–оссийска€ Ѕиблиотека »нтеллектуальной —обственности
 
 


‘едераци€ «ащиты ѕравообладателей

”правление интеллектуальной собственностью

√ригорьев ё.¬., ƒоцент кафедры Ђ”правление инноваци€миї –оссийского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства. Ёксперт ќќќ ЂЌезависимое патентное агентствої

¬оенные люди защищают отечество.
 озьма ѕрутков

1. ”зость традиционного понимани€

»зобилие публикаций по какому-либо из научных направлений не об€зательно свидетельствует о его перспективности. ќно может быть всего лишь результатом повышенной плодовитости очень узкого круга авторов, пишущих на эту тему. –азнообразие фамилий не должно смущать: у одного руководител€ может быть несколько аспирантов.

ѕри изучении массива журнальных и книжных публикаций создаЄтс€ впечатление, что управление интеллектуальной собственностью (далее Ц »—) сводитс€ к вопросам права »—, регистрации объектов »—, их оценки и торговли правами [1] (рис. 1). ѕрограмма подготовки специалистов в –оссийском государственном институте интеллектуальной собственности (–√»»—) ограничена тем же кругом вопросов. ѕубликаций, посв€щЄнных использованию »— по еЄ пр€мому назначению, то есть дл€ защиты интересов предпри€тий, практически нет.

Ќо руководители промышленных предпри€тий не собираютс€ переквалифицироватьс€ в патентоведов, юристов или оценщиков. »м интересно знать, какую пользу предпри€тию может принести эта сама€ интеллектуальна€ собственность и как ею надо управл€ть, чтобы она могла эту пользу принести. ∆ела€ разобратьс€ в этом вопросе, будь то путЄм посещени€ курсов, консультаций у патентоведов, закончивших те же курсы, или изучени€ литературы, они встрет€тс€ всЄ с тем же: защита »—, увеличение капитализации предпри€ти€ и торговл€ лицензи€ми.

„то входит в управление »— по представлени€м литературных источников
–ис. 1. „то входит в управление »— по представлени€м литературных источников

ѕолучив пару-тройку патентов, поставив их на бухгалтерский учЄт и даже получив сертификат об оценке, руководители задают себе вопрос: ЂЌу и что?ї «а патентование и поддержание патентов в силе надо платить, прирост капитализации ничтожен, за лицензи€ми никто не обращаетс€. ј между тем, есть более насущные проблемы: конкуренты откусывают один кусочек рынка за другим, поставщики материалов и комплектующих, повыша€ цены, слизывают почти всю прибыль, а то, что остаЄтс€, доедают представители разного рода инспекций.  ака€ уж тут интеллектуальна€ собственность Ц вещную бы уберечь! ќтсутствие видимого дл€ большинства руководителей смысла в обладании »— €вл€етс€, возможно, одной из причин низкой изобретательской активности в –оссии.

≈сли задать простой вопрос: Ђ акова цель управлени€ »—Иї, то даже после небольшого раздумь€ становитс€ €сным, что существо управлени€ »— не может быть сведено только к вопросам регистрации, права и оценки. “акой подход можно уподобить сведению функций управлени€ предпри€тием к контролю над де€тельностью канцел€рии, юридического отдела и отдела сбыта.

«аблуждение не так уж невинно: уже известны примеры назначени€ профессиональных юристов на должности начальников ќтделов по управлению »— на крупнейших предпри€ти€х, чь€ де€тельность всецело св€зана с созданием и использованием объектов техники. –азвива€ подобную логику, можно прийти к выводу о возможности, заодно уж, назначени€ юристов на должности, св€занные с управлением и вещной собственностью, например, директоров заводов, главных инженеров и завхозов.

