл объектов авторского права состоит из двух стадий: создание – коммерциализация.
   6. Авторское право, независимо от места создания и гражданства автора действует во всех странах, присоединившихся к Бернской конвенции, то есть почти повсеместно.

Объекты патентного права:
   1. Патентное право охраняет существо технического решения. Изобретение считается использованным, если продукт содержит каждый признак, приведённый в независимом пункте формулы изобретения, либо признак, эквивалентный ему (ст. 1358 ГК4). Несовпадение хотя бы по одному из признаков, будь их хоть сорок, выводит продукт из-под действия патента.
   2. Объекты патентного права предназначены для использования предприятием-правообладателем для защиты его экономических интересов. Только в том случае, если предприятие-правообладатель не может само использовать или не считает целесообразным увеличивать объём выпуска продукта, на который существует неудовлетворённый спрос, оно может предоставить право использования объекта заинтересованным лицам. Целенаправленное создание объектов патентного права, специально предназначенных только для извлечения дохода от предоставления прав, возможно, но вероятность успеха на этом пути ничтожно мала, многократно меньше, чем это представляется обыденному сознанию.
   3. Для возникновения патентного права требуется государственная регистрация созданных объектов. Заявки на регистрацию подвергаются государственной экспертизе – формальной для полезных моделей, формальной и по существу – для изобретений и промышленных образцов. Закон предусматривает ряд оснований, по которым государство может отказать в регистрации, то есть в предоставлении исключительных прав. Экспертиза не оценивает практическую ценность изобретения, но промышленная применимость является обязательным условием выдачи патента. Исключительное право на объекты патентного прав возникает у лица, обладающего правом на получение патента со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента (ст. 1363 ГК4).
   4. Договора передачи прав на использование объектов патентного права подлежат обязательной государственной регистрации.
   5. Объект патентного права, прошедший государственную регистрацию, как правило, ещё не может приносить дохода, так как обычно требует времени и затрат на опытно-конструкторские работы и освоение производства. Поэтому настойчивые требования к государственным предприятиям заняться коммерциализацией принадлежащей им интеллектуальной (точнее, промышленной) собственности, не подкрепляемые соответствующими денежными вливаниями, никогда не будут удовлетворены и свидетельствуют о непонимании предмета.
   6. Патентное право действует только на определённой территории. Например, российский патент действует только на территории России, евразийский – на территории всех стран, ратифицировавших Евразийскую патентную конвенцию (ближнее зарубежье).

Особенности РИД

Итак, некоторые РИД предоставляют исключительные права своим обладателям, некоторые не предоставляют, что, впрочем, не обязательно делает их результатами второго сорта. Главное состоит в том, что эти результаты способны приносить доход. Но их свойства, приёмы обращения с ними, направленные на извлечение дохода, и возможности утраты указанной способности совсем не такие, как у хорошо привычных вещных объектов. Твёрдое знание этих отличий является важнейшим условием успешного управления изобретательской деятельностью.

Ниже перечислены особенности объектов ИП, в первую очередь, изобретений, отличающие их от вещных объектов.

1. Хрупкость. Украденные вещи можно вернуть владельцу. Если они не повреждены, то их цена не снизится. В случае же нового управленческого решения, изобретения или оригинального изображения бывает достаточно одного (буквально одного!) неосторожно сказанного слова, чтобы интеллектуальный результат сразу потерял способность приносить доход или давать преимущества в конкурентной борьбе, вообще, навсегда и бесповоротно. Кроме того, всегда существует вероятность аннулирования патента по инициативе любого лица, сумевшего представить достаточные обоснования, например, порочащие новизну изобретения. Несовершенство патентной формулы или неполный охват ею всех возможных вариантов создают возможность обхода патента. Права при этом сохраняются, но теряют способность приносить доход.

