Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 



Виртуальная «Кока-Кола»

Coca-ColaАмериканцы отсудили доменное имя coca-cola.ru

На прошлой неделе корпорация Coca-Cola доказала в Арбитражном суде Москвы, что регистрация домена coca-cola.ru возможна только на имя самого производителя прохладительных напитков. И хотя этот вердикт суда пока не вступил в силу, он уже сейчас может послужить началом массовой судебной практики по разрешению споров между владельцами известных брэндов и киберсквоттерами. Регистрации предприимчивыми дельцами доменного имени, идентичного по написанию известному брэнду, создают проблемы и за границей, и в России. Разница лишь в том, что наша судебная практика только начинает формироваться.

Если вначале доменное имя (domain name) было лишь «псевдонимом» IP-адреса компьютера, то сегодня домен рассматривается еще и как важный нематериальный актив компании. Между тем среди юристов до сих пор не существует единого мнения, что же такое доменное имя. Во многом это происходит потому, что до сих пор, в отличие от товарных знаков и фирменных наименований, не существует нормативного определения доменного имени. Такое положение вещей, считают большинство экспертов, тормозит формирование единой практики судов по таким спорам и затрудняет разрешение их по существу.

Практика показывает, что наиболее распространенными являются споры, когда доменное имя воспроизводит словесный товарный знак или фирменное наименование известной компании. Задача киберсквоттера проста - увидеть и зарегистрировать первым доменное имя, идентичное или сходное по написанию известной торговой марке, чтобы потом попытаться получить энную сумму с того, кто захочет получить это имя для использования в своей работе.

Между тем российская практика разрешения споров в отношении доменов крайне скудна. Известно всего несколько случаев, когда компания обращалась в суд с иском о переделегировании доменного имени. Более того, решения, которые выносились судами, кажутся порой просто случайными.

Открывший судебную практику домен mosfilm.ru интересен тем, что киноконцерн «Мосфильм» добился полного запрещения регистрации доменных имен, содержащих слово mosfilm, и это зафиксировано в решении арбитражного суда. Позже киноконцерн просто переделегировал доменное имя на себя и теперь успешно его использует. Другой процесс - вокруг домена kodak.ru - претендует на звание «самого долгоиграющего». Разбирательства длятся уже более двух лет. Сначала американская компания Eastman Kodak подала в арбитражный суд иск по товарному знаку. Важно отметить, что ответчик - частный предприниматель Александр Грундул - имел некое отношение к продукции Kodak. На своем сайте (с именем kodak.ru) он, как торговец, размещал информацию о том, что предлагает к продаже фотоаппараты и прочую продукцию от «Кодака», и, стало быть, не вводил потребителя в заблуждение. Все три инстанции отказали в удовлетворении исковых требований. Дело в порядке протеста оказалось на рассмотрении в Высшем арбитражном суде, который вынес вердикт: «Доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака». Параллельно проходил процесс, предметом которого было использование фирменного наименования. Тут имеет значение тот факт, что действующее законодательство не делает различий между понятиями «фирменное наименование» и «наименование юридического лица», а понятие «краткое фирменное наименование» в нем просто не фигурирует.

Во всех арбитражных процессах либо как третье лицо, либо как ответчик фигурирует непосредственный регистратор имен в Рунете - Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Регистрация доменных имен в зоне «ru» производится исходя из приоритета первого заявителя, который, собственно, и отвечает за выбор имени. Сегодня домен или право на администрирование доменов не могут быть предметом купли-продажи, а соглашение о регистрации не предусматривает административной процедуры разрешения споров.

Как заявил «Фокусу» Серго Селивановский, представлявший интересы Александра Грундула, «дело kodak.ru сегодня просто подвешено, несмотря на то что суд вынес решение - запретить Грундулу использовать слово kodak». Действительно, решение было по меньшей мере странным: «...прекратить использование доменного имени, сходного с фирменным наименованием ООО «Кодак». И не более того. Ни о передаче прав на администрирование домена истцу, ни об аннулировании его регистрации суд ничего не сказал. В итоге Грундул отказался от спорного сайта. А чуть позже домен kodak.ru зарегистрировал новый владелец, не принимавший до этого никакого участия в судебном процессе. А Eastman Kodak в результате остался ни с чем.

Третье дело - о доменном имени quelle.ru - было разрешено в пользу немецкой компании Quelle AG. Ответчику было предписано: переделегировать домен. В этих двух историях важно то, что логотип quelle лишь содержался на сайте киберсквоттеров и содержал скрытый призыв выкупить сам сайт. Знающие люди утверждают, что предприимчивые коммерсанты хотели получить не меньше $60 000. А вот kodak.ru активно использовался частным предпринимателем Грундулом для продвижения товаров собственно компании Eastman Kodak.

Что же касается недавно начавшегося процесса по доменам coca-cola.ru и sprite.ru, то он кажется скорее исключением из сложившейся судебной практики. В конце лета компания Coca-Cola подала иск в Московский арбитражный суд с требованием аннулировать регистрацию доменов, которая была сделана в РосНИИРОСе еще в 1998 г. санкт-петербургским ООО «Инсайт». В The Coca-Cola Company решили, что ответчиков должно быть двое - «Инсайт» и РосНИИРОС. Присутствие в качестве ответчика регистратора представители компании Coca-Cola объясняют так: размещая на сервере информацию о доменах coca-cola.ru и sprite.ru, РосНИИРОС таким образом использует эти домены. Более того, в ходе судебного процесса выяснилось, что регистратор остался единственным ответчиком - все попытки истцов связаться с «Инсайтом» закончились ничем: найти представителей ООО не удалось ни в Питере, ни где-либо еще.

Оставшись в одиночестве, РосНИИРОС стал настаивать, что он, как регистратор, может быть только третьим лицом в разбирательстве и поэтому не готов нести ответственность за нарушение прав на товарный знак и фирменное наименование в одиночку. Более того, Елена Герцева, юрист РосНИИРОСа, убеждена: «Неповторяемость - это основной принцип при регистрации доменов, как и фирменных наименований, а других проверок на регистратора просто не возложено». В ходе самого процесса выяснилось, что с момента подачи иска до дня его рассмотрения произошли изменения по предмету иска. Истек срок оплаты в отношении домена sprite.ru. Фирму «Инсайт» сменил другой владелец - физическое лицо, о котором в самом РосНИИРОСе говорят, что он известный киберсквоттер. Поэтому судебный процесс может быть перенесен еще и в суд общей юрисдикции. Но в отношении домена coca-cola.ru самый крупный производитель прохладительных напитков все же добился нужного решения суда. Суд признал нарушение фирменного наименования и товарного знака, запретил использование домена компанией «Инсайт», обязал аннулировать существующую регистрацию домена и зарегистрировать coca-cola.ru на имя Coca-Cola Company.

Данное решение действительно уникально тем, что владельцу товарного знака и фирменного наименования удалось сразу добиться переделегирования домена на свое имя. Понятно, что в России не прецедентное право и всякому, кто решится последовать примеру компании Coca-Cola, придется каждый раз доказывать свою правоту на всех ступенях судебной лестницы. Тем не менее эксперты полагают, что вслед за этим успехом многие обиженные кибесквоттерами компании смогут рассчитывать на ускорение судебных процедур и положительные решения.