ѕопул€рно выражение Ђзащита »—ї. ≈сли сказать: Ђ«ащита станковї или Ђ«ащита готовой продукцииї узость этого выражени€ становитс€ очевидной. —обственность должна приносить доход. «ащита собственности необходима, но приносить доход предпри€тию не может. ћожно и нужно заниматьс€ научной де€тельностью по вопросам защиты и сбережени€ оружи€, можно даже устраивать конференции и издавать журналы по этим вопросам, но смысл существовани€ оружи€ и главна€ задача солдата состо€т всЄ-таки в защите ќтечества с помощью этого оружи€. ј это дополнительно требует умени€ его примен€ть и управл€ть войсками с учЄтом его тактико-технических характеристик. Ѕолее того, необходимо непрерывно следить за тенденци€ми в развитии вооружений, делать из этого правильные выводы и на их основе своевременно корректировать боевые уставы.

ЂЌевидима€ рука рынкаї показала очень даже
видимую фигу.
√ригорий явлинский

2. ѕричины узкого понимани€

“ак вот вопросы стратегии и тактики применени€ »— дл€ защиты предпри€тий практически не рассматриваютс€ в отечественной литературе ни на научном, ни, тем более, на приближЄнном к практике методическом уровне. »сследование причин сведени€ существа управлени€ »— только лишь к вопросам регистрации, права и оценки показало следующее.

1. ƒо 01.01.2008 согласно ст. 138 √  –‘ интеллектуальной собственностью называлось ЂЕисключительное право Е гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной де€тельности и приравненные к ним средства индивидуализацииї. — вступлением в силу 01.01.2008 „асти четвЄртой √  –‘ Ђѕрава на результаты интеллектуальной де€тельности и средства индивидуализацииї указанна€ стать€ отменена, а интеллектуальной собственностью стали называтьс€ результаты интеллектуальной де€тельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, которым предоставл€етс€ правова€ охрана (ст. 1225 √  –‘). –азница существенна€. Ќо подходы остались старыми: управление »— по-прежнему рассматриваетс€ как управление правами.

2. ¬ советские времена задача научно-технической и изобретательской де€тельности формулировалась с позиции интересов всего общества. “ак, в Ђќсновных направлени€х экономического и социального развити€ ———– на 1981 Ц 1985 годы и на период до 1990 годаї [2] говорилось: ЂЕ развитие науки и техники должно быть подчинено решению экономических и социальных задач Е общества, ускорению перевода экономики на путь интенсивного развити€, повышению эффективности общественного производстваї. Ёти задачи формулировались безлично, то есть они сто€ли перед всеми. ј уж перед ведомствами тем более. √лавна€ задача формулировалась как ЂЕускорение научно-технического прогресса Е более рациональное использование производственного потенциала страны, всемерна€ экономи€ всех видов ресурсов и улучшение качества работыї. ≈сли заменить слово Ђинтенсивногої на Ђинновационногої и вставить в паре мест приставку Ђнано-ї, то текст приобретЄт знакомые дл€ молодого поколени€ очертани€. ќднако иронизировать здесь не над чем: перечисленные задачи €вл€ютс€ вечными. Ќельз€ же сказать в какой-то момент, что мы достаточно ускорили прогресс и улучшили качество.

«адачи  омитета по делам изобретений и открытий при —овете ћинистров ———– были уже перечисленных, но подчин€лись этой главной задаче. ѕомимо правовой и регистрационной де€тельности √оскомизобретений вЄл большую методическую работу, относ€щуюс€ ко всем сторонам изобретательской де€тельности. ¬ыпускаемые им пособи€ стоили копейки, тиражи достигали сотен тыс€ч экземпл€ров.

»зучение постановлени€ ѕравительства –‘ [5] показывает, что в насто€щее врем€ –оспатент уже не столько решает задачи общества, сколько ЂЕосуществл€ет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использовани€ объектов интеллектуальной собственности, включа€ патенты и товарные знакиї [5, п. 1]. ≈стественно, что выполн€емые в рамках структуры –оспатента исследовани€ и сопровождающие их публикации, оказываютс€ посв€щЄнными проблемам осуществлени€ указанных функций, установленных, ѕравительством –‘. —плошной просмотр списка Ќ»–, выполненных в подведомственном –оспатенту ‘√” Ђ‘едеральный институт промышленной собственностиї (‘√” ‘»ѕ—) подтверждает это предположение. »з 102 выполненных в 2004 Е 2008 гг. работ результаты только трЄх, суд€ по названию, могли бы заинтересовать руководителей сотен тыс€ч промышленных предпри€тий –оссии. ѕри этом, созданные за счЄт госбюджета, они предоставл€ютс€ налогоплательщикам только на договорной основе.

