Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Наш принцип – не нарушать чужие права и не позволять нарушать свои

Н.А.РЫБИНА – патентный поверенный, начальник отдела ЗАО «Группа предприятий «ОСТ»

Компания «ОСТ», основанная в 1995 г., является крупным российским производителем алкогольных и безалкогольных напитков. Сегодня в ее состав входят более 26 предприятий, на которых работают свыше 5 тыс. человек. Ежегодный объем производства алкогольной продукции составляет около 3,5 млн. долл.

Продуктовая линия группы включает напитки, выпускаемые под товарными знаками: для алкогольных напитков – «Богородская», «Стольная», «Шустов»; слабоалкогольных коктейлей – «VINTAGE» и «JET»; безалкогольных напитков – «Напитки из Черноголовки». Многим потребителям наша продукция известна под товарным знаком «Черноголовка».

Получение и защита прав интеллектуальной собственности возложены на отдел по защите интеллектуальной собственности, который входит в правовой департамент группы и курируется его директором. Наше подразделение работает оперативно и слаженно. У каждого сотрудника очерчен круг обязанностей. Составляется месячный план-бюджет для оплаты пошлин, тарифов, гонораров патентных поверенных, регулярно готовятся отчеты для руководителей и акционеров. Мы являемся подписчиками всех ведущих журналов в области интеллектуальной собственности, стараемся повышать свою квалификацию.

Основными направлениями работы являются:

   получение прав на объекты интеллектуальной собственности в России и за рубежом, поддержание их в силе;
   экспертиза дизайн-макетов на выпускаемую продукцию, получаемых как от сторонних дизайнеров, так и от собственных разработчиков, с целью проверки патентной чистоты;
   подготовка и анализ различных договоров, в том числе зарубежных контрактов, положения которых включают регулирование прав интеллектуальной собственности.

Мы применяем различные способы защиты прав интеллектуальной собственности предприятий группы. Прежде всего, это регистрация прав, то есть получение патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также свидетельств на товарные знаки. Имеется свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара «Русская водка». Самое большое число заявок подается на товарные знаки. Регистрируем в Роспатенте программы для ЭВМ и базы данных, разрабатываемые нашими программистами.

Мы являемся владельцами нескольких сотен свидетельств на товарные знаки. Например, продукция под названием «Шустов» опирается на несколько десятков зарегистрированных товарных знаков: словесных, комбинированных, объемных. Для проекта по возрождению бизнеса российского предпринимателя Н.Л.Шустова были зарегистрированы слоганы «Для любителей и знатоков», «Требуйте Шустова всегда!» и др.

Некоторые технические решения охраняются в режиме коммерческой тайны (ноу-хау). Это касается в основном рецептур алкогольной продукции.

Заключаем договоры на использование объектов авторского права при оформлении продукции. Как правило, такие объекты создаются дизайнерскими студиями, поэтому с художниками мы заключаем договоры, по которым имущественные права передаются предприятиям группы.

Серьезное внимание уделяется лицензионным соглашениям, заключаемым между материнской компанией ЗАО «Группа предприятий «ОСТ» и дочерними предприятиями. Для сохранения товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности, являющихся нематериальными активами, они оформляются на управляющую компанию.

Работа начинается с предложений службы маркетинга, содержащих новые названия и зрительные образы для выпускаемой продукции. Мы проводим поиски, определяем целесообразность дальнейшей работы: подавать заявки, покупать права у других компаний или отказаться от данного названия. Если предполагается экспорт продукции, просим Роспатент о проведении ускоренной экспертизы и далее по процедуре Мадридского соглашения подаем заявки в зарубежные страны. При запуске нового товара планируем, на какие рынки он будет направляться.

Мы имеем печальный опыт с товарным знаком «Стольная». Трудно согласиться, что водки «Столичная» («Stolichnaya») и «Стольная» («Stolnaya») не отличаются между собой и могут быть спутаны потребителем. Однако европейские страны отказали нам в регистрации не только словесного знака «Stolnaya», но и комбинированного объемного знака. В связи с этим высококачественные настойки и водка «Стольная» распространяются только на территории бывших республик СССР. Напрашивается вывод: используя новое название, следует более тщательно прорабатывать стратегию продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Серьезное внимание уделяется инвентаризации используемых нашими предприятиями, но не имеющих охранных документов названий или видов упаковки. По какой причине это произошло? Их несколько.

Некоторые проблемы пришли к нам исторически, в то время, когда компания не имела специализированного подразделения и квалифицированных кадров. Выявленные используемые обозначения мы пытаемся зарегистрировать в Роспатенте, оформить лицензионные соглашения, подписать авторские договоры.

Существуют обозначения, по которым Роспатентом ранее было отказано в регистрации. После принятия в конце 2002 г. новой редакции Закона о товарных знаках, в частности, положений о регистрации обозначений в силу приобретенной ими различительной способности, приходится вновь обращаться к процедуре регистрации, показывать объемы продаж, доказывать известность потребителям, различительную способность. Например, сложно идет регистрация товарных знаков «VINTAGE» или «Напитки из Черноголовки».

Большая область деятельности – размещение на нашем производстве заказов на выпуск продукции других компаний. Например, в течение многих лет по заказу ФКП «Союзплодоимпорт» мы производили водки «Московская» и «Столичная», несколько лет выпускаем водки «Флагман», «Кауфман». Мы заключаем лицензионные соглашения, регистрируем их в Роспатенте. Кроме того, эти компании приходят со своими комплектующими: колпачками, упаковкой, тарой, этикетками и пр. Задача отдела – проверить, не защищены ли они, например, патентами, не допустить претензий и исков со стороны третьих лиц. Однако время от времени такие претензии к нам поступают. Например, дважды мы получали претензии о нарушении патентов на используемые для укупорки бутылок колпачки с рассекателями. В первом случае мы доказали, что приобрели продукцию законным путем, то есть купили колпачки у официальных представителей патентообладателя. Во втором случае провели техническую экспертизу и выявили, что приобретаемая нами продукция не подпадает под признаки формулы изобретения по спорному патенту, и, следовательно, нарушения не было.

Провести экспертизу на патентную чистоту по всем комплектующим невозможно, поэтому мы следим, чтобы во всех договорах с контрагентами оговаривались вопросы ответственности, гарантировалась патентная чистота, прописывались процедуры разрешения претензий третьих лиц. Там, где речь идет об использовании названия продукции, настаиваем, чтобы контрагенты подавали заявки и получали свидетельства. При этом оказываем им правовую помощь. Если они категорически отказываются (ведь надо платить пошлины), подаем заявки на свое имя.

Безусловно, законодательство не требует от нас подавать заявки и получать свидетельства, главное – не нарушать права других лиц. Но наличие охранных документов гарантирует спокойную работу и продажу товаров. Поэтому мы руководствуемся принципами: не экономить на получении прав интеллектуальной собственности, не нарушать чужие права, но и не позволять нарушать свои. Для этого мы пользуемся всем арсеналом предоставляемых законодательством средств. Например, товарный знак «Шустов» включен в таможенный реестр Российской Федерации. Постановкой на таможенный контроль мы предотвращаем ввоз контрафактной продукции из других стран.