2. Нельзя попробовать. Из-за указанной хрупкости зачастую интеллектуальный продукт нельзя дать попробовать возможному покупателю, чтобы он оценил его качество. Несмотря ни на какие договоры о конфиденциальности, покупателям бывает достаточно одного взгляда, чтобы товарная ценность РИД обратилась в ноль. Поэтому, понимая, что попробовать им не дадут, они огромное внимание обращают на репутацию поставщика. Известная торговая марка ценится очень дорого даже там, где речь идёт о несложных товарах. А в мире науки и техники, где интеллектуальный продукт и права часто покупаются практически вслепую, имя – это всё. Созданию репутации способствуют научные доклады на конференциях, публикации в научной литературе, но лучше всего – информация об успешном использовании разработок.

3. Непредсказуемость. Интеллектуальная деятельность, даже осуществляемая по заданию, предоставляет несравненно более широкие возможности для творчества, а потому её результаты труднопредсказуемы. Направить процесс создания интеллектуального продукта в желаемом направлении, определить достаточный объём финансирования гораздо труднее, чем в производстве вещей.

4. Уникальность. Главное отличие объектов ИП от привычных вещных объектов состоит в уникальности каждого из объектов. Каждое изобретение, полезная модель, промышленный образец являются новыми по определению.

5. Товаром являются права. При коммерциализации объектов ИП товаром являются права, а не материальные носители интеллектуального продукта. Стоимость прав может многократно превышать затраты на создание интеллектуального продукта и изготовление изделия, в котором он воплощён.

6. Высокие расходы на коммерциализацию. Доля затрат на коммерциализацию ИП в среднем намного превосходит такую же долю в цене обычных вещных объектов. Трудно найти покупателя на права и дорого оформить сделку, так как передача прав всегда происходит на основании письменного договора, обычно заключаемого с привлечением высокооплачиваемых профессионалов в области ИП.

7. Многократность продажи. ИП могут быть проданы неоднократно, разным покупателям, на определённый срок и территорию. Как правило, покупателю потребуется заплатить больше, если он хочет быть единственным владельцем прав.

8. Доход без продажи прав. Использование изобретений в собственном производстве позволяет оставаться монополистом в отношении своей продукции и, устанавливая монопольные цены, извлекать дополнительный доход, обеспеченный исключительным правом. Этот доход в первую очередь направляется на покрытие издержек по созданию и защите объектов ИП. Доход от продажи прав всегда намного меньше, чем от монопольного выпуска продукта только собственным производством.

9. Трудность оценки. Уникальность затрудняет стоимостную оценку ИП, прогнозирование реакции рынка и затрат на коммерциализацию. Чем оригинальнее объект ИП, и чем дальше ему до практического использования, тем выше неопределённость.

Многие разновидности интеллектуального продукта принципиально невозможно оценить на момент их создания. Только время и рынок могут выявить их стоимость. Невозможно было предвидеть будущую стоимость товарного знака McDonalds в момент его регистрации или революцию в области электроники, последовавшую спустя восемьдесят лет после открытия первого полупроводникового эффекта.

Трудность оценки, создающая возможность обещать выгоду в неопределённом будущем, позволяет благополучно отчитываться за создание бесперспективной научно-технической продукции. Охранные документы в этом случае придают респектабельный вид никчёмному товару.

10. Охрана государства. Вещные продукты можно охранять своими силами. ИП могут быть товаром только при условии, что в их охране участвует государство. Предприятие может исключить возможность кражи материальных объектов или интеллектуальной продукции, записанной на материальных носителях. Но соглашение о конфиденциальности, заключаемое с сотрудниками или контрагентами может быть действенным только если возмещение ущерба, нанесённого разглашением конфиденциальных сведений, будет обеспечено решением суда, то есть государственного учреждения. Копирование вынесенной на рынок продукции можно запретить только, если она запатентована, то есть, если государство, выдав патент, обязуется тем самым предоставлять судебную защиту исключительному праву патентообладателя.