»нтересно, что в упом€нутом списке Ќ»– почти нет работ, относ€щихс€ к оценке »—, хот€ в публикаци€х эта тема отражена вполне обильно. ѕо-видимому, в ажиотаже повинен не –оспатент, а гиперактивность гг. оценщиков, стимулируема€ госзаказами на разработку методик оценки и гонораром в два процента живыми деньгами от суммы оценки, проставленной на бумаге.

»так, функции ведомства определены неким вышесто€щим звеном управлени€, скажем министерством. ќно это сделало исход€ из своего понимани€ существа управлени€ »— и своих интересов. —уд€ по тому, что функции определены в зауженном по отношению к потребност€м общества виде, и никакого движени€ в отношении оставшихс€ безнадзорными не наблюдаетс€, их исполнение предположительно возложено на рынок.  ак этот рынок выполн€ет свои функции в отношении экономики –оссии, рассказывать не надо. ѕромышленные предпри€ти€ –оссии, управл€ющие »— на пещерном уровне, оказались лишЄнными даже методической помощи, не говор€ уже о возможности получать должным образом подготовленных специалистов.

3.  освенным свидетельством утраты промышленностью интереса к управлению »— в вышеописанном зауженном понимании €вл€ютс€ результаты исследований динамики тиражей соответствующей литературы. ѕредпри€тие не станет экономить копейки на подписке, если журнал будет ему полезен.

ѕрофессиональный журнал Ђ¬опросы изобретательстваї в 1991 году издавалс€ тиражом 49500 экз. ѕри таком тираже журнал получали почти все промышленные предпри€ти€ ———–. — 1992 года журнал сменил название на Ђ»нтеллектуальна€ собственностьї, что уже симптоматично. ¬ 2007 году общий тираж выпусков Ђ»нтеллектуальна€ собственность. ѕромышленна€ собственностьї и Ђ»нтеллектуальна€ собственность. јвторское право и смежные праваї составил 4000 экз. ѕолага€ тиражи выпусков приблизительно равными, имеем падение тиража выпуска Ђѕромышленна€ собственностьї в 25 раз. —ейчас тематика журнала ограничена только правовыми вопросами управлени€ »—. ќн даже рекомендован экспертным советом ¬ј  дл€ опубликовани€ основных результатов диссертаций и исследований именно и только по правовым вопросам.

“ираж научно-попул€рного журнала Ђ»зобретатель и рационализаторї, составл€вший в 1989 году 457930 экз. при объЄме 49 стр. после прогрессивных рыночных реформ и перехода на инновационный путь развити€ к 2007 году упал почти в 100 раз до 5150 экз. при объЄме 33 стр. Ётот журнал почти не касаетс€ правовых сторон управлени€ »—, но хорошо стимулирует творческую активность изобретателей и интерес руководителей к изобретательской де€тельности.

«десь вы€вл€етс€ предмет дл€ исследований. „исленность специалистов с высшим образованием в сфере Ќ»ќ –, включа€ научно-педагогических работников, выполн€ющих Ќ»ќ –, в 1989 году составл€ла 1225,0 тыс€ч человек [3]. ¬ 2004 году она снизилась до 452 тыс€ч человек [4], то есть в 2,7 раза. ¬озникает вопрос: почему же тираж журналов упал не в 3Е5, а в 25Е100 раз? “акое падение не объ€снить никаким снижением финансировани€. ¬ли€ние »нтернета также не может быть столь значительным, поскольку редакции не спешат помещать статьи в открытый доступ своих сайтов.

