Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Художественная литература как пособие для изучения курсов «Управление исследованиями и разработками», «Основы научно-технического творчества»

Григорьев Ю.В., Доцент кафедры «Управление инновациями» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства. Эксперт ООО «Независимое патентное агентство»

Поскольку у нас в СМИ главенствующее мест
имеют комедианты, то в головы людей вбивается,
что творчество присуще только комедиантам, в
крайнем случае – учёным.
Ю.И. Мухин

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее – НИОКР) – не обособленная разновидность работ, а стадии жизненного пути любого продукта или технологии, пути, который начинается с осознания или выявления общественной потребности и заканчивается снятием с производства и утилизацией. Жизненный путь продукта – это непрерывный процесс, в ходе которого отдельные стадии могут перекрываться во времени. На последовательные стадии его разделяют только для удобства управления, финансирования и отчётности.

Фактическое же разделение опасно разрывом связей между участниками процесса.

Однако с методической точки зрения, для целей обучения управлению, особое выделение стадий НИР и ОКР вполне оправдано. Этими работами надо управлять совсем по-иному, чем процессами производства вещей или оказания услуг, о чём, кстати, знают немногие. Изучение приёмов и особенностей управления НИОКР составляет основное содержание курса «Управление исследованиями и разработками», изучаемого в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), а также схожих по содержанию курсов ряда других вузов.

Название указанного курса, по мнению автора, не вполне корректно и возникло, скорее всего, из-за разрыва преемственности технической культуры. Выражение «Исследования и разработки», представляющее собой кальку с американского R&D – Research and Developments, очень точно соответствует американскому термину, но подмена не так уж невинна из-за исключения слов «научно-» и «опытно-», традиционных для русской нормативной документации.

Слово «научно-» следует трактовать не как «относящиеся к науке», а как «осуществляемые научными методами». Научные методы исследования – это методы, обеспечивающие достоверность, воспроизведение, возможность проверки, независимость от места исследования и личности исследователя. Исследования, не отвечающие указанным требованиям, к технически полезным результатам не приведут.

Исключение слова «опытно-» многократно усиливает и без того слишком распространённую пагубную иллюзию, что создание новой техники может происходить посредством простого конструирования. Простого не в смысле умственных усилий, а в смысле очевидности вопроса о работоспособности сконструированного устройства. О том, что это не так знают, похоже, только создатели новой техники.

Современное положение дел с созданием новой техники и новых продуктов в России, когда на сорок специалистов, занятых в сфере НИОКР выдаётся один патент в год, а одно используемое изобретение приходится на 1600 таких специалистов [1], является следствием плохого управления, а не недостатка финансирования или трудностей экономического роста. Поэтому автор считает указанный курс важнейшим для будущих специалистов по управлению, причём управлению не только инновациями, но и финансами, экономикой и государством.

Любой управленец должен не только знать, как, ценой каких усилий создаются новые продукты и технологии, но и представлять себе особенности склада ума и характера творческих личностей, условий для творческой результативной работы. Этой цели служит курс «Основы научно-технического творчества» также изучаемый в РГУИТП и других вузах.

Основные трудности изучения и преподавания указанных курсов характеризуются следующим.

1. Отсутствием преподавательских кадров должного уровня подготовки. Молодой преподаватель может изучить все относящиеся к делу ГОСТы, прочесть и усвоить великолепную книгу [2], менее детальную, но также полезную книгу [3] и даже практически бесполезную книгу [4]. Однако отсутствие личного опыта, знания примеров из практики управления НИОКР никакие учебники заменить не могут. Ещё сохранилось много непосредственных участников НИОКР, однако подавляющее большинство из них лично знакомо лишь с отдельными этапами этих работ. Кроме того, опыт участия и опыт руководства – это существенно разные виды опыта. А из ничтожно малой группы людей с опытом сквозного – от выявления потребности до постановки на производство, руководства созданием новых продуктов совсем немногие склонны к преподаванию и имеют к тому возможности.

2. Спецификой склада ума и жизненного опыта обучаемых. Будущие управленцы в подавляющем большинстве не имеют склонности ни к науке, ни к технике – иначе они пошли бы учиться в технические вузы. Так, из группы студентов пятого курса, обучающихся по специальности «Управление инновациями» половина не знает, что такое зубило, ни один не знает, кто такой был Эдисон и что такое метчик. Практически все студенты из четырёх обследованных групп оценивают свои способности к физике, как самые низкие из всех имеющихся. И это при том, что средний уровень интеллекта, старательность, здравый смысл у них достаточно высоки.

3. Низкой эффективностью традиционных методик обучения. Можно заставить студентов вызубрить учебный материал и донести его до экзамена, но проблема состоит в том, чтобы научить их решать реальные задачи управления, которыми впоследствии им придётся заниматься повседневно, то есть добиться преобразования полученных формальных сведений в умение принимать правильные управленческие решения, добиться компетентности. Знать и понимать – вещи разные. Эффективное управление возможно только при понимании управляющим своих действий и той среды, в которой эти действия осуществляются.

