Российская Библиотека Интеллектуальной Собственности
 
 


Федерация Защиты Правообладателей

Общеизвестные товарные знаки в России

В.В.МОРДВИНОВА – патентный поверенный (Санкт-Петербург)

Общеизвестный товарный знак – это особая категория товарных знаков, для которых в соответствии со ст. 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности правовая охрана может возникать без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством.

Общеизвестным товарным знаком в соответствии со ст. 191 закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» может быть признан зарегистрированный товарный знак или незарегистрированное обозначение, которое в результате его интенсивного использования стало на территории Российской Федерации широко известно среди соответствующих потребителей в отношении товаров (или услуг) лица, использующего указанный знак.

Таким образом, определение общеизвестного товарного знака сделано через указание на условия предоставления ему правовой охраны. Обозначение может стать общеизвестным товарным знаком, если:

   интенсивно используется в Российской Федерации;
   приобрело широкую известность среди соответствующих потребителей;
   приобрело широкую известность в отношении товаров определенного лица.

Общеизвестный товарный знак – показатель высокого статуса его владельца, так как владельцами общеизвестных знаков являются в основном предприятия, занимающие ведущие позиции в соответствующих областях деятельности. В настоящее время число общеизвестных товарных знаков в перечне невелико. На 25 декабря 2006 г. общеизвестными в Российской Федерации признаны 59 товарных знаков. Приведем классификацию этих обозначений.

Классификация по внешнему виду: объемные – 1; изобразительные – 2; словесные – 37; комбинированные – 19.

Большинство (64%) всех зарегистрированных знаков приходится на словесные обозначения (37 из 59), из которых 65% характеризуются простым написанием (28 из 37).

Классификация словесных общеизвестных товарных знаков по написанию: оригинальное – 10; простое – 27.

По шрифту (кириллица-латиница): словесные компоненты в кириллице – 37; в латинице – 19.

Классификация общеизвестных товарных знаков по владельцам: российский – 38; иностранный – 21.

Начиная с 2001 г. к отечественным владельцам общеизвестных товарных знаков прибавились иностранные. Среди них лидируют владельцы из США, на долю которых приходится 66% общеизвестных товарных знаков. Доля владельцев из бывших союзных республик – 33%. Из них бесспорный лидер – Армения со своими коньячными брендами «Васпуракан», «Наири», «Ахтамар», «Отборный», «Двин» и «Арарат».

Статистика регистрации общеизвестных товарных знаков по годам: 2000 г. – «Известия», «Уралмаш»; 2001 г. – «Ява», «Здоровье», «Coca-Cola», «Васпуракан», «Наири», «Ахтамар», «Отборный», «Двин», «Арарат»; 2002 г. – «Клинское», «Ферейн»; 2003 г. – «Эффектон», «Гарант»; 2004 г. – «Лукойл», «Лукойл», «Лукойл», «Миг», «Лукойл», «Lipton», «Intel», «Pentium», «Роспечать», «Intel», «Pentium», «Intel Inside», «Урал», «Rigas balsam», «Газпром», «Газпром», «Газ», «Из рук в руки», «Атлант»; 2005 г. – «Камаз», «Kamaz», «Камаз», «Тройка», «Пенталгин», «Русская», «Nestle», «Nestle»; 2006 г. (I полугодие) – «Smirnoff», «Смирновъ», «Автоваз», «Lada», «Автоваз», «Макфа», «Nescafe», «Maggi», «Институт Гэллапа», «Moskovskaya», «Stolichnaya», «Русский стандарт», «Русский стандарт», «Tiffany», «Балтика», «Аргументы и факты», «Luxoil».

Больше всего общеизвестных товарных знаков было зарегистрировано в 2004 г. (19). На 25 декабря 2006 г. было 17 регистраций, хотя, вполне вероятно, что этот год может оказаться самым «урожайным», о чем можно будет судить после модификации данных на сайте Роспатента.