ћногие вещи нам непон€тны не потому, что наши
пон€ти€ слабы; но потому, что сии вещи не вход€т в
круг наших пон€тий.
 озьма ѕрутков

3. ќпределение пон€ти€ Ђ”правление »—ї

—тандартного определени€ пон€ти€ Ђ”правление интеллектуальной собственностьюї, по-видимому, не существует. ƒаже в фундаментальной книге [1] нет ни определени€ такого пон€ти€, ни упоминани€ о его существовании где-либо ещЄ.  аждый вкладывает в него содержание, соразмерное его собственным познани€м. ѕредложенное ниже определение можно обсуждать и критиковать с академической точки зрени€, но не с практической. ѕотому что независимо от того, будет ли оно признано научным сообществом (впрочем, вопросы истинности научных положений голосованием не решаютс€), предпри€тию, намеренному выжить, не избежать борьбы с конкурентами. “ермин Ђконкурентыї в насто€щей работе используетс€ в расширенном смысле и подразумевает претендентов не только на занимаемую предпри€тием долю рынка, но и на любые принадлежащие ему жизненные блага.

¬ нашем понимании, управление »— предпри€ти€ Ц это действи€, направленные на повышение доходности, защищЄнности и устойчивости предпри€ти€, опирающиес€ на возможности, предоставл€емые правовым институтом интеллектуальной собственности.

»з этого определени€ следует совсем друга€ схема. ќна показана на рис. 2

–ис. 2. „то входит в управление »— на самом деле
–ис. 2. „то входит в управление »— на самом деле

„тобы избежать ошибки абсолютизации, сразу отметим, что способ борьбы с конкурентами, опирающийс€ на возможности правового института »—, €вл€етс€ лишь одним из многих возможных. » не об€зательно самым эффективным. ¬ообще люба€ борьба бывает эффективной, когда используютс€ одновременно все возможные по обсто€тельствам способы.

¬ управлении »— главное Ц это разработка мер по ограничению конкуренции. ¬тора€ важна€ составл€юща€ управлени€ »—, котора€ посто€нно выпадает из сферы внимани€ наших правоведов, следует из очевидного положени€, что дл€ того, чтобы интеллектуальной собственностью управл€ть, надо эту самую собственность иметь, причЄм не вс€кую, а ту, котора€ нужна. ѕомимо конкурентов у предпри€тий есть внутренний враг, способный разорить их даже при отсутствии воздействи€ извне. Ётот враг Ц косность, то есть невосприимчивость к новому. Ќевосприимчивость можно преодолеть административными мерами. Ќо где вз€ть новое? «адачей какого из подразделений управлени€ предпри€тием, должно быть обеспечение непрерывного потока новых неочевидных, полезных дл€ производства и нужных дл€ ограничени€ конкуренции результатов интеллектуальной де€тельности? » как это осуществить технически?

ѕоток новых решений должен быть непрерывным, поскольку объектам »— свойственна, образно говор€, высока€ смертность. ¬полне дельное изобретение может мгновенно потер€ть свою ценность из-за того, что изобретено нечто лучшее. «аметим, неважно кем Ц своим ли изобретателем или конкурентом. ƒл€ продолжени€ жизни рождаемость должна заметно превышать смертность.

¬озвраща€сь к –оспатенту можно предположить, что ему, посто€нно испытывающему недостаток в экспертах и с трудом справл€ющемус€ с поступающими за€вками, кажетс€, что их очень много, и проблему обеспечени€ страны непрерывным потоком новых технических решений он просто не видит. ќднако перед каждым в отдельности вз€тым производственным предпри€тием всегда сто€т вечные вопросы: Ђ√де вз€ть основу инноваций Ц новые, неочевидные решени€?ї, Ђ акими именно должны быть эти решени€ дл€ того, чтобы ограничить аппетиты конкурентов?ї, Ђ акие требовани€ к новому продукту указать в “« на ќ –Шї

—тратеги€ ограничени€ конкуренции определ€ет [6]:
   - тематическую направленность задач, которые став€тс€ перед изобретател€ми;
   - существо новых творческих результатов;
   - решени€ о выборе целесообразной формы правовой охраны этих результатов;
   - услови€ предоставлени€ лицензий.