4. Отсутствием учебных пособий. Предмет изучается на старших курсах (в РГУИТП – на пятом), когда многие студенты уже устроились на работу и редко посещают занятия. Самостоятельно изучить предмет они не могут из-за отсутствия учебных пособий. Тираж недавно изданного пособия [5] ничтожно мал. Кроме того, оно касается лишь вопросов, слабо или совсем не освещённых в работе [2], и предназначено для изучения совместно с нею. Но изданные 20…30 лет назад монографии [2...4] для студентов труднодоступны в обоих смыслах. Использование чужих конспектов позволяет сдать экзамен, но об освоении, понимании предмета говорить не приходится.

5. Невозможностью для студентов оценить свою склонность к работе в области создания новой техники. При обучении традиционными методами курс теряется в ряду подобных, каждый из которых по-своему полезен и интересен. Для выбора жизненного пути мало оценить свою способность к той или иной работе. Она должна ещё и нравиться. Понять, нравится ли работа по одному из многочисленных направлений специализации, изучая формальные курсы, студентам очень непросто.

Помощь в преодолении вышеописанных трудностей может оказать целенаправленное чтение, даже изучение, художественной литературы по теме предмета. Не требуя серьёзного напряжения ума, эмоциональное воздействие художественного текста позволяет закрепить в памяти основные этапы создания новой техники и понять, прочувствовать предмет, представить себя в творческой среде.

Литература для изучения должна отвечать следующим требованиям:
   - правдиво отражать творческий процесс создания новой техники;
   - содержать достаточно полное описание основных этапов этого процесса;
   - оказывать сильное эмоциональное воздействие и быть лёгкой для чтения.

Автору за всю свою жизнь удалось обнаружить только четыре книги [6…9], отвечающие указанным требованиям. Они написаны очень талантливыми писателями, что облегчает чтение и усиливает эмоциональное воздействие. В.И. Немцова принято считать слабым писателем-фантастом, но его «Записки радиоконструктора» написаны просто блестяще.

Книги [6 и 7] доступны в Интернете в «Библиотеке Мошкова».

Каждая из книг [6...9] обладает и другими достоинствами:
   - хорошо показана первая стадия жизненного пути продукта: выявление общественной потребности и принятие решения о начале работ;
   - подробно описан этап, определяющий качество нового продукта – этап доводки, совершенствования, выделена важность этого этапа;
   - упомянуты испытанные разработчиками физические лишения, которыми действительно сопровождается создание почти каждого продукта;
   - главные герои книг могут служить образцами преданности делу и нравственности для молодёжи, изрядно дезориентированной современными СМИ.

В начале семестра студентам предлагалось прочесть одно из этих произведений и составить таблицу соответствия эпизодов из книги этапам жизненного пути продукта и НИОКР. Каждый эпизод раскрывался краткой цитатой. Некоторые несовершенства описания, допустимые для художественного произведения, оживляли работу, заставляя размышлять над соответствием эпизодов этапам.

Таблица к повести «Мальчик с окраины» могла иметь примерно такой вид:

Этап жизненного пути, НИОКР Эпизод из книги
1. Принятие решений о начале работ

1.1.Выявление общественной потребности

..Передай, –  шепчет он, – нужен пулемёт большой скорострельности…
…не воюют только с тем, кого боятся, кто сильнее. А нам нужно быть самыми сильными, чтобы нам не мешали…

2. НИР

2.1. Проведение патентных исследований

… С жадностью Борис копался в библиотеках, выискивая … снимки, заметки, содержащие описание авиационного оружия…

2.2. Выбор направления исследований

…Борис понял, что выход из тупика … может быть только один: создать … новую… теорию автоматики…

2.3. Теоретические и экспериментальные исследования

…Создать общую формулу поступательно вращательного движения!

2.3.1. Изготовление, испытания макетов

…Борис, возвращаясь домой, снова ночи просиживал над чертежами, мастерил макеты...

3. ОКР

3.1. Разработка конструкторской документации (КД)

…Наконец, на исходе третьего года проект …пулемёта был готов…

3.2. Изготовление опытного образца

... Сборка происходила в тишине…

3.3. Проведение предварительных испытаний

... Прозвучал одинокий выстрел — и все.
...Что-то не так подогнали, нужно посмотреть…

3.4. Доводка опытного образца

…Всю зиму пулемёт Скворцова стучал в новом тире…

3.5. Проведение предварительных испытаний

…Пулемёт было решено испытать на открытом полигоне…

4. Постановка на производство

4.1. Изготовление установочной серии

... Он открыл стол и вынул оттуда разрешение на запуск эталона в серию…

4.2. Доводка по результатам испытаний установочной серии

...при серийном производстве пулемёт стал вести себя в соответствии с законом больших чисел...

4.3. Корректировка КД по результатам испытаний установочной серии

...И машина, приобретая … всё новые качества, становилась всё могущественнее, ещё сильнее...