Число товарных знаков, признанных общеизвестными по годам, следующее:

1977 – 1; 1982 – 1; 1985 – 4; 1989 – 1; 1990 – 6; 1992 – 2; 1993 – 1; 1995 – 3; 1996 – 3; 1997 – 5; 1998 – 8; 1999 – 11; 2000 – 1; 2001 – 2; 2002 – 3; 2003 – 1; 2004 – 6.

Как видно, 1998 – 1999 гг. стали самыми плодотворными, поскольку 32% обозначений были признаны общеизвестными именно в этот период.

Статистика общеизвестных товарных знаков по продолжительности известности на дату регистрации:

1 год – 2 знака; 2 – 5; 3 – 2; 4 – 3; 5 – 10; 6 – 8; 7 – 6; 8 – 1; 9 – 7; 10 – 1; 11 – 6; 12 – 2; 13 – 2; 20 – 2; 22 – 1.

Самый короткий период известности – один год для обозначений «Клинское» (рег. № 12, похоже, самая шумная рекламная кампания) и «Из рук в руки» (рег. № 33), а самый длительный до признания обозначения таковым – у обозначения «Уралмаш» (рег. № 1) – 22 г.

Статистика по предшествующим регистрациям в качестве товарного знака выглядит следующим образом.

С предшествующей регистрацией (18 товарных знаков): «Клинское», «Лукойл», «Лукойл», «Лукойл», «Лукойл», «Intel», «Pentium», «Intel», «Газ», «Из рук в руки», «Камаз», «Kamaz», «Камаз», «Русская», «Автоваз», «Lada», «Автоваз», «Luxoil».

Без предшествующей регистрации (41 товарный знак): «Ява», «Здоровье», «Coca-Cola», «Васпуракан», «Наири», «Ахтамар», «Отборный», «Двин», «Арарат», «Ферейн», «Эффектон», «Гарант», «Миг», «Lipton», «Роспечать», «Pentium», «Intel Inside», «Урал», «Rigas balsam», «Газпром», «Газпром», «Атлант», «Тройка», «Пенталгин», «Nestle», «Nestle», «Smirnoff», «Смирновъ», «Макфа», «Nescafe», «Maggi», «Институт Гэллапа», «Moskovskaya», «Stolichnaya», «Русский стандарт», «Русский стандарт», «Tiffany», «Балтика», «Аргументы и факты».

70% общеизвестных товарных знаков были признаны таковыми без предшествующей регистрации в качестве товарного знака. Но в результате доказанного интенсивного использования они стали широко известны среди соответствующих потребителей на территории Российской Федерации.

Статистика по международным классам товаров и услуг. 1-е место занимают товары 33 класса МКТУ (всего 24% регистраций): «Васпуракан», «Наири», «Ахтамар», «Отборный», «Двин», «Арарат», «Rigas balsam», «Русская», «Smirnoff», «Смирновъ», «Moskovskaya», «Stolichnaya», «Русский стандарт»); 2-е место – товары 12 класса МКТУ (14% регистраций – «Камаз», «Kamaz», «Автоваз», «Lada», «Миг», «Газ»); 3-е место – товары 9 класса МКТУ (13% регистраций приходится на микропроцессоры «Pentium», «Intel» и программное обеспечение).

Среди 14 «алкогольных» регистраций на долю этикеток приходится всего лишь три: «Русская» (№ 40), «Moskovskaya» (№ 52) и «Stolichnaya» (№ 53), принадлежащие ФКП «Союзплодоимпорт». Удивительно, что несмотря на признание общеизвестной водочной этикетки «Русская», в автоматизированной системе товарных знаков Российской Федерации на сайте Роспатента обнаружено несколько регистраций с тем же словесным элементом на имя различных владельцев.

Выводы

Претендовать на правовую охрану в качестве общеизвестного товарного знака лучше всего словесному и (или) комбинированному обозначению с сильной словесной частью.