ќграничение конкуренции €вл€етс€ началом, истоком, движущей силой инновационной де€тельности. ќно первично по отношению к другим задачам управлени€. ƒл€ реализации этого ограничени€ создаютс€ изобретени€, как улучшающие, так и огораживающие и дезинформирующие, затем устанавливаетс€ дл€ них правова€ охрана. «ащита »—, борьба с нарушени€ми исключительного права, €вл€€сь одним из средств ограничени€ конкуренции, возвращает управление »— к истоку. «аметим, что в ходе внедрени€ изобретений попутно создаютс€ новые, незапланированные творческие результаты. Ёто порождает задачи их своевременного вы€влени€ и определени€ целесообразного режима правовой охраны.

»з этого следует, что взаимосв€зь изображЄнных на рис. 2 ЂтрЄх источников и трЄх составных частейї управлени€ »—, следовало бы изобразить наподобие переплетЄнных олимпийских колец, поко€щихс€ на правовом фундаменте (рис. 3).

–ис. 3. ¬заимодействие в управлении »—
–ис. 3. ¬заимодействие в управлении »—

≈сли ты смотришь на год вперЄд, выращивай рис.
≈сли ты смотришь на двадцать лет вперЄд, выращивай деревь€.
≈сли ты смотришь вперЄд на столети€, выращивай людей.
 итайское изречение

4.  адровый вопрос

Ќо если всЄ так переплетено и взаимозависимо, то, скорее всего, это должно быть объектом единого управлени€, неважно, будет ли оно называтьс€ управлением »— или как-то иначе. ≈диное управление предполагает единоличного руководител€. ѕопытки создани€ коллегиальных органов управлени€, вс€кого рода  оординационных советов по вопросам »—, неэффективны: что один дилетант, что несколько вместе Ц уровень принимаемых ими решений останетс€ дилетантским.

“ребование высокой оперативности управлени€ »— €вл€етс€ дополнительным доводом против коллегиальности. Ќедаром патентные ведомства некоторых стран учитывают не только дату, но и врем€ подачи за€вки. Ќикакое коллегиальное управление не может обеспечить достаточную оперативность.

ѕопул€рна€ во все времена иллюзи€ о том, что главное Ц зан€ть должность, а уж специалисты и эксперты всегда найдутс€, в управлении »— не проходит Ц хороших специалистов очень мало, а советы тех экспертов, которые фактически есть, могут завести очень далеко. “ем более что неизвестно, мнению кого из них можно довер€ть.  роме того, управление не может опиратьс€ только на экспертов, поскольку при этом тер€етс€ цельность воспри€ти€ объекта управлени€.

ѕризнание первичности задачи ограничени€ конкуренции приводит к выводу о том, что управл€ть »— предпри€ти€ должен специалист, способный видеть возможности реализации этого ограничени€ методами техники. —пециалист, способный ограничивать конкуренцию другими, например, политическими или организационными методами, не имеет отношени€ к управлению »—, так как эти методы неохраноспособны. Ёти два вида специалистов, работа€ на общее благо, по сути, конкурируют между собой за признание их полезности, и арбитром между ними должен быть руководитель предпри€ти€. ќни оба нужны предпри€тию, но назначать Ђполитикаї начальником над Ђтехникомї, было бы ошибочным.

ѕричина такой асимметрии в том, что умело руководимое предпри€тие может решать вопросы ограничени€ конкуренции, опира€сь всецело на надЄжные методы техники. –асчЄт на технические инновации при разумном управлении никогда не подводит. ѕомощь юристов может потребоватьс€ только дл€ преследовани€ нарушителей исключительного права или отражени€ патентных нападений. ѕоскольку необходимой дл€ этого квалификацией обладают все патентные поверенные, а их в –оссии свыше тыс€чи двухсот, найти специалиста дл€ указанных целей нетрудно, более того, его об€зательно следует подыскать и проверить заранее.