4.4. Эксплуатационные испытания установочной серии

Глава «Чкалов»

4.5. Государственные испытания. Приёмка установочной серии

…Новая машина Скворцова была принята на вооружение…

5. Модернизация по результатам промышленной эксплуатации

…Подумай…об автоматическом указателе расхода боеприпасов…

Всего к настоящему времени такие задания были выполнены двумя группами второкурсников («Основы научно-технического творчества») и двумя группами студентов пятого курса («Управление исследованиями и разработками»). Ход и результаты выполнения задания показали следующее:

1. Студенты единодушно отмечают, что прочитанные книги были и интересны и полезны.

2. Чтение книг оказалось тяжким трудом для поколения, «выбравшего «Пепси»: большинством студентов была прочитана только самая короткая (42 страницы) повесть [8], да и то, лишь к концу семестра, хотя все книги в электронной и обычной форме были предоставлены в первую же неделю семестра. По две книги прочли шесть человек из ста десяти, все четыре книги – один.

3. Судя по количеству ошибок, задание оказалось непростым для студентов, а, следовательно, заставило их думать. Анализ ошибок, проведённый совместно с преподавателем сразу по горячим следам после сдачи работы, принёс дополнительную методическую пользу.

4. Несовпадение ошибок, отличия в трактовках эпизодов свидетельствуют, что подавляющее большинство студентов выполняли задание самостоятельно.

5. Анализ процесса создания новой техники, описанного в книгах, позволил разрушить стереотип, неизбежно возникающий после формального изучения стандартных этапов НИОКР. Он показал, что включение тех или иных этапов в процесс разработки, линейность или цикличность, длительность каждого из них определяются характером изделия и условиями выполнения работ.

6. После прочтения книг студенты стали заметно осмысленней решать практические задачи по управлению НИОКР, задававшиеся им по ходу занятий. Из этого следует, что надо требовать выполнения задания не к концу семестра, а, максимум, к концу первого месяца семестра.

Обучение должно добиться автоматического, даже бессознательного, учёта особенностей склада характера творческой личности при принятии управленческих решений, выработке личной жизненной линии поведения. Эти особенности хорошо изучены [10], но было бы бесполезным заставлять студентов их заучивать – всё равно они будут забыты немедленно после экзамена. Чтение специально подобранной художественной литературы может помочь и в этом случае. Наиболее подходящими являются книги [11…14]. Непригодные для описанного выше задания из-за недостаточной полноты описания процесса разработки, они правдиво описывают характеры творчески ориентированных личностей, изобретателей, их поведение, реакцию на жизненные ситуации, а также отдельные эпизоды научных исследований, создания новой техники. Лучшей из них является книга [14]. Следует отметить, что в книге [13] художественный вымысел преобладает над жизненной правдой, и потому она чересчур оптимистична. Подобного рода книг значительно больше, но указанные автор рекомендует в первую очередь.

В общем, результаты применения художественной литературы для целей обучения оказались вполне положительными. Автор будет признателен за указание на другие произведения, отвечающие вышеизложенным требованиям.


[1] Ю.В. Григорьев. Управление изобретательской деятельностью. // «Качество, инновации, образование» № 6, 2006, с. 75-77.
[2] Б. Твисс. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1989.
[3] П. Уайт. Управление исследованиями и разработками. – М.: Экономика, 1982.
[4] Управление НИОКР: исследования, разработки, внедрение. П/ред. В.А. Трапезникова. – М.: «Экономика», 1979.
[5] Ю.В. Григорьев. Управление исследованиями и разработками: учебное пособие. – М.: РГУИТП, 2008, 224 с.
[6] А. Бек. Талант (Жизнь Бережкова) – разработка авиационного двигателя – М.: «Художественная литература», 1969.
[7] Д. А. Гранин. Искатели – разработка измерительного прибора для энергетиков – Л.: Советский писатель, 1955.
[8] В.М. Кожевников. Мальчик с окраины – разработка авиационного пулемёта – Собр. соч. т. 3. – М., «Художественная литература», 1986.
[9] В.И. Немцов. Записки радиоконструктора. В кн. Золотой шар. М.: Детгиз, 1959 – разработка радиостанции или, менее детально, в кн.: В.И. Немцов. Параллели сходятся. – М.: Молодая гвардия, 1975.
[10] А. Матейко. Условия творческого труда. – М.: Мир, 1970.
[11] Митчел Уилсон. Брат мой, враг мой – создание первого телевизора – М.: Издательство иностранной литературы, 1956.
[12] Митчел Уилсон. Жизнь во мгле – создание ускорителя элементарных частиц – М.: Издательство иностранной литературы 1959г.
[13] В. Д. Дудинцев. Не хлебом единым – разработка технологии литья – М.: Советский писатель, 1990.
[14] Д. Гранин. Иду на грозу – жизненный путь исследователя физики грозового разряда – М.: Профиздат, 1988.