11. Зависимость от личности автора. Судьба объектов ИП очень сильно зависит от личности автора. Появится изобретение или нет – первый род зависимости. Дойдёт изобретение до использования или нет – второй род зависимости. «Все кладбища полны незаменимыми» - это сказано про функционеров. Человека-функцию можно заменить, но изобретения создают личности. Не зря имена изобретателей становятся нарицательным названием их изобретений. Автор изобретения всегда является наилучшим двигателем проекта. Подавляющее большинство современных дельцов от инноваций об этом не знают, и потому автор всегда должен быть готов оказаться в положении птенца, соседствующего в гнезде с кукушонком.

Известно много примеров, когда хорошо начатые проекты заканчивались неудачей из-за того, что на определённом этапе инвесторы решали, что участие изобретателя им ни к чему. Они не понимали, что у толковых инженеров, работающих по найму, немного резонов трудиться над продвижением чужого изобретения. А бестолковые инженеры сумеют дискредитировать и хорошее изобретение.

12. Правовая неграмотность. Развёртывание рынка ИП на территории бывшего СССР происходит в условиях практически полной правовой безграмотности участников, о чём было сказано выше.

13. Своеобразие износа. Стоимость ИП со временем может увеличиваться. Цена прав на использование изобретений наиболее высока, когда объём продаж запатентованного продукта приближается к максимуму, а не в момент выдачи патента. В то же время, она неизбежно станет нулевой, когда закончится срок действия исключительного права. Увеличивается со временем стоимость торговых марок, товарных знаков.

Право на коммерческую тайну

Особым объектом ИП являются такие РИД, как секреты производства (ноу-хау). Согласно ст. 1465 ГК4, условием предоставления исключительного права является введение в отношении таких сведений их обладателем режима коммерческой тайны. Однако, по сути, вся исключительность таких прав состоит в праве собственника запретить лицам, которым эти сведения были доверены, использовать или разглашать их. И то, это право возникает только после того, как сведения включёны в реестр объектов коммерческой тайны предприятия, изложены на материальном носителе с проставлением грифа «Коммерческая тайна» (что облегчает воровство) и уложены в крепко запертый железный ящик.

В случае добросовестного и независимого раскрытия существа секрета производства другими, первоначальный собственник запретить ничего не может. Лицо, самостоятельно повторившее незапатентованное изобретение, может получить патент и исключительное право. Первому изобретателю останется лишь утешение в виде права преждепользования (ст. 1361 ГК4). Более того, добросовестно и независимо раскрытый секрет производства может быть умышленно сделан общедоступным с целью осложнения конкурентной обстановки. Доказать факт кражи, даже если она и произошла, бывает очень непросто.

Любителям документирования секретных коммерческих сведений напомним ст. 6 Федерального закона № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне»: «1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного (!) государственного органа, органа местного самоуправления (!!!) предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну…».

Ещё одним отличием секретов производства от всех остальных объектов ИП, является то, что право на коммерческую тайну имеют лишь лица, на законном основании занимающиеся предпринимательской деятельностью. Если изобретатель не зарегистрирован как предприниматель, он может писать книги, подавать заявки и получать патенты, но права обладать коммерческой тайной не имеет.


[1] Гражданский кодекс РФ, часть четвёртая. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007.
[2] Федеральный закон № 231-ФЗ от 18.12.2006 «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской федерации». В [1], стр. 17.
[3] О.А. Рузакова. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации. – М.: «Экзамен», 2007.
[4] Ю.В. Григорьев. Становление института промышленной собственности как причина научно-технической революции. - Качество, инновации, образование, 2006, № 5, с. 60 – 65.
[5] В.В. Довгань. Как я стал Довганем. – М., Издательский дом «Довгань», 1997.
[6] Г.В. Бромберг. Интеллектуальная собственность. Основной курс: Учебное пособие. – М.: «Приор-издат», 2004.