Ряд общеизвестных товарных знаков имеет несколько регистраций: для различных вариантов написания или различных товаров (например, «Лукойл», «Intel», «Pentium», «Камаз», «Nestle»), что также свидетельствует о хорошем финансовом положении владельцев регистрации.

В качестве общеизвестного товарного знака может быть зарегистрировано и обозначение, которое никогда бы не зарегистрировали в качестве «обычного» товарного знака (например, «Роспечать», «Отборный», «Газпром», «Здоровье», «Уралмаш», «Русский стандарт»).

Далеко не у всех зарегистрированных общеизвестных товарных знаков с точки зрения потребителя известен их владелец, а точнее его имя (например, имя владельца обозначений «Макфа», «Пентальгин», «Из рук в руки», «Урал», «Магги», «Русский стандарт», «Luxoil»).

Хорошо известны потребителю имена тех владельцев общеизвестных товарных знаков, которые имеют одноименное фирменное обозначение (например, «Газ», «Камаз», «Автоваз») или скандально известные водочные этикетки «Русская», «Московская» и «Столичная». Кстати, последнее обозначение за рубежом принадлежит совершенно другому отечественному заявителю!

После регистрации общеизвестного товарного знака можно заключать лицензионные договоры на право пользования, естественно, не безвозмездно. Например, на обозначение «Роспечать» заключено 12 лицензионных договоров, похоже, что это еще один способ оказывать давление на рынок.

Признание товарного знака общеизвестным дает владельцу определенные преимущества (хотя и средства, затрачиваемые на проведение исследований для подтверждения статуса общеизвестности, заслуживают уважения – это десятки тысяч у.е., хотя понятно, что любая реклама стоит денег). Видимо, поэтому самое большое число регистраций общеизвестных товарных знаков приходится на самый «рентабельный» 33 класс МКТУ – алкогольные товары.

Еще одно преимущество общеизвестного товарного знака: для него не существует срока действия, хотя и его можно аннулировать. Шедевром «общеизвестности» можно считать словесный общеизвестный товарный знак «Эфектон» (рег. № 14), который просуществовал в качестве такового неполных два года, после чего регистрация была признана недействительной полностью.

Правовой статус общеизвестного товарного знака дает возможность правовой защиты не только в пределах перечня товаров (услуг), для которых знак признан общеизвестным, но и для других товаров (услуг), при условии возникновения риска причинения ущерба интересам владельца (что, естественно, потребует доказательств).

Вот что по этому поводу говорится в российском Законе о товарных знаках и в Соглашении ТРИПС.

П. 2 ст. 19 Закона:
«…при условии, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его законные интересы».

Ст. 16 Соглашения ТРИПС:
«1. При условии, что использование этого товарного знака для упомянутых товаров и услуг будет указывать на взаимосвязь между упомянутыми товарами и услугами и владельцем зарегистрированного товарного знака.
2. При условии, что при таком использовании существует вероятность ущемления интересов владельца зарегистрированного товарного знака».

Лицу, претендующему на общеизвестность своего товарного знака, следует представить значительный объем информации, на основании которой Палата по патентным спорам Роспатента сможет принять решение о том, что товарный знак является общеизвестным:

   об интенсивном использовании товарного знака на территории Российской Федерации (при этом могут указываться дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где реализовывались товары, маркированные этим знаком; объем их реализации; способы использования товарного знака; среднегодовое число потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.);
   о регионах и странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;
   о затратах на рекламу товарного знака (годовые финансовые отчеты);
   о результатах опроса потребителей товаров об общеизвестности товарного знака;
   о стоимости товарного знака в соответствии с данными в годовых финансовых отчетах.

Если общеизвестные знаки регистрируются, означает ли это, что затраты на сбор вышеуказанного объема информации окупаются? Для некоторых владельцев имидж фирмы важнее денег!