Ќо при опоре на технику нужный результат возникает далеко не сразу. Ёто требует от управл€ющего способности предвидени€, основанной на врождЄнных качествах и хорошем информационном, в том числе, разведывательном обеспечении. ¬се меропри€ти€, относ€щиес€ к управлению персоналом, выбору направлени€ и объЄма финансировани€ Ќ»ќ –, патентной политике, должны носить опережающий характер. Ќеобходимый высокий уровень управлени€ »— достигаетс€ долгой кропотливой работой.

ѕолитические и маркетинговые методы более эффективны в кратковременном плане, зачастую не требуют высокой квалификации и порой принос€т успех усили€ми талантливого одиночки. Ќо если они станов€тс€ главенствующими в ущерб научно-технической составл€ющей инновационной де€тельности, предпри€тие, рано или поздно, начинает тонуть, исчерпав возможности лоббировани€, коммерческого подкупа и использовани€ политических св€зей. ¬озврат к технике спасти уже не может, так как плоды политики технических инноваций созревают медленнее, чем наступает крах.

”правл€ющий »— должен обладать следующими компетенци€ми:
   - хорошо знать техническую и технологическую основы де€тельности предпри€ти€, иметь опыт работы в линейных подразделени€х предпри€ти€ на инженерных должност€х. ≈сли предпри€тие выпускает технически сложную продукцию, использу€ традиционные технологии, это может быть специалист в соответствующей области техники. ≈сли технологические проблемы преобладают над техническими, это может быть технолог;
   - уметь изобретать, иметь личный опыт изобретательской де€тельности. ќбучение на любых курсах полезно, но не замен€ет опыта собственноручного создани€ даже одного изобретени€;
   - иметь профессиональную подготовку на уровне патентоведа, а лучше, патентного поверенного. ѕолучить еЄ несложно Ц курсы при –√»»— работают посто€нно, экзамен проводитс€ не реже двух раз в год.
   - владеть навыками информационной работы, включа€ умение ставить задачи информационным службам и делать выводы из собранной информации;
   - обладать хорошо развитым здравым смыслом и кругозором.

—пециалистов с подобным набором компетенций на рынке труда нет, молодые выпускники вузов не имеют требуемого опыта. —ледовательно, предпри€тие должно поставить задачу планомерной подготовки таких специалистов дл€ собственных нужд. ≈сли на предпри€тии в производственной сфере уже работают инженеры с хорошими задатками, повысить их квалификацию в нужном направлении можно за год-два.

’ороших результатов можно ожидать от целевой подготовки студентов, на что потребуетс€ несколько больше времени. ƒостаточно чЄтко сформулированна€ программа или план карьерного роста послужит хорошей мотивацией дополнительных усилий. ясность в отношении будущей карьеры, возможность повышени€ квалификации за счЄт работодател€ могут привлечь и тех способных выпускников, которые сейчас пр€мо с вузовской скамьи идут в аспирантуру, плохо представл€€, кем они станут после еЄ окончани€.

¬ любом случае, руководител€м предпри€тий следует отказатьс€ от иллюзий о возможности привлечени€ готовых специалистов со стороны и начать разрабатывать план-программу подготовки собственных кадров.


[1] ¬.√. «инов. ”правление интеллектуальной собственностью: учебное пособие. Ц ћ.: ƒело, 2003.
[2] ќсновные направлени€ экономического и социального развити€ ———– на 1981 Ц 1985 годы и на период до 1990 года. ћ.: ѕолитиздат, 1981.
[3] Ќаука –оссии Ц 1993. Ц ћ.: ÷»—Ќ, 1994.
[4] –оссийский статистический ежегодник. 2005 год.
[5] ѕостановление ѕравительства –‘ от 07.04.2004 є 178 Ђ¬опросы федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакамї.
[6] ё.¬. √ригорьев. ”правление изобретательской де€тельностью: патентна€ стратеги€ предпри€ти€ //  ачество, инновации, образование, 2008, є 9, с. 36-42.